Дочь:
-Мам, так хорошо дома. Уезжать не хочется.
Мать:
- А мне как не хочется, чтобы ты ехала. Опять пропадёшь на месяцы.
Дочь:
- Не знаю мам. Сама понимаешь, не от меня зависит.
Мать:
- А у меня есть для тебя подарок.
Дочь:
- Мам! Это же твое любимое кольцо! Ой! Спасибо! Обещаю хранить его, как зеницу ока!
Выражение «хранить или беречь как зеницу ока» встречается у многих классиков русской литературы. Например, у Чехова.
«Своей работе он придаёт громадное значение и потому бережёт себя, как зеницу ока. Он не пьёт, часто ездит лечиться и оберегает себя строгим комфортом» – читаем мы у Антона Павловича в рассказе «Ряженые».
Но не ему обязано фразеологизм свои возникновением. Он возник гораздо раньше.
Его первоисточником является ветхозаветная Книга Второзаконие. В тридцать второй главе содержится стих о том, как Бог оберегал свой народ:
«Он нашёл его в пустыне, в степи печальной и дикой; ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего».
Зеница и око – слова церковнославянские. Зеница – зрачок, а око – глаз.
Такое же сравнение мы находим еще в одной книге Ветхого Завета - в Книге притчей Соломоновых.
Книга Притчей, составленная в особой поэтической форме, даёт мудрые советы на основе пережитого автором опыта, которые помогут избежать в жизни лишних трудностей и научат как следует поступать правильно.
«Храни слова мои и заповеди мои сокрой у себя. Храни заповеди мои и живи, и учение моё, как зеницы глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего».
Также «зеница ока» встречается в Псалтири, в молитве царя Давида к Богу о спасении от многочисленных и сильных врагов: «Сохрани меня, Господи, как зеницу ока, под кровом крыл Твоих Ты покроешь меня».
Это сравнение – хранить, как зеницу ока, указывает на необходимость относиться к чему-то с такой же важностью, с какой нужно заботиться «о зенице».
Стоит сказать, что нынешняя традиция русского языка допускает как единственно верный вариант ударения в слове зеница – на второй слог, но в церковнославянском – в этом слове правильно ставить ударение на первый и говорить – зеница.
«Хранить, как зеницу ока» означает относиться к чему-то с особой осторожностью и заботой; оберегать как что-то очень ценное и памятное.
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
Крестьянин Семён Антонов, будущий старец Силуан, поступил в Афонский монастырь в двадцать с небольшим лет и прожил там около полувека. Он пошёл на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Богородица обещала заступиться за всякого, кто будет служить Богу в тех обителях. Всю жизнь монах Силуан молился Божьей Матери и просил её помощи. В своих записях он вспоминает о том, как Богоматерь его вразумляла, оберегала. О Ней старец Афонский написал такие слова:
«Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, но Господь нашей Церкви Православной дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир, и в Духе Святом видит все народы на земле, и, подобно Сыну Своему, всех жалеет и милует».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Хотя жизнь Божией Матери как бы покрыта святым молчанием, Господь дал знать, что любовью Своею Она объемлет весь мир»
- «Не скрывай талант. Не для тебя дан он Богом, но для того, чтобы ты передал его другим»
- «Отношение к ближним — есть подлинное дело, для которого пришёл Христос. Это и есть христианство»
Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»
Образ «Спорительница хлебов» появился в иконографии Пресвятой Богородицы в конце девятнадцатого века. Название иконы означает, что Царица Небесная — неизменная помощница людям в урожайности хлебных посевов. Образ был написан по благословению старца Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1889 году в России случился неурожай, и старец понимал, что может начаться голод. Чтобы воодушевить людей на молитву об избавлении от беды, он задумал создать икону Божией Матери соответствующего содержания.
Написание образа Амвросий Оптинский поручил иеромонаху Даниилу Болотову, родному брату игуменьи Шамординского монастыря, матушки Софии. Икона «Спорительница хлебов» была заказана специально для этой обители. Преподобный покровительствовал сёстрам и хотел, чтобы монастырь стал центром молитвы об избавлении от голода.
Иеромонах Даниил выполнил заказ старца Амвросия. Болотов был выпускником Академии художеств, и образ написал в привычном для себя академическом стиле. Иконописец изобразил Небесную Заступницу сидящей на облаках. Её руки распростёрты навстречу молящимся. В нижней части иконы видны бескрайние колосящиеся поля со снопами.
Новую реликвию доставили в Шамордино осенью 1890 года — такого же неурожайного, как и предыдущий. Жители близлежащих сёл и деревень потянулись в обитель, чтобы попросить Спорительницу хлебов о помощи. И Богородица откликнулась. Летом 1891 года поля в окрестностях Шамордино порадовали крестьян хорошим урожаем вопреки сильной засухе.
Слава об иконе «Спорительница хлебов» распространилась по всей России. Началось повсеместное народное почитание святыни. Во многих храмах и монастырях появились списки чудотворного образа.
После революции 1917 года икона, написанная иеромонахом Даниилом, бесследно исчезла. Но в 2023 году, в праздник Рождества Христова, в Оптиной Пустыни появился список «Спорительницы хлебов», созданный при жизни преподобного Амвросия. Это произошло благодаря прихожанам монастыря. Они увидели объявление о продаже реликвии из частной коллекции, выкупили её и передали в обитель. Случившееся можно назвать ещё одним свидетельством милости Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Путь к священству». Протоиерей Алексей Митюшин
У нас в гостях был настоятель московского храма Живоначальной Троицы в Косино протоиерей Алексей Митюшин.
Наш гость рассказал о том, почему он с детства хотел стать священником, как эта мечта стала реальностью, и что для него самое трудное и самое радостное в служении Богу и людям.