«Христианин в современном мире». Геннадий Лапаев - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

«Христианин в современном мире». Геннадий Лапаев

* Поделиться

У нас в гостях был регент, церковный композитор Геннадий Лапаев.

Мы говорили с нашим гостем о его пути к вере и в музыкальном творчестве, об особенностях служения на клиросе и о том, что для него значит быть христианином в современном мире.

Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева


Диак. Игорь Цуканов:

— Добрый вечер, дорогие друзья. «Вечер воскресенья» на Радио Вера. Как всегда в это время, в студии Кира Лаврентьева —

К. Лаврентьева:

— Добрый вечер.

Диак. Игорь Цуканов:

— Я — диакон Игорь Цуканов. И сегодня я очень рад представить нашего нынешнего гостя — это Геннадий Никифорович Лапаев, церковный композитор, регент хора Вознесенского собора города Тверь, человек, который практически всю свою жизнь прожил в Церкви, наблюдал Церковь в разные эпохи, можно так сказать, её жизни. Геннадий Никифорович, добрый вечер, рады вас видеть в нашей студии.

Г. Лапаев:

— Здравствуйте. Спасибо.

Диак. Игорь Цуканов:

— Геннадий Никифорович, первое, что хотелось спросить, это задать вопрос о вашей семье. Вот я слушал ваше интервью и как-то запомнил, что очень многие такие традиции, как мы это называем, вообще очень многое вы, конечно, почерпнули от ваших родителей. Например, даже то, что принято было в вашей семье папу и маму называть на «вы».

К. Лаврентьева:

— Меня это тоже очень удивило.

Диак. Игорь Цуканов:

— Это, наверное, самое такое для нас сегодня необычное, но наверняка это не единственное, что ваши родители вам передали, что вы восприняли от них. Могли бы вы немножко рассказать о вашей семье? И тоже сразу спрошу: христианская вера — это тоже такая драгоценность, которую вы восприняли от ваших родителей, или это как-то иначе случилось?

Г. Лапаев:

— Да, конечно, иначе. Все мы, наверное, являемся продолжением своих родителей — в каких-то поступках, в каких-то намерениях, и вообще всей своей жизнью мы продолжаем то, что представляют наши родители. Я родился в семье офицера. Папенька у меня был очень строгий. Мама была домохозяйкой, поскольку у неё было пятеро детей, и ей, конечно, было не до работы какой-то ещё дополнительной. Впрочем, отец всегда был достаточно успешным, и денег хватало. Я родился в семье коммуниста, который состоял в Коммунистической партии 53 года, пока её не закрыли. Но, к счастью, в конце жизни он уже исповедовался, причащался, в общем, умер христианином. Мама из семьи репрессированного — отец её был репрессирован за то, что был церковным старостой. И, в общем-то, его осудили как пособника церковников.

Диак. Игорь Цуканов:

— То есть это ваш дедушка?

Г. Лапаев:

— Это мой дедушка, да. Мама у меня была, как старший брат говорил, святым человеком просто. Она на самом деле была настолько кроткой, смиренной. В общем-то, это, наверное, и было её главным достоинством. А отец, напротив, был таким очень крутым, жёстким. Поэтому, когда мне было лет 8 или 9, он однажды сказал мне, что пойдёшь сдавать экзамены в музыкальную школу. Мне нечего было ему ответить, то есть возражать было невозможно совершенно. Поэтому я оказался в музыкальной школе, где провёл некоторое время. Учился я с большой неохотой, потому что не считал это своим призванием. Хотя уже, наверное, с третьего класса я участвовал в семейных праздниках — когда народ запевал, мне приходилось аккомпанировать.

Диак. Игорь Цуканов:

— Вы же на баяне учились играть, да?

Г. Лапаев:

— Да, к сожалению, я с неохотой учился, потому что этот инструмент мне не очень как-то нравился. И так получилось, что всё-таки доучился я — не по своей воле, но доучился. И уже когда думал, что приходит это дело к концу, вдруг в моей жизни появился мальчик, который, мне показалось сразу, что он мой друг. А я был такой ленивый, как Обломов, наверное, а он такой, как Штольц, очень живой. И когда уже музыкальная школа закончилась, он говорит, что а поехали в Калинин (так тогда Тверь называлась), поступать в музыкальное училище. И как-то он своей живостью заразил меня, этим желанием. Я спросил у родителей, они не возразили, и мы поехали поступать.

Диак. Игорь Цуканов:

— А жили вы не в Твери тогда, то есть не в Калинине?

