Сказать, что Кавказ – сложный регион – это не сказать ничего. Тридцать шесть непохожих друг на друга языков, десятки диалектов и говоров. Мусульмане-сунниты, мусульмане-шииты, христиане православные, христиане дохалкидонские, иудеи, местные верования и обычаи. Разные хозяйственные уклады и эпохи сталкиваются, испытывают влияние друг на друга.
Ингушетия, расположенная на северных склонах Кавказского хребта, невелика по территории. Это самый небольшой субъект Российской Федерации. Но даже на одном её примере можно понять, как необычна судьба всего Кавказа.
Уже несколько веков ингуши являются образцовыми мусульманами. Значение религии в повседневной жизни было здесь велико и в советские годы, и особенно сейчас. Между тем, древнейшим архитектурным памятником Ингушетии является православный храм Тхаба-Ерды. Он расположен в самом высокогорном Джейрахском районе среди склонов, где пасутся отары овец. Стройное прямоугольное здание из камня с простой двухскатной крышей – памятник того времени, когда среди вайнахов (предков ингушей и чеченцев) распространялось христианство.
Вайнахское христианство теряется в глубине веков, поэтому относительно Тхаба-Ерды среди учёных согласия нет. Разные версии высказываются про время постройки храма. Восьмой, девятый или двенадцатый век. По-разному расшифровывается его название. Храм двух тысяч святых. Храм святого Фомы. Словосочетание «наша вера» на ингушском языке или имя языческого ингушского божества.
Православие пришло на землю вайнахов из Грузии. Особенное усердие о распространении веры Христовой проявляла святая грузинская царица Тамара. Поэтому в строительстве храма поучаствовали и грузинские, и местные мастера. Вплоть до девятнадцатого века там хранилась книга Псалтыри на грузинском языке.
Вайнахские и грузинские черты отразились в резных каменных изображениях на стенах храма. Христос и местный князь; епископ с именем «Георгий», подписанным на грузинском языке; борющийся со львом; лучник; олень и фантастическое животное сенмурв из персидской мифологии.
В тринадцатом веке, после монгольского завоевания, Грузинское царство пришло в упадок. Затем много раз Грузию разорял Тамерлан. Сил поддерживать православную миссию на Северном Кавказе у Грузинской Церкви не осталось. Христианские общины постепенно угасали, а вайнахи возвращались в язычество. И только в семнадцатом веке постепенно началось обращение ингушей и чеченцев в ислам.
Но даже в эти века храм Тхаба-Ерды сохранял своё сакральное значение. В нём собирался совет старейшин ингушского народа, чтобы вершить суд и принимать важные решения. Христианство оставило след в языке и некоторых бытовых обрядах ингушей и чеченцев. А с южной стороны Большого Кавказа на территории Грузии живут бацбийцы – третий вайнахский народ, который в основном исповедует православие.
Храм Тхаба-Ерды отреставрирован и доступен для посещения. Изредка в нём и теперь совершаются православные богослужения.
Праздник «Целования» на Святой земле
Святая земля производит на каждого приезжающего туда человека неизгладимое впечатление. А как же иначе? Ведь именно Палестину избрал для Своего воплощения Сын Божий Иисус Христос, чтобы жить здесь и проповедовать. Святая земля с центром в Иерусалиме связана исторически также со многими святыми личностями из библейского повествования. Например, Горненский женский монастырь расположен в селении Эйн-Карем рядом с тем местом, где по преданию произошла встреча Пресвятой Девы Марии с Ее двоюродной сестрой — святой Елисаветой.
Данная встреча описывается в Евангелии от Луки. После того, как Деве Марии явился Архангел Гавриил и возвестил Ей, что она станет Матерью Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятая Дева отправилась в дом к Своей родственнице — Елисавете. Ведь в качестве доказательства истинности пророчества Архангел указал, что престарелая Елисавета беременна и скоро родит первенца — пророка Иоанна Крестителя. Богородица поспешила в дом двоюродной сестры, чтобы Самой убедиться в случившемся. Мария и Елисавета, встретившись, в знак приветствия поцеловали друг друга. В этот момент первенец Елисаветы радостно взыграл в ее чреве.
