«…Президиум областного Совета, выполняя волю революции, постановил: бывшего царя Николая Романова, виновного в бесчисленных кровавых преступлениях перед народом, – расстрелять!»
Доподлинно неизвестно зачитал ли эти слова чекист Яков Юровский в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома инженера Ипатьева, но официальный текст приговора был именно таков. В ту далёкую ночь в расстрельной комнате погибла вся семья последнего русского императора – он сам, супруга Александра Фёдоровна, царевич Алексей, Великие княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также верные слуги царской семьи: доктор Боткин, лакей Трупп, горничная Демидова и повар Харитонов.
Сейчас эта комната находится в правом приделе Нижнего храма знаменитого екатеринбургского
Храма-на-крови, который одновременно является и памятником. Он возведён точно на месте «Дома особого назначения», которое некоторые теперь называют «уральской Голгофой».
Первая закладка камня в основание храма состоялась ещё в начале 90-х годов. Но лишь после освящения места строительства Патриархом Алексием II в сентябре 2000-го года, строительство начало продвигаться быстрыми темпами и было завершено в течение трёх лет. Построен храм в русско-византийском стиле. Интересный факт: 17 октября 2002 года на звонницу храма были водружены 11 колоколов. Средства на их изготовление были собраны в результате проведения благотворительной акции «Колокола покаяния».
Храм-на-Крови включает в себя два храма – нижний и верхний. Нижний является символом прошлого и того страшного события, которое здесь произошло. Это заупокойный храм памяти Романовых. Он выполнен в очень строгом спокойном стиле и включает в себя, в том числе, и расстрельную комнату с подлинными останками конструкции Ипатьевского дома.
Помимо молитвенной части, в Нижнем храме расположена и музейная. Именно здесь, к примеру, можно найти переписанное рукой Великой княжны Ольги стихотворение Бехтеева «Молитва», а также её знаменитое письмо из заключения, передающее последнюю волю императора: "Отец просит передать всем…, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее, но что не зло победит зло, а только любовь".
Верхний храм намного просторней и светлей. Он олицетворяет собой возрождение России. Именно здесь проходят богослужения. По замыслу архитекторов, как прошлое соединяется с будущим, так и Нижний храм соединяется с Верхним. Между Верхним и Нижним храмами существует двухсветное пронизывающее пространство. Из расстрельной комнаты вверх поднимается шатёр, выходящий в иконостас Верхнего храма, где сделан проём, через который можно сверху видеть место гибели Романовых.
Много сказано слов, много сломано копий вокруг расстрела последнего российского императора… Безусловно, на мой взгляд, одно: и его кончина, и уж тем более его семьи, была христианской и мученической. А значит, является не только печальной, но и святой страницей истории нашего города.
21 августа. О временах и сроках

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого».
О жизни человека в ожидании Второго пришествия Христа — священник Николай Конюхов.
Господь говорит, что Евангелие будет проповедано всем народам, чтобы не осталось людей, которые скажут: «Господи, мы не имели благовествования, мы не следовали за тобой, не соблюдали твои заповеди не потому, что мы не хотели, а мы просто не знали, не ведали, а жили на далёком острове или на каком-то далёком континенте, и просто не имели проповедников, не имели миссионеров, которые нам бы открыли тайну Евангелия».
Действительно, когда уже Евангелие полностью будет проповедовано по всей Вселенной, когда не будет ни у кого отговорки, что он просто не знал о Христе, тогда, может, приблизится точка кончины мира. Но нужно понимать то, что блаженный Иероним Стридонский говорил, что не осталось ни одного народа, который не знал бы имени Господа Иисуса Христа.
Тем не менее, это не должно нас пугать каким-то образом или наводить панику, что всё, конец, у нас не осталось никакого времени. Мы должны продолжать жить, любить, бороться с грехом со своим, желательно, а не с грехом ближнего.
И нам не полезно знать времена и сроки. Господь нам не даёт точной информации о Своем втором пришествии, чтобы мы каждый день ждали Его, как того самого заветного жениха ожидали пять мудрых дев, взяв с собой елей, который прообразует добрые дела, и ожидая своего жениха ежедневно, а не только тогда, когда, как нам кажется, исполнились некие пророчества.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О признаках кончины мира

В 24-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».
О временах и сроках кончины мира — игумен Назарий Рыпин.
Евангелие Царство будет проповедано всем народам в свидетельство о Христе, чтобы никто не смог оправдаться на страшном суде, что он не знал о Христе. Безусловно.
Но мы видим, что, может быть, какие-то поверхностные знания о Христе есть у многих, но далеко ещё не всем народам проповедано Царствие Небесное. Потому кончины мира ещё пока мы не видим.
Да, есть признаки кончины мира, да, мы видим очень серьёзные знамения, исполняющиеся порой на наших глазах, при нашей жизни. Но все же Господь сказал: «Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец Небесный положил Своей власти».
Поэтому мы должны служить этому делу благовестия, проповедовать тем, кто не знает о Христе, а когда придёт конец, всё-таки оставить это на тайну божественного промысла.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 августа. О служении апостолов

В 4-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Имея по милости Божией такое служение, мы не унываем».
О служении апостолов — священник Захарий Савельев.
Больше всего, наверно, лично меня вдохновляет мысль, что Спаситель при своей земной жизни не оставил ни одной рукописи, не оставил ни одного физического следа о Своей земной жизни. Он оставил лишь группу учеников, которых назвал Церковью. Эти ученики, эти апостолы, проповедовали Евангелие по всему миру.
Самое главное и самое важное для человека — это иметь смысл жизни, который выражается и в работе, и в семейных делах, и в том, как он смотрит на мир. Это великое служение апостолы передали епископам и духовенству, то есть епископ является преемником апостолов, а духовенство является помощниками преемника.
И этот факт в какой-то степени приравнивает священнослужителей сегодня к тому делу, которым занимались апостолы. Это действительно радостное великое служение — служение Богу и подлинное служение человеку.
Не так давно мы праздновали память апостолов Петра и Павла, и по их жизни, и по их путешествиям, особенно по путешествиям апостола Павла, мы можем увидеть, как он был увлечён этим служением. Как много он путешествовал по всей Римской империи, как много он церквей основал и какие плоды эти церкви принесли Самому Богу, а церкви — это, в первую очередь, не столько территории, сколько люди. То есть люди, каждый из нас, каждый человек.
Все выпуски программы Актуальная тема