Г. Лапаев:

— Да, это Кимры — такой районный городок. И я-то поступил, а мальчик провалился. И, в общем, я остался так вот на учёбу в Калинине. И так судьба меня развернула, что на первом курсе, когда я учился, меня взяли в оркестр народных инструментов, но я играть должен был на гуслях — я должен был заменить четверокурсника, который уже заканчивал. И этот человек, его звали Серёжа Фёдоров, не знаю жив ли он сейчас или нет, он был очень увлечён джазом и уже участвовал в фестивалях, играл на фортепиано. И он меня очень заразил этим делом. Я тоже как-то увлёкся джазом, в то время как мои сверстники увлекались «битлами», всякими «Скорпионс» или какими-нибудь «Катящимися камнями», я увлёкся джазом. И буквально, наверное, года через два сначала поступил в филармонию, а затем через год пригласили меня в ресторан в качестве пианиста. Ну там я, параллельно с учёбой, играл на фортепиано, а через год ушёл в армию. Когда ещё я играл в ресторане, ко мне подходит однажды офицер, спрашивает, служил ли я в армии. Я говорю, что ещё пока нет. Он говорит: «Хочешь служить в Калинине?» — «Конечно». — «Ну, будешь тогда». И оказалось, что этот офицер — начальник военного оркестра в академии у нас. И когда я пришёл служить, то служил в музвзводе. Там уже пришлось играть на баяне, на аккордеоне, на фортепиано и на трубе. Уволился я из армии, опять стал играть в ресторане. Затем были у меня эстрадные коллективы гастролирующие. И я ещё поступил в университет. Решил изменить совершенно свою жизнь — поступил на исторический факультет. И, пожалуй, вот это стало для меня причиной, почему я оказался в Церкви? Два таких совершенно неожиданных для меня события произошли. Значит, один преподаватель, когда я учился, однажды сказал, что «если вы будете писать курсовую или дипломную работу, и она будет касаться религиозной темы, то Библию или Евангелие вы должны получить только за подписью двоих людей — вашего куратора и декана — и с печатью». Мне тогда показалось: а что же вы, ребята, так боитесь-то Евангелия, Библии? А потом преподаватель философии тоже сказал, что «если вы задумаете когда-нибудь дискутировать с попом, особенно публично, имейте в виду, что вы всегда проиграете. Потому что вы знаете литературу только атеистическую, а попы и монахи знают и атеистическую, и религиозную. И в дискуссии они всегда победят». И они меня так заинтересовали этим, то есть я приобрёл и Евангелие сразу, и книги соответствующие.

Диак. Игорь Цуканов:

— Это же было трудно в то время, да?

Г. Лапаев:

— Невероятно трудно. Евангелие я, например, приобрёл на барахолке — блошиный рынок такой у нас там был, и даже два Евангелия. И ещё журналы Московской Патриархии, например, тогда там продавали — за ненадобностью, когда прочитали, в общем-то, торговали таким. И в это же время у меня появился приятель, который уже в Церковь вошёл. И он меня познакомил со старицей древней, ей было уже 90 лет. У неё духовником был изначально отец Нектарий Оптинский. Затем Михаил Прудников — протоиерей такой в Питере был, известнейший в те времена. И последним духовником её был архимандрит Серафим (Тяпочкин), к которому я несколько раз и по её просьбе ездил, и сам уже потом самостоятельно. В дальнейшем меня приятель мой свозил к отцу Кириллу (Павлову), и он был уже моим основным духовником. И вот таким образом я стал постепенно воцерковляться, в основном под надзором вот этой девяностолетней старицы-монахини.

К. Лаврентьева:

— «Вечер воскресенья» на Радио Вера продолжается. Напоминаем, что у нас в гостях Геннадий Никифорович Лапаев, церковный композитор, регент хора Вознесенского собора в Твери. У микрофонов диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Геннадий Никифорович, вы знаете, это настолько такой вот нестандартный приход к вере. Сколько мы ведём программу «Вечер воскресенья», разные программы другие на Радио Вера — всё, что угодно: какой-то священник, мама, бабушка, друг, просто Евангелие случайно попалось, и человек как-то очень глубоко проникся — а здесь старица. То есть как-то очень промыслительно всё это получается в вашей жизни. Казалось бы, старица, женщина, а получается, что она — это такой образ мироносицы некой в вашей жизни.

Г. Лапаев:

— Понимаете, тогда для меня совершенно это было неудивительно. То есть я окунулся сразу в этот мир Евангелия, этой чистоты, правды такой совершенной, который меня просто сделал совершенно другим. И когда она показывала свою прозорливость при мне — это было неоднократно, — мне казалось это настолько естественно, что я ничему этому не удивлялся. И поэтому, конечно, следовать чему-то другому, а не тому, что говорит она, было невозможно совершенно. И это был такой человек, которая просто не могла говорить о чём-то пустом — только о церковном, о Боге, о святых — вот это её интересовало. Как только что-то другое, она сразу говорила: «Давай помолимся!» Поэтому, конечно, у меня было очень хорошее, добротное начало. И я очень благодарен Богу за то, что мне посылал таких людей — таких людей было очень много в моей жизни, к счастью. На первом этапе это было просто обилие таких людей, просто святых людей.

К. Лаврентьева:

— Это и архимандрит Кирилл (Павлов), это и отец Павел (Груздев), это и отец Серафим (Тяпочкин), то есть действительно удивительные люди. Сейчас мы можем про них только читать и слушать их проповеди.

Диак. Игорь Цуканов:

— Вопрос, конечно, такой, наверное, немножко наивный, но вот вы же говорили, что вы к отцу Кириллу ездили едва ли не каждую неделю на исповедь. Насколько это вообще было тогда возможно? Потому что сейчас мы смотрим, что к каким-то таким людям духовным люди занимают очереди какие-то такие — очень сложно всё.

Г. Лапаев:

— Я у него даже в келье спал однажды. У нас были какие-то очень уже доверительные, такие замечательные отношения.

