Приступая к сегодняшней теме, начну так: чем значительней явление, тем сложнее о нем писать. Вот и предмет нашего рассказа. Скажу сразу название – и перед глазами каждого русского, да и не только русского, сразу предстанет этот храм… и о чем тогда говорить? А явление это – я имею в виду все-таки храм – столь значительно, что говорить о нем можно часами. А можно и вовсе не говорить – хватит одного названия…
Ну, вот по этим-то причинам название оставим на потом.
Когда-то на том месте, где стоит нынешний храм, стояла каменная Троицкая церковь, что на Рву. И в самом деле, стояла она на месте оборонительно рва.
А вот другой, новый собор возник до крайности своеобразно. В 1552 году царь Иван Грозный лично возглавил военный поход на казанское ханство. Заметим, что до этого все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Потому Иван Грозный дал обет в случае успешного завершения похода грандиозный храм. В ходе войны в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. А когда русское войско-победитель возвратилось в Москву, Иван Грозный решил на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную.
И построил необыкновенный собор – собор Покрова Божией Матери на Рву. Странным образом - а, впрочем, почему странным? – более знаем мы его по совершенно другому названию. Дело в том, что близ бывшей Троицкой церкви был похоронен человек, коего, говорят, побаивался сам Иван Грозный… побаивался – и уважал и чтил. А был человек не боярин, и даже не простолюдин, а Христа ради юродивый Василий, правдолюбец и провидец.
И собор более известен нам теперь как Храм Василия Блаженного на Красной площади.
Вот интрига и закончилась… А вот история одного из самых необычных и красивых московских соборов, который стал настоящим символом России, думаю, продолжится в веках и далее.
И напоследок – красивая и страшная легенда. Считается, что собор строили два мастера – Барма и Постник. И по окончании строительства грозный царь, ошеломленный красотою их творения, повелел ослепить мастеров, чтобы более нигде и никогда не появился храм хотя бы подобный по красоте новому собору.
Впрочем – и к счастию – это всего лишь легенда. Современные исследователи считают, что зодчий был один, а Барма и Постник – это просто имя и прозвище одного и того же человека, который, кстати, позже возвел и Казанский кремль, и еще несколько красивейших храмов.
Наша программа подошла к концу. Чем же закончить ее? А вот чем. Все просто.
Собор Василия Блаженного в Москве на Красной площади.
Контакты:
Музей открыт ежедневно с 11.00 до 17.00, касса закрывается в 16.30.
Тел.: 8-495-698-33-04.
Адрес сайта: http://www.saintbasil.ru/index.html
Схема проезда:
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.
Псалом 12. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 12. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 12. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Псалом Давида
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец,
доколе будешь скрывать лице Твое от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей,
скорбь в сердце моем день (и ночь)?
Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи Боже мой!
Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его».
Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою;
сердце мое возрадуется о спасении Твоем;
воспою Господу,
облагодетельствовавшему меня, (и буду петь имени Господа Всевышнего).
1 июня. О принципах обучения воспитанниц в Екатерининском институте благородных девиц

В этот день в 1798 году в Санкт-Петербурге учреждён Екатерининский институт благородных девиц.
О принципах обучения воспитанниц в его стенах — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот институт святой Екатерины выпустил сотни и сотни девушек дворянского и мещанского сословия, которые за два года обучения овладевали европейскими языками, основательными знаниями по истории, филологии, космографии, а главное — умели делать всё, что относится к домоводству, приготавливая себя к служению в качестве частных педагогов и, конечно, домохозяек, супруг, будущих мам, которые владели всем спектром знаний и рукоделий, необходимых для созидания домашнего очага.
Интересно, что император Павел I говорил, что подобные глубокие, практические знания являются лучшим приданным для благочестивой девицы. Все они сохраняли свою чистоту, как это водилось и водится у культурных народов, блюдя себя для подвигов материнства, а кто-то, может быть, избирал и монашеское служение.
Насколько сегодня эти исторические данные о культуре материнства, о приготовлении девицы к служению Отечеству актуальны? И так хочется, чтобы наши родители, воспомянув означенные традиции, прививали девочкам бережное отношение к своему здоровью душевному и телесному, воскрешали идеалы чистоты и нравственности. И таким образом мы встречали бы сегодня новое поколение юных существ, готовых служить Отечеству самым великим подвигом — девством и материнством.
Все выпуски программы Актуальная тема