Приступая к сегодняшней теме, начну так: чем значительней явление, тем сложнее о нем писать. Вот и предмет нашего рассказа. Скажу сразу название – и перед глазами каждого русского, да и не только русского, сразу предстанет этот храм… и о чем тогда говорить? А явление это – я имею в виду все-таки храм – столь значительно, что говорить о нем можно часами. А можно и вовсе не говорить – хватит одного названия…
Ну, вот по этим-то причинам название оставим на потом.
Когда-то на том месте, где стоит нынешний храм, стояла каменная Троицкая церковь, что на Рву. И в самом деле, стояла она на месте оборонительно рва.
А вот другой, новый собор возник до крайности своеобразно. В 1552 году царь Иван Грозный лично возглавил военный поход на казанское ханство. Заметим, что до этого все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Потому Иван Грозный дал обет в случае успешного завершения похода грандиозный храм. В ходе войны в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. А когда русское войско-победитель возвратилось в Москву, Иван Грозный решил на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную.
И построил необыкновенный собор – собор Покрова Божией Матери на Рву. Странным образом - а, впрочем, почему странным? – более знаем мы его по совершенно другому названию. Дело в том, что близ бывшей Троицкой церкви был похоронен человек, коего, говорят, побаивался сам Иван Грозный… побаивался – и уважал и чтил. А был человек не боярин, и даже не простолюдин, а Христа ради юродивый Василий, правдолюбец и провидец.
И собор более известен нам теперь как Храм Василия Блаженного на Красной площади.
Вот интрига и закончилась… А вот история одного из самых необычных и красивых московских соборов, который стал настоящим символом России, думаю, продолжится в веках и далее.
И напоследок – красивая и страшная легенда. Считается, что собор строили два мастера – Барма и Постник. И по окончании строительства грозный царь, ошеломленный красотою их творения, повелел ослепить мастеров, чтобы более нигде и никогда не появился храм хотя бы подобный по красоте новому собору.
Впрочем – и к счастию – это всего лишь легенда. Современные исследователи считают, что зодчий был один, а Барма и Постник – это просто имя и прозвище одного и того же человека, который, кстати, позже возвел и Казанский кремль, и еще несколько красивейших храмов.
Наша программа подошла к концу. Чем же закончить ее? А вот чем. Все просто.
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.
Контакты:
Музей открыт ежедневно с 11.00 до 17.00, касса закрывается в 16.30.
Тел.: 8-495-698-33-04.
Адрес сайта: http://www.saintbasil.ru/index.html
Схема проезда:
Праздник святого Георгия в Болгарии — день болгарской армии и овцеводства
День святого Георгия Победоносца — один из самых любимых церковных праздников в Болгарии. Отмечается праздник 6 мая и называется там «Гергьовден». Гергьовден в Болгарии — это также день армии, день храбрости, а кроме того, день всех, кто занят в сельском хозяйстве, и, конечно, праздник тех, кто носит имя Георгий. Именины 6 мая отмечают болгары, которых зовут Георги, Гергана, Ганка, Ганя, Ганчо.
Почитание святого Георгия пришло в Болгарию из Греции. Абсолютное большинство болгар знают житие великомученика Георгия, но при этом убеждено, что он их исконный святой. Такая убеждённость болгар связана с историей их страны. В 1880 году Болгария освободилась от турецкого ига. Болгарские патриоты во время борьбы за независимость часто вступали в бой со знамёнами, на которых был изображён святой Георгий. Поэтому день памяти святого указом князя Александра Баттенберга стал днем болгарской воинской славы и храбрости.
В 1946 году к власти в Болгарии пришли коммунисты, которые стали бороться с Православием. Среди прочего, они убрали из календаря день воинской славы и ввели вместо него день земледельца. Компартия пыталась стереть из народной памяти славные события конца 19 века и ту роль, которая сыграла Церковь в событиях освобождения страны от турецкого ига. Праздник воинской славы был возвращен в календарь в 1993 году по инициативе Церкви.