Диак. Игорь Цуканов:

— Да, как это было? Как они сложились, как это получилось? И вообще, может быть, вы что-то могли бы вспомнить вот именно об отце Кирилле? Вот какую-то такую ситуацию показательную — как у вас с ним общение выстраивалось.

Г. Лапаев:

— Ну, опять-таки, вот эта его прозорливость тоже меня уже нисколько не смущала. Вот однажды, например, был такой случай. После того, как я был артистом, я привык к жизни, наполненной всякими излишествами, поэтому приходилось тратить много денег. И я как-то привык и не сразу перестроился. И получилось, что у меня вырос долг. Потом, я ещё стал покупать эти книги, а книги безумно дорогие тогда были. Я покупал «Добротолюбие», например, за 500 или 600 рублей. Короче говоря, я назанимал. И, в общем, у меня долг сложился в 700 рублей. Я в очередной раз приезжаю на исповедь к отцу Кириллу. Всё прошло, я ни словом не обмолвился, конечно, о своих этих сложностях житейских. После исповеди мы ещё с ним поговорили немножко. И он отворачивается, там что-то пошуршал и передаёт: «А это письмо Наташе», — моей жене. Я приезжаю домой, говорю: «Наталья, тебе вот письмо отец Кирилл передал». Она разворачивает — там 700 рублей. И таких случаев было очень много всяких, таких мелких. Как я это называю — чудеса на каждый день. Или, например, такой случай, мне рассказывали, это уже не со мной происходило. Одна женщина была очень обеспокоена, что её дочь стала встречаться с человеком очень плохого прошлого, да и не очень хорошего настоящего. Она это видела, поскольку была уже таким церковным человеком. Она пожаловалась своей подруге: что делать-то? Та ей сказала: «Ты сначала сорок дней читай акафист Божией Матери и сорок дней потом — святителю Николаю. Я думаю, поможет». Она так и сделала. И прочитала, и так постепенно человек отстал. Она приходит к отцу Кириллу в очередной раз на исповедь. Он вешает ей медальон и говорит: «Это тебе награда». А на медальоне с одной стороны Божия Матерь, с другой стороны — святитель Николай. И моя кума однажды пришла на исповедь к отцу Кириллу и говорит: «Батюшка, мне кажется, что меня Господь совсем не слышит». Он говорит: «Ну как же не слышит? Если мы вас слышим, ну как же Господь-то не слышит?» Тем самым как бы одухотворяя — в том плане, что Он знает все её печали.

К. Лаврентьева:

— Геннадий Никифорович, вот вы рассказываете, как благотворно на вашу душу посеяны семена Евангелия были тогда в тот момент. Знакомство с такими великими старцами, старицей, с церковными прекрасными людьми удивительными, но ведь это уже должна быть орошённая почва. То есть человек должен испытывать, как мне кажется, какой-то очень сильный голод по Богу к моменту знакомства с этими людьми, чтобы они действительно произвели правильное впечатление. Вот этот голод ведь был у вас, наверное? Вы как-то говорили, совершенно так вот вскользь, об этом в одном единственном интервью, которое вы давали, которое есть в интернете. И там вы говорили о том, что Евангелие вас совершенно поразило. И я думаю, что оно же так не каждого поражает, то есть это человек действительно должен иметь очень много вопросов, чтобы Евангелие вот так сразу в душу ему проникло.

Г. Лапаев:

— Вы знаете, здесь надо вернуться к самому началу нашего разговора, потому что всё идёт от родителей. Несмотря на то, что отец, допустим, у меня очень строгий был, мама, наоборот, смиренным, тихим человеком была. У них самой, наверное, превосходной оценкой человека было, что человек простой. И вот эта простота — я её видел всегда вообще у русских людей. Вот эта простота такая, непосредственность какая-то. Сейчас таких людей лохами называют, да? А тогда это замечательные, простые, такие доверчивые люди. И как-то они мне внушили, что это, действительно, и есть то, на что надо ориентироваться. И не только это, в общем-то. Несмотря на то, что отец был коммунистом, но эта инерция того воспитания, которое он получил, всё равно продолжала на него действовать. Как он сам говорил, что он получил воспитание такое базовое, деревенское, общинное, где все понимали жизнь одинаково. И вот если какой-то мальчик делал какое-то такое деревенское преступление, родители нещадно его наказывали. И если, не дай Бог, сделает замечание кто-то чужой, то отец отлупит обязательно. Потому что у всех была жизнь приблизительно одинаковая. В деревне была всего одна неблагополучная семья, где пили, потому что у нас в деревнях вообще не пили. Когда сейчас говорят, что русские пили, то ничего подобного — все занимались хозяйством. Отец мне говорил, что пили только три раза в году — это Рождество, Пасха и престольный праздник — всё, больше нельзя.

К. Лаврентьева:

— То есть традиции эти церковные даже в советское время были сохранены — как-то отпраздновать, как-то отметить.

Г. Лапаев:

— И они получили воспитание-то такое... У меня мама вообще практически в церковной семье жила, потому что отец был старостой церковным. Отец тоже был, в общем-то, вполне себе таким верующим человеком до 14 лет. Потом там случилась такая трагедия — умер брат. Он недоумевал. А пропаганда, представляете, как работала тогда атеистическая? И потом он переехал в Петербург (тогда Ленинград) и поступил в военное училище. А там, конечно, всё сработало уже по полной.