Рядом с местом, где стоял дом Елисаветы, и был построен Горненский монастырь. Обитель основал начальник Русской Духовной Миссии архимандрит Антонин (Капустин) в 1869 году. В 1883 году отец Антонин установил праздник «Целования», во время которого вспоминается встреча Девы Марии и святой Елисаветы. Он также составил для богослужения праздника Целования особые песнопения, которые исполняются и сегодня.
Праздник Целования ежегодно совершается 12 апреля. Исключение делается лишь в том случае, если 12 апреля попадает на Страстную седмицу, неделю перед Пасхой, во время которой Церковь молитвенно вспоминает страдания и смерть Иисуса Христа. В этом случае праздник Целования переносится на четверг после Пасхи.
Праздник Целования начинается в Троицком храме Русской духовной миссии. Там служится молебен, по окончании которого начинается крестный ход — его участники направляются в Горненский монастырь. Во главе крестного хода по традиции несут чтимую икону Благовещения. У колодца в селении Эйн-Карем, рядом с которым расположена обитель, крестный ход встречают монахини Горненской обители. По преданию из колодца Эйн-Карема Дева Мария брала воду, пока гостила у Елисаветы.
На дорогу от колодца до Казанского собора, главного храма Горненской обители, монахини предварительно выкладывают цветы в знак своего почтения перед иконой Благовещения. В Казанском соборе икону ставят на специальную подставку, украшенную длинным покровом на манер монашеской мантии. Рядом с иконой ставят игуменский жезл — символ управления монастырем. Икона Благовещения находится в Горней обители три месяца, до праздника Рождества святого Иоанна Предтечи — именно столько гостила Пречистая Дева у своей родственницы Елисаветы. Монахини верят, что в течение этих трех месяцев, пока икона находится в Горненской обители, сама Пресвятая Дева является здесь игуменией.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Музыкальное образование». Анна Сафонова
Беседа из цикла про образование, который Радио ВЕРА организует совместно с образовательным проектом «Клевер Лаборатория», которая объединяет учителей, руководителей школ и детских садов, родителей и всех тех, кто работает с детьми и занимается их духовно-нравственным развитием.
У нас в гостях была музыкант, исполнительный директор издательского дома «Музыка» Анна Сафонова.
Мы говорили с нашей гостьей о музыкальном образовании: каким оно было в советские годы, как со временем менялось, каким образом можно сделать его более современным и доступным, а также что дает ребёнку обучение в музыкальной школе, и как можно помочь детям и подросткам в развитии их талантов.
Саровская пустынь. Святой Преподобный Серафим Саровский
Имя Преподобного Серафима Саровского, самого почитаемого русского святого, известно по всему миру. Но не так много людей может в наши дни попасть в места, где совершал он свои молитвенные подвиги. Закрытый город Саров, образовавшийся там, где с конца XVII века в глубоких саровских лесах селились монахи, как ковчегом накрыл драгоценные жемчужины Русской Православной Церкви. Красивейшие храмы Свято-Успенского мужского монастыря Саровская пустынь, Ближнюю пустынку Святого Преподобного Серафима, где в наши дни построен храм в честь Сошествия Святого Духа. Дальнюю пустынку, где стоит келья, в которой подвизался Старец, сосна, которая помнит его труды, и воздвигнут великолепный памятник работы скульптора Вячеслава Клыкова, запечатлевший молитву Преподобного Серафима. Есть в Саровских лесах и место, где 1000 ночей совершал свое стояние на камне наш любимый русский святой. Об этом наша программа.
Все фотографии предоставлены Духовно-научным центром Саровской пустыни.
Все выпуски программы Места и люди