Адрес храма Николая Чудотворца на Студенце:
1109147 Москва, Таганская улица, дом 20а;
+ 7 (495) 912-73-29;
E-mail: 3_rome@mail.ru.
Как добраться:
Проезд до ст. метро "Марксистская", далее пешком по правой стороне Таганской улицы около 200 метров.
Ох, не зря все-таки столицу называли городом, где храмов было "сорок сороков".
Однако же при подсчёте такого количества церквей - сорок раз по сорок – дают в итоге 1600 - в столице не набиралось никогда.
Однако же!, такое количество могло получиться при подсчёте не храмов, а всех их престолов. К 1917 году в московских церквях их насчитывалось 1620. А по древним канонам престол по происхождению является отдельным храмом, пристроенным к основному. И над церковным приделом обычно ставилась малая главка, которая указывала на его обособленность.
Это я вот к чему говорю. По собственному опыту знаю – куда в столице ни пойдешь (понятно, я имею в виду, в основном, старую Москву), обязательно встретишься с церковью. И встреча эта приятна, как встреча с хорошим человеком.
А рядом с этой я прохожу четырежды в неделю по Таганской улице. Иду по своим делам, но всегда гляжу на нее, отмечая, что она разная в разное время года и разное время дня. И всегда – по разному - но красивая.
Называется она Церковь Святителя Николая Чудотворца на Студенце. Предполагается, что здесь проходила дорога к морю Студеному – так когда-то попросту называли русское Белое море. Может и так. Но опять же по собственному опыту скажу, что место это зимою и осенью отличается весьма сильными и весьма студеными ветрами.
Церковь построена в 1672-73 годах на месте предыдущего, видимо, деревянного храма 16-го века. Построена в типичном для посадского храма того времени стиле русское узорочье, характеризующееся и рядами кокошников и традиционным пятиглавием. А вот украшает церковь декор нехарактерный, в стиле барокко.
Была здесь и отдельная колокольня, да, увы, в 30-х годах века нынешнего ее уничтожили.
А вот ограда с кованными решетками благополучно сохранилась. Как сохранился и сам храм, пройдя через разрушение, переделки и – слава богу - реставрации.
В 60-х годах ее и вовсе планировали снести, да встала на дыбы общественность – отстояли церковь.
Ее вернули верующим в 1992 году. И освятили в 1996-м уже как центр Московской единоверческой общины.
Поэтому службы в Церкви Николая Чудотворца на Студенце совершаются по дораскольному старому обряду.
А находится храм на Таганской улице, 20 а.
Схема проезда:
Арзгир. Путешествие в историю

Фото: Annika Treial / Unsplash
Село Арзгир расположено на юго-востоке Ставропольского края, в долине реки Чограй. На карте России это селение появилось в 1876 году. Его жителями стали крестьяне из южных губерний Российской империи — государство помогало им обосноваться на новом месте после отмены крепостного права. Такое освоение земель вначале враждебно встретили кочевники — они привыкли использовать Чограйские просторы для выпаса лошадей. Однако, вскоре переняли у крестьян оседлый образ жизни, методы ведения хозяйства и православную веру. Население Арзгира стало единой дружной семьёй. Взаимовыручка помогла жителям пережить голод в двадцатых годах двадцатого века, немецкую оккупацию во время Великой Отечественной войны. Сплочённость отличает сельчан и поныне. Её основа — православие. В праздничные дни на богослужении в местной церкви Рождества Богородицы яблоку негде упасть.
Радио ВЕРА в Арзгире можно слушать на частоте 103,8 FM
15 сентября. О примере глубокой веры

В 5-й главе Евангелия от Марка есть слова кровоточивой женщины о Христе: «Если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею».
О примере глубокой веры — игумен Назарий (Рыпин).
Перед нами трагедия человеческой жизни, потому что эта женщина не могла много лет исцелиться. По закону, она не имела права в этом состоянии никому прикасаться, хотя эта кровь была уже не тем очищением, которое происходит циклично в жизни каждой женщины в определённом возрасте, репродуктивном, а было уже именно болезненно с течением крови, как рана кровоточит.
И поэтому она, конечно же, в несколько ином состоянии была, но всё равно, по закону, она не имела права прикасаться ни к кому. Но здесь она, видя перед собой Спасителя и имея глубокую веру, сама себе сказала, что «если только прикоснусь, то выздоровею». И именно поэтому она прикасается ко Христу.
И Господь свидетельствует об этой вере её, когда Он увидел, то есть почувствовал силу, исшедшую из Него, как сказано в Евангелии, стал оглядываться для того, чтобы её веру объявить перед другими. Не потому, что Он не знал, кто это, Он прекрасно знал, но Он это сделал с тем, чтобы она стала видна и известна всем, как в пример и апостолам, и окружавшим его людям.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 сентября. О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности

Во 2-й главе Послания апостола Павла к галатам есть слова: «Человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа».
О вере в Иисуса Христа и подлинной праведности — игумен Лука (Степанов).
Для ветхозаветного человека было очень важно понятие праведности. Эта праведность достигалась, по их убеждению, исполнением божественных повелений. Те установления, заветы, которые были заключены Богом с Израилем, были облечены в определённые запреты или предписания. И от исполнения их и надеялись иудеи получить свидетельство своей праведности и принадлежности к богоизбранному народу и к вечному царству грядущего Мессии.
А вот новозаветные времена объявляют другой закон праведности. Не могли ни ветхозаветные жертвы животных, ни наблюдение каких-либо дней, когда надлежало что-либо делать или чего-либо не делать, сообщить душе святость. И является эта возможность только во Христе Спасителе.
Вера во Христа и благодать, даруемая Им Его ученикам и верующим в Него, оказывается способной к преображению человека и, таким образом, сообщению ему подлинной праведности. Потому и слова апостола Павла отсекают, как уже бесполезные дела закона, и утверждают необходимым для человека веру в Иисуса Христа.
Все выпуски программы Актуальная тема