Диак. Игорь Цуканов:

— Скажите, пожалуйста, а в вашей жизни были какие-то трудности? В церковной жизни я имею в виду — трудности, какое-то непонимание, некие такие вопросы к Богу, на которые не было вроде бы ответа — вот то, что искушением называется.

Г. Лапаев:

— Вопросов к Богу у меня быть не может. Он всё знает, Он всё понимает, Он — самый лучший. Другое дело, у меня могли быть какие-то такие подлые, злые вопросы. Они когда вставали, то с лёгкостью разрешались, потому что есть Священное Писание, есть Евангелие, есть святые отцы, которые всё толкуют. Так что, нет, особых проблем у меня не возникало. Во всяком случае, в вопросах веры и чего-то такого, связанного с этим. Ну, мелкие какие-то, может быть.

Диак. Игорь Цуканов:

— Есть ли какая-то вещь, которой вы вот прямо научились у отца Кирилла (Павлова)? Может быть, вот что-то, за что вы ему особенно благодарны.

Г. Лапаев:

— За всё. Потому что первые шаги мои были в абсолютной неуверенности: как вот это сделать, как это? Поэтому я даже с мелкими какими-то вещами обращался. И он как-то разрулил, настолько умело, что у меня сейчас уже никаких совершенно вопросов нет. То есть я знаю, от чего надо избавляться. Вот до сих пор, допустим, какие-то у меня слабости есть, которые мне мешают дерзновенно молиться.

Диак. Игорь Цуканов:

— Общаться с ним в то время можно было спокойно, да? То есть тогда к нему не было вот этих очередей?

Г. Лапаев:

— Абсолютно спокойно, надо было просто рано встать, допустим, ночью поехать, приехать на братский молебен. А после него сразу — там была такая комнатушка посылочная. И — пожалуйста. Иногда бывало, конечно, он мне говорил, что если его нет, то исповедоваться у отца Алексея, который сейчас в Солнечногорске епископ.

Диак. Игорь Цуканов:

— «Вечер воскресенья» на Радио Вера, дорогие друзья. Сегодня у нас в гостях Геннадий Никифорович Лапаев, церковный композитор, регент хора Вознесенского собора в городе Тверь. У микрофона Кира Лаврентьева. Я — диакон Игорь Цуканов. Мы вернёмся в студию буквально через несколько секунд, пожалуйста, не переключайтесь.

К. Лаврентьева:

— «Вечер воскресенья» на Радио Вера продолжается, дорогие друзья. Напоминаем, что у нас в гостях Геннадий Никифорович Лапаев — церковный композитор, регент хора Вознесенского собора в городе Тверь. У микрофона диакон Игорь Цуканов и Кира Лаврентьева. Мы продолжаем наш разговор.

Диак. Игорь Цуканов:

— Геннадий Никифорович, скажите, пожалуйста, вот вы уже много-много лет служите регентом в разных хорах. Вы руководили разными хорами, но сейчас это уже довольно давно, да — Вознесенский собор?

Г. Лапаев:

— 30 лет.

Диак. Игорь Цуканов:

— Вы наверняка это пытались как-то осмыслить — в чём специфика именно регентского служения? Какие есть здесь специфические, может быть, трудности, специфические радости? Могли бы вы немножко на эту тему порассуждать?

Г. Лапаев:

— Трудности всегда есть, если ты возглавляешь даже небольшой коллектив. Потому что самое главное — это микроклимат, конечно, на клиросе. И здесь я пришёл путём проб и ошибок к простой такой формуле, наверное, что если что-то случается на клиросе, то виноват только я. Потому что я чего-то не предусмотрел, чего-то не предвидел: не заметил, что кто-то болен, допустим, у кого-то неприятности, поставил, допустим, репертуар слишком сложный для исполнения хором в данный момент, и у кого-то случился сбой, ошибка. У нас, конечно, не бывает таких больших сбоев, но тем не менее. И самое главное, что я, конечно, принимаю в хор не только за профессиональные какие-то навыки достаточные, а прежде всего вижу, что человек подходит по духу, по психике, чтобы не было никаких вот неожиданностей, вывертов. Вот это, конечно, самое главное. И иногда приходится ждать, пока человек воцерковится — даже вот такое бывало, что принимал на работу. Бывало так, что приходилось увольнять, если человек совершенно так диссонировал по отношению ко всему коллективу. А иногда с удовольствием видел, как человек воцерковляется, становится на ноги — это так приятно видеть всегда, конечно.

Диак. Игорь Цуканов:

— А диссонанс в чём может быть?

Г. Лапаев:

— Ну, вы знаете, все же люди практически эгоисты. И когда человек начинает как-то вот чем-то недовольствовать... знаете, вместо того, чтобы это недовольство высказать регенту, он начинает высказывать, допустим, претензии к своему коллеге, хотя и не имеет на это права, в принципе. Ну, нетерпеливость какая-то, конечно, прежде всего.

К. Лаврентьева:

— Ну, человеческий фактор.

Г. Лапаев:

— Да, конечно.

К. Лаврентьева:

— Геннадий Никифорович, за последние годы более 30 сборников церковных песнопений издано под вашей редакцией.

