Адрес Крутицкого подворья: г. Москва, Крутицкая ул. д 11, 13.
Есть в Православной Церкви такое понятие - подворье. Удалённое представительство православного монастыря, архиерея или поместной церкви.
Было, скажем, в столице Тверское подворье – резиденция тверского митрополита. Есть ныне подворья Валаамское, Соловецкое, Китайское, Сербское… И прочие, коих множество.
Особняком же, однако, стоит среди них подворье, которое не является представительством кого или чего-либо. То есть – подворье есть, а вот то, чьим представительством оно является – нет.
И здесь мы сталкиваемся с крайне интересной страницей истории Русской Православной Церкви. С интересной, но – малоизвестной для широкой публики, что, на самом деле – жаль… Давайте приоткроем эту страницу.
В году 1237-м пришли на Русь полчища монголо-татар. Города пожгли, жителей многих увели в полон.
И вот в году 1261-м произошло знаменательное событие. По прошению Александра Невского на территории Золотой Орды в столице ее Сарай-Бату учреждена была Саарайская епархия, принято называть ее Сарская и Подонская (это от названия реки Дон), до коей простирались ее владения.
Вот тогда-то князь Даниил Московский, прекрасно понимая не только духовное, но и политическое значение этой епархии, подарил ее епископам место на крутом берегу Москвы-реки. Вот именно тогда и появился здесь и храм во имя святых Апостолов Петра и Павла и монастырь. А само место обрело статус подворья Сарского и Подонского. Потом его называли просто Крутицкое подворье.
Именно отсюда начинали свой путь те, кому по той или иной надобности требовалось ехать в Золотую Орду.
А вот вопрос к любителям детективов. Так сказать, посмотрим на вопрос в неожиданном ракурсе. Как вы думаете, а не стекались ли сюда с обширных подконтрольных монголам территорий от довольно свободно передвигавшихся по ним русских священников сведения, которые на современном языке называются «разведданные»? Интересный вопрос, верно? И есть, над чем подумать… Ну, это так, к слову…
Понятно, что со временем, статус подворье изменился. Исчезла Золотая Орда, позже упразднена была и сама епархия.
А вот подворье, необычайный комплекс соборов и палат – осталось. И сохранилось до сих пор, имея ныне статус Патриаршего.
И ныне это – позволю себе повториться – удивительно красивое место, попав в которое, ты просто оказываешься в другом мире.
Это пересечение Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка.
Настоятельно рекомендую…
Контакты:
г. Москва, Крутицкая ул. д 11, 13.
Телефон: (495) 676-30-93
Адрес сайта: http://www.krutitsy.ru/
Как добраться:
Ближайшие станции метро: Пролетарская, Крестьянская Застава;
Часы работы Крутицкого подворья:
ср–пн 10.00–17.00, кроме вторника и первого понедельника каждого месяца
Схема проезда:
Железногорск (путешествие по городу)

Железногорск — самый северный город в Курской области. Он относительно молод. Первые здания здесь появились в 1957 году, когда поблизости обнаружили месторождение железной руды. Для обслуживания карьера по добыче полезных ископаемых и построили рабочий посёлок на десять тысяч жителей. Он больше года оставался безымянным. Вариантов названия было множество — Магнитный, Рудный, Октябрьский. Наконец, посёлок был обозначен на картах как Железногорск. В 1962 году ему присвоили статус города. Здесь строились школы, открывались библиотеки и музеи. А вот помолиться было негде. Считалось, что комсомольцам и коммунистам, трудившимся на железорудном карьере, чужда религия. Но безбожное время миновало. Всем миром в 1989 году горожане построили в Железногорске церковь Всех Святых, в земле Российской просиявших. И с тех пор Железногорск год за годом прирастает храмами!
Радио ВЕРА в Железногорске можно слушать на частоте 94,0 FM
Псалом 31. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. С точки зрения науки основной признак человека современного вида — это развитая и сложная префронтальная кора. А что можно было бы назвать признаком человека разумного с точки зрения Библии? Ответ на этот вопрос звучит в 31-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 31.
Псалом Давида. Учение.
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьём духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Моё над тобою».
9 «Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе».
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.
Беседовал я как-то с одним мальчиком о его поведении. Он понимал, что есть хорошие поступки и есть плохие, понимал, что родители ждут от него хороших и не очень ждут плохих. В будущем он хотел стать биологом и даже мечтал о Нобелевской премии. Однако в тот момент, когда мы говорили, он вознамерился жить по-своему, своим умом. И когда родители указывали ему в качестве примера, на то, как складывалась их жизнь других людей после тех или иных поступков, он говорил: «Я буду учиться на своих ошибках и точка». Заявление, конечно, и комичное, и тревожащее, ведь одно дело набивать шишки из-за неопытности, и другое дело сознательно отказываться от того, чтобы учитывать чужой опыт. Впрочем, есть надежда, что он повзрослеет и будет подходить к своей жизни, как человек разумный.
Именно о такой разумности и говорится в 31-м псалме, который мы сейчас услышали. Примечателен он тем, что читается во время Таинства Крещения, собственно, сразу после того, как человек троекратно погружается в воду. К сожалению, большинство из нас, как крещёные в детстве, сами этого не осознают, что, впрочем, должно компенсироваться правильным воспитанием взрослых, которые присутствуют во время совершения Таинства.
В псалме Давид радуется о человеке, чьи грехи прощены Богом и больше ему не вменяются. Иногда людям кажется странной идея прощения всех грехов в Таинстве Крещения, но, если подходить к Таинству правильно, всё будет более-менее очевидно и понятно. Проходя подготовку ко Крещению, человек не просто узнавал какие-то основы веры, но реально прекращал совершать смертные грехи, погружаясь в купель, умирал для прежней греховной жизни и воскресал для новой. Очень важно расслышать слова псалма: блаженны не просто те, кто был прощён, но и те, в чьём духе не было лукавства, кто, со своей стороны, вёл решительную борьбу с грехом.
Далее в псалме Давид от лица Бога говорит, что он не оставит такого человека, но наставит его на путь истины и будет руководить им в жизни. Однако и от самого человека Господь ожидает разумного поведения. Он просит людей быть именно людьми, и не вести себя, как животные, которыми приходится управлять с помощью железной узды, натягивая поводья. Речь, конечно, не о том, что такого человека он не направляет, просто для его направления приходится использовать радикальные средства. Того же, кто ведёт себя как разумный и помнит о заповедях, кто ориентируется на добрые примеры и избегает злых — окружает милость Божия. И он поддерживается Господом, торжествует и радуется, пребывая в общении с Ним.
Псалом 31. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 31. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 31. На струнах Псалтири
1 Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!
2 Блажен человек, которому Господь не вменит греха, и в чьем духе нет лукавства!
3 Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего,
4 ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху.
5 Но я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: "исповедаю Господу преступления мои", и Ты снял с меня вину греха моего.
6 За то помолится Тебе каждый праведник во время благопотребное, и тогда разлитие многих вод не достигнет его.
7 Ты покров мой: Ты охраняешь меня от скорби, окружаешь меня радостями избавления.
8 "Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою".
9 "Не будьте как конь, как лошак несмысленный, которых челюсти нужно обуздывать уздою и удилами, чтобы они покорялись тебе".
10 Много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость.
11 Веселитесь о Господе и радуйтесь, праведные; торжествуйте, все правые сердцем.