Адрес Крутицкого подворья: г. Москва, Крутицкая ул. д 11, 13.
Есть в Православной Церкви такое понятие - подворье. Удалённое представительство православного монастыря, архиерея или поместной церкви.
Было, скажем, в столице Тверское подворье – резиденция тверского митрополита. Есть ныне подворья Валаамское, Соловецкое, Китайское, Сербское… И прочие, коих множество.
Особняком же, однако, стоит среди них подворье, которое не является представительством кого или чего-либо. То есть – подворье есть, а вот то, чьим представительством оно является – нет.
И здесь мы сталкиваемся с крайне интересной страницей истории Русской Православной Церкви. С интересной, но – малоизвестной для широкой публики, что, на самом деле – жаль… Давайте приоткроем эту страницу.
В году 1237-м пришли на Русь полчища монголо-татар. Города пожгли, жителей многих увели в полон.
И вот в году 1261-м произошло знаменательное событие. По прошению Александра Невского на территории Золотой Орды в столице ее Сарай-Бату учреждена была Саарайская епархия, принято называть ее Сарская и Подонская (это от названия реки Дон), до коей простирались ее владения.
Вот тогда-то князь Даниил Московский, прекрасно понимая не только духовное, но и политическое значение этой епархии, подарил ее епископам место на крутом берегу Москвы-реки. Вот именно тогда и появился здесь и храм во имя святых Апостолов Петра и Павла и монастырь. А само место обрело статус подворья Сарского и Подонского. Потом его называли просто Крутицкое подворье.
Именно отсюда начинали свой путь те, кому по той или иной надобности требовалось ехать в Золотую Орду.
А вот вопрос к любителям детективов. Так сказать, посмотрим на вопрос в неожиданном ракурсе. Как вы думаете, а не стекались ли сюда с обширных подконтрольных монголам территорий от довольно свободно передвигавшихся по ним русских священников сведения, которые на современном языке называются «разведданные»? Интересный вопрос, верно? И есть, над чем подумать… Ну, это так, к слову…
Понятно, что со временем, статус подворье изменился. Исчезла Золотая Орда, позже упразднена была и сама епархия.
А вот подворье, необычайный комплекс соборов и палат – осталось. И сохранилось до сих пор, имея ныне статус Патриаршего.
И ныне это – позволю себе повториться – удивительно красивое место, попав в которое, ты просто оказываешься в другом мире.
Это пересечение Крутицкой улицы и 1-го Крутицкого переулка.
Настоятельно рекомендую…
Контакты:
г. Москва, Крутицкая ул. д 11, 13.
Телефон: (495) 676-30-93
Адрес сайта: http://www.krutitsy.ru/
Как добраться:
Ближайшие станции метро: Пролетарская, Крестьянская Застава;
Часы работы Крутицкого подворья:
ср–пн 10.00–17.00, кроме вторника и первого понедельника каждого месяца
Схема проезда:
Одна молитва. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
В главе шестой Евангелия от Матфея Господь заповедал ученикам молиться, не говоря лишнего, дабы не уподобиться язычникам. Он даровал апостолам молитву Господню, известную также, как «Отче наш».
Я долго не понимала: почему Господь не передал нам других молитв? Ведь у каждого из нас так много просьб к Богу. И когда мы обращаемся к Нему, сложно быть лаконичными и не сказать лишнего.
Однажды мой сын сильно задержался на прогулке с друзьями. Я долго не могла дозвониться до него. А пока набирала номер, молилась:
— Господи, пусть он перезвонит...
И тут же мысленно перебивала сама себя:
— Нет, Господи, лучше я сама дозвонюсь, а он пусть снимет трубку... Нет, всё-таки, лучше он, а то разозлюсь ещё, наговорю всякого... Но хорошо бы, чтобы трубку взял...
Вдруг поняла, что запуталась. Сама не знала, чего просить. Сын не отвечал на звонки. Снова начала молиться, просто повторяя молитву Господню:
— Отче наш, иже еси на небесех...