Диак. Игорь Цуканов:

— Авторских.

К. Лаврентьева:

— Да, авторских. И я очень хотела спросить: очень многие знают и ваши песнопения, и вас — как-то так заочно. Я на клиросе пела, отец Игорь — диакон. И ладно мы, но даже люди, которые стоят давно в храме, прекрасно могут отличить одно песнопение от другого. И знаете, я подумала: можно ли сравнить, как вы думаете, написание церковных песнопений с иконописью? Может ли это иметь аналогичную сонастроенность? Ведь раньше, когда писали церковные шедевры иконописные, постились, молились, имели такую серьёзную внутреннюю аскезу. То есть это не тяп-ляп делается, это очень важный церковный образ, это божественный образ. А здесь это молитва к Богу — это же не менее серьёзно, чем икона, как мне кажется. Может быть, я ошибаюсь.

Г. Лапаев:

— Нет, тут вы не ошибаетесь, это совершенно так.

К. Лаврентьева:

— Если тут какая-то аналогия, можно ли её провести?

Г. Лапаев:

— Конечно, безусловно. Это параллельные виды искусства церковного. И зодчество церковное, и иконопись, и музыка — это всё очень серьезное воздействие на человека. Как один из современных богословов говорит, что 80% воздействия на человека во время богослужения — это церковная музыка. Даже неправильно сказать «церковная музыка» — церковная молитва в музыке. Потому что если отделить слово от музыки, это будет молитва, а вот просто музыка без слов — это просто музыка. Поэтому, конечно, когда соединяется музыка со словом, это имеет огромное воздействие, потому что здесь к молитве присоединяется ещё и чувство, эмоция. И это очень сильно воздействует.

К. Лаврентьева:

— Есть ли тут какая-то такая тонкая грань, чтобы церковная молитва клиросная не уходила в концертную деятельность на Литургии, но в то же время человек мог молиться, например, а не стоять в непонимании, вообще что происходит? То есть как создать, вот эту молитвенную нить протянуть, чтобы человек понимал, о чём речь, и в то же время слух его был очень восприимчив к музыкальным интонациям?

Г. Лапаев:

— Это, конечно, большая проблема для Церкви. Когда она отказалась от драгоценнейшей, в общем-то, такой музыки, которая была представлена унисоном — это одноголосие, знаменный распев, и там много чего было. Вообще, Церковь в течение семнадцати столетий жила вот таким унисонным пением, когда действительно, во всех смыслах «едиными усты и единым сердцем» люди пели. Но потом вот отказались, в пользу сначала польско-итальянской культуры, а потом ещё даже и немецкой — партесное пение. Которое, конечно, призывает, вот со времён Бортнянского ко всяким концертам. Что такое концерт в церкви? В этот же момент человек готовится к Причастию — это кульминация Литургии, это самое главное, что имеет в себе Церковь. А тут какое-то развлечение, концерт — с какой стати? Поэтому, конечно, я категорически против. Вот мы, например, в соборе никогда не исполняем концертов, мы просто достойно поём причастный стих — и, в общем-то, на этом заканчивается главная часть Литургии. Ну, что можно порекомендовать господам регентам? Я, конечно, прежде всего за обиход. Может быть, иногда не просто обиход — он может быть более развёрнутым. Если возможно было бы, допустим, возвращаться к истокам, к пению одноголосному, это было бы замечательно. Как я говорил на съезде регентов: представьте себе, что в московском Успенском соборе во времена Ивана IV Грозного пел хор, состоящий из 60-и или даже 80-и диаконов, которые пели в унисон, причём допускались только басы. Вот какая это была мощь, какая это была аскеза.

К. Лаврентьева:

— Басы — даже представить страшно.

Г. Лапаев:

— Даже если они пели очень тихо, это было очень мощно, конечно. Но вот от этого мы, к сожалению, отказались. Теперь так вот, развлекаемся — такими партесными песнопениями.

К. Лаврентьева:

— Женщины-тенора тоже хотят участвовать в клиросном пении.

Г. Лапаев:

— Да, есть такое.

Диак. Игорь Цуканов:

— Я, кстати, слышал тоже от регентов такие иногда слова, что трудно молиться во время богослужения им, потому что больше приходится думать о технике звукоизвлечения, о последовательности богослужения.

Г. Лапаев:

— Это профессиональные такие издержки, да, безусловно. Когда это становится, знаете, таким уже дополнением, когда просто уже ты живёшь в этом, это уже не составляет никаких сложностей. Я бы порекомендовал хотя бы просто воздыхать между песнопениями. Понятно, что когда ты увлечён таким просто внешним исполнительством, конечно, тут трудно бывает вздохнуть. Делайте это в паузе, но только чтобы никто не видел этого.

К. Лаврентьева:

— А я замечала, что те, кто поёт на клиросе, они говорят, что это молитвы разные. Когда ты стоишь в храме во время Литургии, можешь спокойно помолиться, сосредоточиться — это одно дело. А на клиросе ты занят пением, но работает твоя душа, то есть ты как бы головой, может быть, и не включаешься, как положено, как, тебе кажется, нужно, а выходишь после Литургии — у тебя ощущение, что ты всё равно молился. Это удивительно. Просто это, видимо, разный тип молитвы.

