В сорока верстах от Самары в урочище Красный Яр в начале восемнадцатого века была заложена крепость - один из поволжских форпостов, необходимых для защиты от кочевников. Рядом с такими укреплениями и под их покровительством образовывались поселения. Так появилось и село с забавным названием Утёвка. Имя это, по легенде, произошло от фамилии казака Селезнёва, который первым поставил в этих краях дом. Вокруг его хутора стали строиться новые поселенцы – словно утки хороводились вокруг селезня. Отсюда, будто бы, и пошло – Утёвка. А может, все гораздо проще. Село окружено озерами, где всегда жили утки. Говорят, будто прежде можно было прямо из окна настрелять дичи к обеду.
Но, так или иначе, сегодня Утёвка известна не птицей. Родное село прославил самобытный художник-иконописец Григорий Николаевич Журавлев. Он появился на свет в 1858 году в небогатой крестьянской семье. С рождения у мальчика были полностью атрофированы руки и ноги, но это горькое обстоятельство не помешало проявиться у ребенка таланту художника. Едва передвигаясь по двору на культях, Гриша брал в зубы прутик и рисовал на земле фигуры людей и животных, да так живо, что односельчане только удивлялись. Родной дед стал возить Гришу в школу, чтобы развить дарования мальчика. В юности Журавлев смог добраться до Самары, где брал уроки иконописи у художника Травкина. Григорий экстерном окончил гимназию, самостоятельно изучал черчение и анатомию. Иконы, которые он рисовал, зажав кисть в зубах, отличались особенной светлостью.
После того, как несколько икон Журавлев подарил участникам Самарского земского собрания, чиновники обратили внимание на бедственное положение самородка и назначили ему пенсию – 60 рублей в год. Когда Григорий Николаевич написал образ Николая Чудотворца для цесаревича Николая, будущего императора, его пригласили во дворец писать портрет семьи Романовых. Александр Третий распорядился ежемесячно пожизненно выплачивать Журавлеву двадцать пять золотых рублей – что для крестьянина было настоящим богатством. Эти средства позволили художнику создавать иконы с использованием позолоты.
Накопив некоторую сумму, Григорий Николаевич приступил к осуществлению своей давней мечты – возведению в Утёвке церкви необыкновенной красоты. Храм святой Троицы, выполненный по проекту Журавлева, действительно, отличается особой праздничностью. Не только иконы, но и фрески для церкви создал удивительный человек, лишенный рук и ног, но наделенный недюжинной силой духа. Его работы можно увидеть здесь и сейчас, они уцелели в то время, когда храм стоял безжизненным.
Сохранилась и могила Григория Журавлева – она находится в ограде Троицкой церкви. Над местом погребения удивительного художника стоит крест, на котором высечено: «Се, человек». И это невозможно оспорить.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»