Давным-давно, в 15-м – начале 16-го века на месте меж нынешней Ордынкою и Пятницкой улицей стоял Ивановский монастырь. А на территории его – деревянная церковь Святых Благоверного князя Михаила и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев, известная с 1625 года. Ее также называли еще Михаило-феодоровская или Черниговская церковь. И ставили ее как раз на месте встречи привезенных в Москву мощей Михаила и Феодора Черниговских, страшною смертию погибших в Орде в 1246 году.
В 1675 году обветшавший деревянный храм разобрали. И на его месте средствами московской купчихи Иулиании Ивановны Малютиной аки лебедь белая вознеслась белоснежная каменный красавица-церковь.
Ах, жаль, не знаем мы имени архитектора и мастеров, возводивших это белоснежное чудо! Ей-Богу, знал бы – перечислил бы всех поименно, да и в ноги памяти бы их поклонился за ту удивительную красоту, что они нам оставили!
Еще до революции академик, историк архитектуры, член комиссии по сохранению древних памятников Андрей Михайлович Павлинов назвал XVII век "золотым веком русской архитектуры".
И глядя на Черниговскую церковь, понимаешь: прав был академик, ах, как прав!
Отряхнулась Русь от монгольского ига, задышала воздухом свободы, расцвела…
И, конечно, рассвет выразился прежде всего в православной архитектуре. Именно тогда наряду с каноническими, традиционными храмами явились миру множество других, среди которых особо выделились огненные храмы. Только в Москве и Подмосковье их построили около 300.
Черниговский храм – он как раз из огненных. Высокий четверик (четырехгранник) завершается двумя рядами островерхих килевидных кокошников, похожих на языки пламени, и увенчивается пятью главами – символами Христа и четырех евангелистов. К храму примыкает низкая трапезная, а завершает композицию шатровая колокольня.
Надо отметить, что после Москвы огненные храмы начали широко строиться на всей Руси. И их по праву считают яркими символами Русской цивилизации.
В советское время – в 70-80-х годах - здание Черниговского храма бережно отреставрировали: восстановили и покрыли изумрудной черепицей главы, раскрыли завершение с кокошниками, побелили стены. А в 1991-м вернули верующим.
И нам с вами снова дано восхититься удивительной красотою Черниговской церкви.
Теперешний ее адрес, кстати, - Черниговский переулок, дом 3.
Контакты храма:
Черниговский переулок, 3 и 4, и Пятницкая улица, 4/2, строение 9.
Телефон: +7 (495)-953-88-71
Адрес сайта:http://www.podborom.ru/
Как добраться:
Станция метро «Новокузнецкая», также можно доехать до станции «Третьяковская», идти по Большой Ордынке к центру, первый переулок направо.
Схема проезда:
Собор Рождества Христова. Хабаровск
Во второй половине девятнадцатого века южная часть Дальнего Востока по договору с Китаем стала принадлежать России. Началось активное освоение присоединённых земель и появились новые селения. Одним из них стала Хабаровка в месте слияния рек Амур и Уссури. Первыми её жителями были военные. Вслед за ними на Дальний Восток по призыву правительства потянулись гражданские переселенцы. По суше и морю сюда добирались энтузиасты из Курска, Казани, Нижнего Новгорода, Киева, Одессы и других городов Российской империи.
Хабаровка росла. В 1880 году она получила статус города, а спустя еще несколько лет новое имя — Хабаровск. Развитию города поспособствовало строительство Уссурийской железной дороги, соединившей Хабаровск с Владивостоком. Это был первый участок Транссибирской железнодорожной магистрали, или, иначе, Великого сибирского пути.
Одной из целей грандиозного проекта стало духовное просвещение жителей Дальнего Востока. Для этого царь Николай Второй в 1894 году учредил специальный фонд и назвал его именем отца — императора Александра Третьего. На средства фонда в конце девятнадцатого, начале двадцатого века на протяжении Транссибирской магистрали строились особые церкви-школы. В них совершались богослужения и могли получить начальное образование дети и взрослые.
Одним из таких храмов стала церковь Рождества Христова в Хабаровске. Она была построена при железнодорожной станции и освящена в мае 1901 года. В народе церквушку прозвали «вокзальной». В ней молились жители близлежащих улиц, солдаты и офицеры расположенных неподалёку воинских частей, а также служащие железной дороги.
Размеренную жизнь прихода нарушили политические нестроения. В 1917 году к власти в России пришли безбожники. В 1937-ом Христорождественскую церковь закрыли, как и все остальные в Хабаровске. Однако в 1945-ом горожанам удалось получить разрешение на возобновление богослужений в храме Рождества Христова. Маленькая вокзальная церковь оказалась единственной действующей в городе и стала считаться собором — главным храмом Хабаровской и Владивостокской епархии.
Прихожане открыли здесь свечное производство, организовали изготовление нательных крестиков, продажу лампадного масла и благовоний. Доходы позволили расширить трапезную часть храма и пристроить к ней придел во имя святителя Иннокентия Иркутского. Центральную алтарную перегородку украсил резной деревянный иконостас. На протяжении десятилетий собор Рождества Христова оставался для жителей Хабаровска ковчегом веры. Он и сегодня горячо любим горожанами.
Все выпуски программы ПроСтранствия
18 ноября. О любви

В 3-й главе 1-го Послания апостола Павла к фессалоникийцам есть слова: «А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам».
О любви — протоиерей Константин Харитонов.
Любовь требует труда, любовь должна так или иначе возрастать, совершенствоваться. Для этого нужен труд, молитвы, для этого нужно определённое укрепление себя в любви. Поэтому мы должны укрепляться, преисполняться этой любви, призывать на помощь святых апостолов, призывать на помощь святых угодников Божиих, призывать на помощь своих братьев и сестёр и стараться делать дела любви, чтобы любовь в нас всё более и более укреплялась.
Даже, можно так сказать, не обращая внимания на своё внутреннее настроение, потому что часто оно нас подводит в отношении того, чтобы правильно любить своих близких. И когда человек наполнится этой любовью, он должен её и далее передавать своим детям, своим близким, потому что любовь, она не может быть зациклена сама на себе, она всегда жертвует собой ближнему человеку.
А всё остальное, мы уже знаем, как называется, — это эгоизм, который погубляет человека. Поэтому совершенствоваться нужно в любви и раздавать её, эту любовь, друг другу.
Все выпуски программы Актуальная тема
18 ноября. О грехе детоубийства
Сегодня 18 ноября. В этот день в 1920 году Постановлением с лицемерным названием «Об охране здоровья женщины» в Советском Союзе были легализованы аборты.
О грехе детоубийства — протоиерей Андрей Ефанов.
Печальный пример Спарты, казалось бы, должен был научить нас беречь своё потомство. Но нет, 105 лет назад мы приняли роковое решение и на государственном уровне легализовали детоубийства, стыдливо закамуфлировав эти преступления против жизни детей и против своего народа иностранным словом «аборт».
С тех пор при поддержке государства, при самых скромных подсчётах, было убито во чреве матери больше 200 миллионов младенцев. Это больше, чем всё население нашей страны.
Возникает закономерный вопрос: доколе? До каких пор мы будем истреблять свой собственный народ? Когда прекратится это бесчеловечное уничтожение неповинных детей?
Неужели мы хотим переполнить чашу Божиего долготерпения и испить чашу Божиего гнева?
Все выпуски программы Актуальная тема