Г. Лапаев:

— Наверное, у всех по-разному.

К. Лаврентьева:

— У всех по-разному, конечно.

Диак. Игорь Цуканов:

— Геннадий Никифорович, вот вы в Церкви уже большую часть своей жизни...

Г. Лапаев:

— 45 лет.

Диак. Игорь Цуканов:

— Да. Всё-таки это много. Вот есть такое понятие «церковность». Мне вот почему-то хочется вас спросить: как вы его понимаете, что это такое?

Г. Лапаев:

— Какой аспект церковности вас интересует?

Диак. Игорь Цуканов:

— Я хотел подвести через это к разговору как раз о вашем музыкальном творчестве, о композиторском творчестве. Потому что есть всегда понимание, что композитор занимается действительно творчеством. А творчество — оно свободное, то есть оно не может быть каким-то таким совсем уж по лекалам, с одной стороны. С другой стороны, церковная музыка потому и церковная, что в ней есть вот это свойство церковности. Церковность — как вот я понимаю, мне интересно просто это как раз обсудить — это не твоё личное приношение, а это приношение всей Церкви Богу. И, значит, получается, что твоё творчество личное, твоё индивидуальное приношение Богу должно обладать характеристиками вместе с тем и такой соборности некой.
Г. Лапаев

— Во-первых, церковный композитор, конечно, должен всегда мыслить в рамках традиций. Если он начинает уклоняться в пользу своего тщеславия — посмотрите, какой я ловкий, что я тут нагородил, — конечно, это никогда не приживётся. То есть надо любить, наверное, нашу церковную музыкальную археологию и плясать от этого. То есть любить знаменное пение, но если не получается, то хотя бы дорожить обиходом. И в рамках этих каких-то предпочтений, наверное, строить свою композиторскую деятельность. Практически все композиторы русские, которые пытались делать что-то церковное, они, конечно, обязательно обращались к обиходу или к каким-то известным напевам. Вот этот съезд регентов был посвящён творчеству Сергея Рахманинова. И вот у него постоянно такие реплики возникают в его композициях, связанных то с киевским напевом, то с какими-то гласовыми попевками. Так что, конечно, обязательно.

Диак. Игорь Цуканов:

— Тут, наверное, нужно пояснить. Не все слушатели, может быть, знают, что такое «обиход».

Г. Лапаев:

— «Обиход» — это то, что употребляет Церковь, как правило, на каждый день. Это то, что является таким центром, что ли, певческого искусства современной Церкви и наиболее употребимо в Церкви, скажем так.

Диак. Игорь Цуканов:

— Когда вы начали уже не только редактировать... вы же начали, насколько я понимаю, с того, что вы чуть-чуть, как вы говорите, стали приглаживать вот те церковные сочинения, которые вам попадались в руки. Потому что оказывалось, что где-то композиторы что-то чуть спрямляли, что-то где-то не дописывали.

Г. Лапаев:

— Я вам помогу сейчас. Дело в том, что основной пласт всей церковной музыки создали, конечно, не профессиональные композиторы, а регенты. Но у регентов была разная степень подготовки к этому. То есть они могли быть, в общем-то, замечательными придумщиками, но не хватало образования. И когда я пришёл в Церковь, была довольно обширная библиотека, но очень было много такого, что приходилось дорабатывать. То есть, в общем, неплохая идея, но какая-то она такая непричёсанная, поэтому её надо было доработать. И я сначала занялся этим, в силу того, что попадались иногда вещи, которые необходимо исполнить, а вот под руками ничего другого нет. И мне приходилось делать такую работу колоссальную, и вместе с тем она совершенно не нравилась мне в полном смысле. Поэтому я однажды как-то подумал: зачем я всем этим занимаюсь, когда можно с нуля просто начать и сделать так, как я вижу это для себя и как меня научили? И поэтому я занялся композицией. Меня в своё время натолкнул на это мой, как я его считаю, такой учитель — наш русский композитор, известный тоже, Сергей Зосимович Трубачёв. И как-то он меня попросил сделать одну работу. Она ему понравилась. И это меня как-то вдохновило, я подумал: почему же не продолжить?

Диак. Игорь Цуканов:

— «Вечер воскресенья» на Радио Вера. Дорогие друзья, напоминаем, что сегодня у нас в гостях Геннадий Никифорович Лапаев, композитор церковный, регент Вознесенского хора в городе Тверь. У микрофона Кира Лаврентьева. Я — диакон Игорь Цуканов.

