Красные ключи – старинный эрзянский поселок, расположенный на границе Самарской и Оренбургской областей. Настоящее, исконное его название – Архангельские ключи. Родников в окрестностях, действительно, бьет немало, но имя поселку подарил тот, что струится неподалеку от Михаило-Архангельского храма. А определение «красные» появилось в названии уже в более позднее, советское время.
Первая церковь в Ключах была построена в середине восемнадцатого века, вскоре после основания поселка. Через сто лет она обветшала, и сельчане поставили новый храм – тот самый, что мы видим сегодня. Он также сложен из дерева, но отличается особой надежностью и удивительной красотой. По проекту это типичный для Поволжских степей корабль, в котором колокольня соединена с храмом небольшим переходом – трапезной. Но, как правило, такие церкви имеют один купол, а Михайло-Архангельский в Красных ключах украшен роскошным пятиглавием. Исключительность церковному облику дарят уникальные узорные наличники, вырезанные вручную.
Внутреннее пространство храма практически полностью сохранило свой изначальный вид. Паломники неизменно восхищаются великолепием старинного деревянного резного иконостаса, который содержит пятьдесят три иконы девятнадцатого века. Уцелела церковь благодаря прихожанам – жители села дружно и решительно встали на ее защиту в тридцатые годы двадцатого века. Зная, что храм могут разрушить ночью, они круглосуточно охраняли святыню. Дважды ходоки из деревни отправлялись в Москву к «всесоюзному старосте» Михаилу Калинину с прошением сохранить храм. Настойчивость ли жителей Красных Ключей сыграла свою роль, произошло ли чудо – но факт остается фактом. В то время, когда церкви по всему Поволжью подвергались разорению, деревянный храм Михаила Архангела стоял в неприкосновенности. Череда богослужений в нем прерывалась всего на пять лет, но и в это время никто не посмел нанести урон святому месту.
В маленький поселок на северо-востоке Самарской области круглый год едут паломники. Люди, у которых есть проблемы со здоровьем, стремятся сюда, чтобы окунуться в источник Михаила Архангела. Этот родник почитается чудотворным, и тому есть документальные подтверждения. Кроме того, что вода в этом ключе целебная, она еще и невероятно вкусная – говорят, благодаря высокому содержанию серебра.
Есть еще одна причина, по которой Красные Ключи приобрели большую известность – здесь хранятся мощи старца Петра Чагринского, прославленного в 2000 году в лике местночтимых самарских святых. Мощи покоятся в храме в открытой раке под резной деревянной сенью, и у паломников есть возможность к ним приложиться.
При храме Михаила Архангела есть две гостиницы, проживание и питание в которых бесплатное. А вот помощи по хозяйству местная община будет рада. В сельской местности, сами знаете, рук всегда не хватает.
Гилберт Честертон «Белая лошадь»: «Христианство в великом и малом»

Фото: PxHere
В 1910 году английский поэт, писатель и христианский мыслитель Гилберт Честертон написал поэму «Белая лошадь». Эту поэму в Первую Мировую брали на фронт солдаты, в ней находили утешение солдатские жёны и вдовы. Произведение — о соотношении большого и малого, очевидно важного и того, что порой воспринимается как второстепенное.
Сюжет произведения строится на борьбе англосаксонского короля Альфреда Великого с викингами-захватчиками. В начале поэмы Альфред, потерпевший поражение, скрывается с горсткой воинов в чаще, и тут ему является Божия Матерь со словами утешения. Вот как описывает Честертон Её голос:
«Он был голосом человека, но раздавался он словно с небес.
Он звучал так, словно скромная хижина внезапно взмыла к облакам.
Или бедный крестьянин, сидя у убогого очага
внезапно услыхал, как на соломенной его крыше, ликуя,
загремел колокольный звон».
Удивительное сочетание: убогий очаг, скромная хижина — и колокола, небеса. Но разве не так было в Вифлееме, когда в пещеру вместился сошедший с небес Бог? Та же парадоксальность, то же сочетание великого и малого пронизывает всё христианство. Преподобный Амвросий Оптинский, один из самых известных русских святых девятнадцатого столетия, говорил, что заповеди Божии не имеют дна, они глубоки и до конца непостижимы. И, с другой стороны, настолько эти заповеди просты и удобны для исполнения, что сохранить их способен и ребёнок.
В поэме «Белая лошадь» Честертон напоминает: великое часто соседствует с малым, и в самых будничных наших занятиях мы можем встретить Бога.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
16 октября. О жизни христианина

В 1-й главе Послания апостола Павла к филиппийцам есть слова: «Живите достойно благовествования Христова».
О жизни христианина — священник Захарий Савельев.
Достойность жизни христианина сообразуется с текстом Священного Писания: «Будьте совершенны, как Отец ваш совершен». Нет предела совершенству для каждого из нас.
Каждый человек призван Богом к тому, чтобы в своей жизни следовать двум самым главным заповедям: «Возлюби Господа Бога твоего всем твоим сердцем и возлюби ближнего твоего». И в общем-то, даже десять заповедей, которые мы с вами знаем из Ветхого Завета, могут также быть распределены на те, которые относятся к Богу, и на те, которые относятся к человеку.
Ну и, безусловно, конечно, духовная жизнь — это единое пространство, поэтому и одни, и другие заповеди могут быть отнесены и к любви божественной, и к любви человеческой. Поэтому каждому человеку необходимо следить за своей совестью: обличает ли она его или нет. Многие из нас умрут с теми грехами, в которых каются сейчас при жизни. Но это не означает, что следование по этому пути нужно оставить и забыть его. Нет.
Каждому человеку необходимо следовать за Спасителем, каждому человеку необходимо бороться со своими грехами, своими страстями и, конечно, согласно словам апостола Павла, сообразовывать свою жизнь с благоствованием Христовым.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 октября. Об истории Трубчевской Иконы Божией Матери

Сегодня 16 октября. Церковь чтит Трубчевскую Икону Божией Матери.
О её истории — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Образ Пресвятой Богородицы, именуемый Трубчевским, известен своим происхождением из одноимённого города Орловской губернии — Трубчевска. Особо почитается эта икона в Троице-Скановом женском монастыре, расположенном недалеко от города Наровчата Пензенской области. Божьей Матери приписывают заступничество от эпидемий холеры 1831 и 1848 годов, происходивших через чтимую икону, которую обносили вокруг города крестным ходом.
Почитание Трубчевской иконы было так велико, что по желанию местных жителей её приносили в дома и совершали перед ней богослужения. Да и в сам монастырь стекались богомольцы, стремившиеся припасть к образу Царицы Небесной. В настоящее время в Троице-Скановой обители ведётся запись случаев помощи свыше, подаваемой обращающимся к Божьей Матери перед её иконой.
Умилительный образ Богоматери снабжён стихами, посвящёнными Деве Марии, среди которых есть такие слова: «Мать и с Сыном о том беседует, да всякий верный в небе царство наследует. Богородице Дева Пресвятая, спаси от бед и дашь нам всем благая». Будем и мы обращаться к Матери Божьей, да подаст и нам Она великую милость.
Все выпуски программы Актуальная тема