Через некоторое время ребёнок сам позвонил. Я поговорила с ним и велела идти домой.
В той же главе Евангелия от Матфея сказано: «Ибо знает Отец ваш, в чём имеете нужду прежде, чем попросите у него.» Господь знает, но мы сами, к сожалению, далеко не всегда. А что нам на самом деле полезно, знаем ещё реже.
В молитве Господней собраны все наши основные просьбы, и их не много. Буквально четыре: о хлебе насущном, об оставлении грехов, об избавлении от искушений и защите от лукавого. Это — основные потребности каждого верующего человека. И если мы не знаем, чего хотим, можно просто читать «Отче наш». А Господь и без слов знает о наших нуждах.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
10 февраля. О покаянной молитве авторства Преподобного Ефрема Сирина

Сегодня 10 февраля. День памяти Преподобного Ефрема Сирина.
О покаянной молитве его авторства — священник Августин Соколовски.
Святой Ефрем Сирин был чадом Древней Антиохийской Церкви. Ограничивая себя во всем и пребывая в молитве и созерцании, святой Ефрем писал удивительные гимны славословия Господу и Богу. Отец пустыни, подобный библейским пророкам, святой Ефрем был дьяконом. Тогда, в IV веке, это было особенное учительское служение Древней Церкви. Ефрем проповедовал, учил, готовил людей к окрещению. В момент, когда примерно за год до его праведной кончины на город Эдессу обрушился голод, Ефрем спас от смерти множество жизней.
Пройдет ровно три недели и начнется Великий Пост. Тогда святой Ефрем сделается нашим спутником в трудном, но благословенном пути к Святой Пасхе. Ежедневно Церковь устами священника будет многократно повторять молитву святого Ефрема. Самое главное, чтобы слова этой молитвы не становились для нас привычными, но каждый раз пробуждали наши воспоминания об ее авторе и о множестве великих значений, вложенных им в удивительные, глубокие и одновременно чрезвычайно простые и наполненные подлинным библейским смыслом слова «Господи и владыка живота моего, Господь и владыка жизни моей».
Преподобный Ефрем родился, когда против христиан свирепствовало великое гонение Диоклетиана. Христиан казнили за то, что они отказывались признавать божественность императора. Единственным Господом и Владыкой своего бытия они признавали Бога и Сына Его Иисуса Христа. Начальные слова молитвы — подлинное мученическое исповедание веры. В дни Великого Поста нам предстоит со вниманием и смирением повторять этот Символ веры мучеников вместе со святым Ефремом.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 февраля. О периоде приготовления к Великому посту

Сегодня 10 февраля. Начало 1-й подготовительной седмицы к Великому посту.
О периоде приготовления к Великому посту — протоиерей Василий Гелеван.
Великий пост велик и по времени, и по значению. По времени, потому что он 40 дней длится, плюс Страстная седмица. А по значению, потому что готовит нас к встрече с Пасхой — самому главному празднику в православном календаре. Вот эти несколько недель мы называем подготовительная седмица перед постом. Отличают эти седмицы евангельские воскресные чтения: о Закхее, Мытаре и Фарисее, о блудном сыне и прямо у самого порога поста Евангелие о страшном суде. Прощенное воскресенье мы называем его. Эти подготовительные недели готовят нас к тому, чтобы правильно вступить в это поприще поста. А как правильно? Заранее поразмышлять о добродетелях и немного сравнить свою жизнь с тем, как надо. Они готовят нас даже уже постепенному входу в воздержание. То есть это не такой резкий порог, когда вчера ты ел мясо, а сегодня уже не ешь. Нет, постепенно. Сначала все разрешается вкушать, даже среда и пятница отменяются. Потом в обычный режим входим — среда и пятница. Следующие — отказались от мяса, но еще мы едим яйца, молоко. И, наконец, уже и от этого отказываемся. Светлый период, который освобождает нас от зависимости. И тело наше утончается, и страсти наши утихомирятся. И вот в таком состоянии нужно подходить к празднику праздников, к Святой Пасхе.
Все выпуски программы Актуальная тема