К. Лаврентьева:

— Геннадий Никифорович, когда мы вначале этой программы вспоминали, что вы своих родителей называли на «вы», я подумала о том, как вы в том же самом интервью на телеканале «Спас», о котором мы сегодня уже упоминали, сказали такую фразу, в общем-то, общеизвестную, но в отношении обращения к родителям на «вы» она имеет такую определённую специфику. Вы сказали, что дерзость — мать всех пороков. Вы знаете, мне так стало это как-то внутренне очень интересно. Почему? Потому что сейчас же такое время, когда с детьми мы друзья. С детьми мы такие прям вообще очень все лояльные. Я не против. Я просто хочу спросить, что вы думаете на этот счёт? Сейчас время, когда ребёнок практически как угодно может себя вести с родителями, чтобы вот мы были друзья, чтоб могли всё друг другу рассказать. Вот если мы его заставим наш авторитет уважать, то это значит, что он закроется, он не будет нам открываться. Он будет там что-то втайне от нас делать, и мы не будем этого знать — он будет нас бояться. И это всё тоже, казалось бы, правильно. Сейчас все психологи говорят о некой такой лояльности по отношению к детям. Но когда вы сказали про дерзость, мне это так откликнулась просто потому, что сейчас этой дерзости и хамства по отношению вообще к старшим очень много. И, с одной стороны, говорят, что это классно, что это свобода самовыражения, это личности — они могут всё что угодно говорить, они могут как угодно себя выражать. Может быть, это какие-то будущие великие учёные, поэты, изобретатели — кто угодно. А с другой стороны, ведь заповедь о почитании родителей никто не отменял. В свете сегодняшнего времени, когда всё колоссально изменилось, по сравнению даже с воспитанием детей в деревне, о котором вы рассказывали — это же было повсеместно. Скажи что-нибудь родителю — он тебе ложкой по лбу даст. Мне это рассказывала мама. И это было вообще всегда понятно всем, и никто ни на что не обижался. Сейчас эту позицию очень критикуют и говорят, что это вообще ужас и кошмар. Вот где царский путь тот самый, срединный, о котором так любят все говорить? Царский путь, которого Господь нам заповедовал держаться, вот он где в воспитании детей, на ваш взгляд? Сейчас, когда вы уже можете на всё это оглянуться и всё это проанализировать в масштабе?

Г. Лапаев:

— Вы знаете, когда вы мне сейчас это говорите, у меня просто сразу такая возникла мысль: последнее время. Всё меняется, всё меняется и всё становится... Если Христос в своё время говорил, что мир во зле лежит, то представьте, что сейчас творится. То есть сейчас все говорят об этой свободе. В таком случае самый свободный — это сатана, потому что он воспротивился Богу, стал свободным от всякого блага. Разве хорошо это? Нет, конечно. Да, какой-то баланс, наверное, надо держать, потому что появляются такие вещи, как телефоны, всякие вот эти приспособления. И конечно же, совсем освободить ребёнка от этого невозможно, но его это поглощает, конечно. Я смотрю сейчас просто с такой горечью, когда даже внуки приезжают, допустим, и не столько с тобой разговаривают, сколько в телефоне сидят. Это печально, конечно. Я вот тоже на клиросе хотел было запретить телефоны, а потом вижу, что нет — это уже невозможно сделать. Мало того, что невозможно сделать, я уже даже согласился: пускай сидят в телефонах, лишь бы не болтали и не смеялись. А что говорить о детях? Печальное время, печальное. Причём назад уже не вернутся, всё — это дорога только в одну сторону. Как говорил Игнатий (Брянчанинов): не пытайся своей немощной рукой остановить надвигающееся. Если найдётся хоть один человек, который тебя послушает и согласится с тобой, то уже хорошо.

К. Лаврентьева:

— Но в отношении своих детей, вот своих собственных, за которых мы отвечаем перед Богом и людьми, вот эту дерзость, даже зарождающуюся у маленького ребёнка, её можно как-то остановить каким-то лояльными методами, без наказаний жёстких?

Г. Лапаев:

— Кстати, меня мои дети тоже не зовут на «вы». Здесь вот, как мне отец Кирилл говорил, — я спрашивал: «Батюшка, можно детей наказывать?» Он отвечал, что не только можно, но и нужно. И Священное Писание говорит, что «сломай палку на рёбрах сына твоего — да не посрамит тебя в старости». А он мне сказал так: «Только если будешь наказывать, то никогда во гневе». Поэтому я спрашивал так, допустим: «Вань, можешь полчаса в углу стоят, или я тебя три раза шлёпну больно по попе ремнём», — выбирали всегда ремень. Такое воспитание, конечно, сейчас никто не примет — сейчас и детей отнимут. А тогда это было возможно, слава Богу.

Диак. Игорь Цуканов:

— А вот если посмотреть на Церковь в целом, то что изменилось в Церкви за эти годы? Вот если сравнить ту Церковь, которая была, когда вы ездили каждую неделю к отцу Кириллу, и та Церковь, которая сейчас есть, что вас радует в современной Церкви, а что, может быть, огорчает?

Г. Лапаев:

— Вот опять, вспоминая Игнатия (Брянчанинова), он говорил, что в последние времена святых не будет. Вернее, они будут, но их никто не узнает, никто не увидит, они покроют себя абсолютным смирением среди людей. Старчество практически уже исчезнет, можно будет ориентироваться только на книги. Вот в этом плане, конечно, печально, что так происходит. Но, с другой стороны, всё ближе пришествие Христово.

Диак. Игорь Цуканов:

— Ей, гряди, Господи Иисусе!

Г. Лапаев:

— Да, точно так.

К. Лаврентьева:

— Действительно, все же говорят о страхе грядущих бедствий, но святые старцы напоминают, что надо радоваться, что Христос грядёт.

Г. Лапаев:

— Конечно. И главное, помнить, что претерпевший до конца — спасется. Это самое главное.

К. Лаврентьева:

— Испытания не по силам не бывает.