Георгьовден отмечается в Болгарии и местными мусульманами, которые чтут память святого Георгия. Например, в день памяти святого Георгия множество мусульман приезжают в селение Хаджимово, где в местном храме хранится чудотворная икона великомученика. В 19 веке от нее получил исцеление сын местного турка. Считается Георгьовден большим праздником и у цыган, которые называют этот день Ерделез. Празднование связано с цыганской легендой о том, что змей, убитый святым Георгием, поедал цыганское племя, и теперь великомученик почитается ими как освободитель.
День святого Георгия в Болгарии — это еще и праздник весны, в частности начала нового удоя скота. Традиционным блюдом Георгьовдена является запеченное мясо ягненка. Данное угощение болгары предпочитают вместе с большим количеством овощей и праздничным хлебом-караваем съедать во время праздничных пикников, которые традиционно проводят рядом с храмом или часовней.
На пикник болгары также обязательно приносят с собой свежее молоко из нового удоя, свежий сыр. Кроме того, к этому времени созревает клубника — лучший десерт для трапезы на свежем воздухе. На Георгьовден болгары украшают дома ветками деревьев со свежей листвой и цветами, которые приносят с пикников. Они служат радостным символом праздника святого Георгия.
Все выпуски программы Вселенная православия
Праздник святителя Виллиброрда в Люксембурге
В 2006 году в святцах Русской Православной Церкви появился новый святой. Вернее — святой древний, но официально его почитание в Русской Церкви началось в 2006 году. Святого зовут Виллиброрд, первый епископ Утрехта. Святой Виллиброрд жил на рубеже седьмого-восьмого веков и вошел в историю как апостол фризов. Фризами же сегодня принято именовать народ, живший на территории современных Голландии, Люксембурга и северной Германии. Со временем фризы смешались с прочими народностями, но во времена святого Виллиброрда были самостоятельны, сильны и придерживались язычества. Святому Виллиброрду удалось многих фризов привести ко Христу, а на их территории основать несколько монастырей. Наиболее крупной обителью стало аббатство в Эхтернахе, существующее до сих пор и расположенное теперь на территории государства Люксембург.
В Эхтернахе святой Виллиброрд провел последние годы своей жизни. Здесь же находится его гробница. Святой Виллиброрд почитается как исцелитель эпилепсии и паралича. В течение веков поклониться его гробнице в Эхтернахе съезжались люди, страдавшие от этих болезней. Католики празднуют память святого Виллиброрда 7 ноября, православные- 20-го. Но по древней традиции праздник святого Виллиброрда ежегодно проводится Эхтернахе в первый вторник после дня Святой Троицы по западному календарю. В этот день на территории аббатства проходит особая молитвенная танцевальная процессия.
Участники процессии двигаются через весь город особым танцующим шагом: ранее делалось три шага вперед, затем два назад, однако с 1947 года участники делают шаг вперед и влево, потом шаг вперед и вправо — символически изображая крест. Первое упоминание о процессии датировано 1497 годом. Происхождение этого оригинального обычая точно не установлено; но есть несколько версий.
Первая — что процессия — это наследие средневековых покаянных процессий, участники которых вели себя как больные тяжелыми болезнями, думая, что это поможет отогнать духовные и телесные болезни. Особая походка участников процессии это как бы подражание походке больных эпилепсией и частичным параличом, которые веками приезжали помолиться святому Виллиброрду. Возможно, также что процессия — это облегченное повторение поведения древних христианских паломников, которые через каждые три шага опускались на колени в знак покаяния перед Богом.
Пройдя по территории города и аббатства, участники процессии приходят на богослужение в честь святого Виллиброрда. Некоторые православные европейцы участвуют в шествии в честь Виллиброрда, но католического богослужения не посещают. Тем более, что теперь с разрешения католиков православные могут служить Литургию у гробницы Виллиброрда в день его памяти по нашему календарю — 20 ноября.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Православная школа сегодня». Протоиерей Дмитрий Григорьянц
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях был настоятель Филаретовского храма города Лобня, директор и духовник православной гимназии во имя Святителя Филарета Московского протоиерей Дмитрий Григорьянц.
Разговор шел о том, чем отличается обучение в православных школах по сравнению со светскими, а также о том, как помочь ребёнку приобрести важные для жизни навыки и определиться с будущей профессией.