Г. Лапаев:

— Да, не бывает. Каждому дано столько, сколько он может вместить в себя.

К. Лаврентьева:

— Прикроет как-то нас Господь по силам нашим.

Г. Лапаев:

— Конечно.

Диак. Игорь Цуканов:

— Но вот в том деле, которым вы занимаетесь, что вас тоже, может быть, больше всего радует? Вы как-то тоже говорили, что вы очень благодарны Богу за то, что вы занимаетесь тем, что вы действительно любите, что вам не приходится как-то себя перестраивать — вы занимаетесь любимым делом. А что в этом деле вас особенно радует? Это, может быть, сложно так сформулировать, да?

Г. Лапаев:

— Я вообще радуюсь всему, я стараюсь как-то не унывать и быть благодарным Богу каждый день. Я вообще каждый день на клиросе, и утром, и вечером, без выходных. Поэтому, когда меня спрашивают: как ты так можешь? — я говорю...

Диак. Игорь Цуканов:

— То есть у вас один непрерывный сорокоуст.

Г. Лапаев:

— Да. Я говорю, что люди в тюрьме живут и там умудряются радоваться. А здесь-то я свободный человек. Я могу общаться, с кем хочу, у меня всё хорошо. У меня замечательные родственники, у меня замечательные... друзья — не могу сказать, потому что я уже пришёл к такому возрасту, когда друзья уже не нужны. Потому что друзей ищешь для того, чтобы общаться, а мне уже в общении нет необходимости никакой. Я уже понимаю, что мне надо делать, куда идти, отчего отправляться прежде всего.

Диак. Игорь Цуканов:

— С другой стороны, взаимоотношения с Богом — это же тоже общение. И оно, в принципе, наверное, никогда не прекращается.

Г. Лапаев:

— Конечно. И оно не одностороннее.

Диак. Игорь Цуканов:

— Да, не одностороннее, как и любое общение.

Г. Лапаев:

— Надо просто замечать, когда тебе Господь помогает, а когда, наоборот, наказывает тебя. Причём это настолько очевидно: как только проявляешь какую-то слабость, так сразу... У нас с женой это с первых дней: как только мы какую-то слабость допускаем, так ребёнок заболевает, допустим, или ещё что-то такое. Это настолько очевидно, что просто уже даже не хочется влезать в это, в эти какие-то греховные отношения.

Диак. Игорь Цуканов:

— Детки ваши тоже занимаются каким-то таким церковным делом?

Г. Лапаев:

— Нет, только вот средняя дочь участвует в таких церковных делах, но она глубоко воцерковлённый человек. Но все верующие — у меня трое детей. У старшей пятеро детей. Вот сейчас она после последних родов пока занимается детьми. Младший сын — успешный доктор. А вот средняя дочка, да, она постоянно в церкви, при монастыре так бывает, всей семьёй. Так что слава Богу — они достаточно благополучные в этом плане, в церковном.

Диак. Игорь Цуканов:

— Вот интересно, что ведь тоже с тех пор, когда вы пришли в Церковь, в той же самой Твери, насколько я понимаю, тогда там только одна церковь была — «Белая Троица». А сейчас...

Г. Лапаев:

— Сейчас, наверное, не менее сорока.

Диак. Игорь Цуканов:

— Мы просто были буквально неделю назад с паломнической поездкой — ездили по Тверской, правда, области, в саму Тверь только краешком заехали. Но, конечно, это очень впечатляет. И, действительно, город абсолютно такой церковный, можно так сказать, выглядит... очень много куполов, очень много... Люди как-то не удивляются совсем, когда видят человека в подряснике на улице.

Г. Лапаев:

— Да, это у нас так принято, к счастью. Исповедничество такое.

Диак. Игорь Цуканов:

— То есть в этом смысле тоже, наверное, это же радостное такое движение, скажем так, и развитие. Дорогие друзья, вот наша беседа подходит к концу. И мы с Кирой, конечно, от всего сердца должны поблагодарить нашего сегодняшнего гостя. Я напомню, что у нас сегодня в гостях Геннадий Никифорович Лапаев, церковный композитор, регент уже много десятков лет, и 30 лет из них Геннадий Никифорович регентует в Вознесенском храме города Твери. Спасибо вам большое, Геннадий Никифорович, за то, что вы до нас доехали, за этот разговор.

Г. Лапаев:

— Вам спасибо, что предоставили возможность такую.

Диак. Игорь Цуканов:

— Мы в вашем лице, мне кажется, соприкоснулись с какой-то живой такой церковной традицией, с тем источником, от которого не хочется отходить — я бы так сказал.

К. Лаврентьева:

— Да, точно. Спасибо.

Диак. Игорь Цуканов:

— Дай Бог вам сил и такого радостного служения.

Г. Лапаев:

— Спасибо.

К. Лаврентьева:

— Помогай, Господь. Всего вам доброго, дорогие наши слушатели. Мы прощаемся с вами.

Диак. Игорь Цуканов:

— У микрофона были: Кира Лаврентьева, диакон Игорь Цуканов. И мы прощаемся с вами. Будем надеяться, что до следующего воскресенья. Всего доброго. С Богом.

К. Лаврентьева:

— Всего хорошего.


Все выпуски программы: Вечер Воскресенья

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем