Если у вас спросят: «Какой из православных храмов России самый древний?», с уверенностью отвечайте: «Церковь святого Иоанна Предтечи в Керчи. Гордость Крыма и всей страны!» В дореволюционной России был лишь один храм старше – Иоанна Златоуста близ Нового Афона. Но сегодня – это территория Абхазии. И потому пальма первенства по праву принадлежит керченскому храму во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, построенному в VIII веке.
Основой такой датировки служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод церкви: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Согласно летоисчислению по григорианскому календарю – это семьсот пятьдесят второй год от Рождества Христова. Кроме того, в кладке стен обнаружены амфоры VIII века, которые использовали в качестве голосников для лучшей акустики.
На сегодня храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь к концу XIX века. Композиция его древнейшей части в точности соответствует ранневизантийскому культовому зодчеству. Массивные стены сложены из чередующихся рядов, которые состоят из четырех полос белых каменных блоков и четырех полос плоского красного кирпича – плинфы. Этот приём придает церкви Иоанна Предтечи не только нарядность, но и помогает противостоять землетрясениям.
Внутри храм украшен колоннами и капителями, сделанными из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Такой сорт мрамора добывали только на острове Проконнесс в Мраморном море. А то, что каменоломни там были закрыты к концу VIII века – еще одно подтверждение времени возведения храма.
За столетия своего существования храм видел многое. Сменялись народы и государства вокруг, а он оставался молчаливым свидетелем истории. Благополучие христианской Византии, владычество хазар, исповедовавших иудаизм, язычников-половцев, генуэзское католическое господство… Почти семь веков церковь во имя Предтечи Иоанна служила приходским храмом для православной греческой общины города, пока в середине XV века с вхождением Керчи в Крымское ханство, не стала мечетью.
В 1774 году Керчь включили в состав Российской империи, церковь вернули православным и освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её прихожанами стали крымские греки и прибывшие из России переселенцы.
На протяжении XIX века храм неоднократно ремонтировался и достраивался. В 1801 году с запада был пристроен небольшой притвор. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стелы, обнаруженные во время земляных работ. Эти античные надгробия можно увидеть и сейчас. В 1842 году, по проекту архитектора Александра Дигби к притвору была пристроена двухъярусная колокольня. Зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов.
Говоря об истории Иоанно-Предтеченского храма в XIX веке, стоит вспомнить о том, что именно здесь 13 мая 1877 года был крещен в младенчестве будущий Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), уроженец Керчи. Об этом событии напоминает ныне мемориальная доска у центрального входа.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы XX века, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержались греческая и русская церковноприходские школы.
При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, древние иконы Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи. Все эти святыни, к сожалению, погибли в огне революции.
Вновь вспомнили о храме в 60-е годы. Он привлёк внимание советских исследователей как памятник византийской эпохи. В то время древняя православная церковь являла собой печальное зрелище. С выбитыми окнами и выросшими на стенах и крыше кустами, она униженно стояла среди шумного рыбного рынка, суетившегося вокруг.
В 1963 году церкви Иоанна Предтечи был присвоен статус памятника архитектуры. А в 1972 году храм начали восстанавливать. Реставраторы старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После воссоздания в церкви Иоанна Предтечи была открыта коллекция каменных экспонатов Керченского историко-культурного заповедника.
Новейшая история храма Иоанна Предтечи началась в июне 1990-го года, когда он был возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время, как и двенадцать столетий назад, самый древний храм России – вновь центр религиозной жизни Керчи. И её духовное сердце.
Антон Чехов «Три сестры» — «Искусное притворство»

Фото: Piqsels
Самообман бывает очень искусным. Особенно, когда обманываемся мы насчёт своих собственных душевных качеств. Антон Павлович Чехов в пьесе «Три сестры» дал иллюстрацию подобному душевному камуфляжу.
Главные героини пьесы — сёстры Ирина, Маша и Ольга, тонкие, умные, чуткие девушки, живут мечтой уехать из провинциального городка в Москву. Их брат Андрей недавно женился на Наташе, которая исподволь старается выжить сестёр из дома. Казалось бы, всё просто. Сёстры — хорошие, Наташа — плохая. Но вот один из эпизодов пьесы «Три сестры» побуждает задуматься.
Старая няня Анфиса, устав, присаживается. Наташа гневно кричит: «При мне не смей сидеть! Встань! Ступай отсюда!» Няня выходит, Ольга взволнованно говорит: «Наташа, ты сейчас так грубо обошлась с няней. Пойми, милая... я не переношу этого. Подобное отношение угнетает меня, я заболеваю...». Няню Ольга упоминает лишь вскользь. Монолог — весь про саму Ольгу, про её переживания. Но, возможно, трагедия трёх сестёр заключается не в том, что им не удаётся уехать в Москву? Не скрываются ли под их тонкой душевностью самые обыкновенные чёрствость и душевная глухота? А если преодолеть эту чёрствость, то может и свой родной провинциальный городок покажется раем?
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
26 октября. О почитании святой великомученицы Златы

Сегодня 26 октября. Воспоминание чуда великомученицы Златы в Скопье в 1912 году.
О почитании святой — священник Стахий Колотвин.
Нередко в истории церкви бывает, что посмертные чудеса святых людей — они больше запоминаются, более масштабны, чем чудеса прижизненные. Более того, при жизни и чудес может никаких не быть сверхъестественных. Просто человек в своей жизни приблизился ко Христу, наследовал Царствие Небесное, и, уже оказавшись там, ходатайствует за своих близких, за тех, кто обращается к нему с просьбами, и Господь посылает чудеса уже только после смерти.
Одним из этих случаев является мученический подвиг простой сербской — или, болгары считают, болгарской, македонцы считают, что македонской, — девушки, которую звали Злата. Причём тоже можно встретить, что её звали Хриса. Ну, Хриса — это всего лишь Злата на греческий манер, а греки, как мы помним, тоже соседствовали рядом с этими тремя балканскими славянскими народами.
И вот эта простая девушка, дочка небогатого крестьянина, которая прославилась, по сути, тем, что решила не соглашаться (даже ради богатого, сытого замужества за иноверцем, но ради которого нужно было отречься от Христа) перейти в ислам, и поэтому была страшно умучена, и прославилась она как раз этим мученическим подвигом. А чудес никаких не было.
Но спустя 100 лет, когда начались балканские войны, и в союзе православные маленькие государства, которые бросили вызов могучей Османской империи, освобождали свои родные земли, то уже над столицей нынешней Македонии — Скопье — явилась девушка, которая направила сербские войска, и османские войска в страхе бежали. Родные земли были освобождены, и в храмах снова стала совершаться Божественная литургия, вплоть до наших дней.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 октября. О Христе, объединяющем всех его учеников

В 1-й главе послания апостола Павла к галатам есть слова: «Ходил я в Иерусалим видеться с Петром и пробыл у него дней пятнадцать. Другого же из апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня».
О Христе, объединяющем всех его учеников — священник Николай Дубинин.
Апостол Павел пишет, как он посещает Иерусалим и как он пробыл в гостях у апостола Петра, также видел и апостола Иакова. И это свидетельствует о том, что очень разные люди, которые друг друга не знали, являются единым целым в очах Господа. И они составляют вот это единое пространство, составляют единую Церковь того времени.
И вот это очень важно осознать, что люди, которые находились в разных уголках тогдашнего мира, люди, которые друг друга мало знали, ощущали себя единым целым для служения Христу и Его Царству.
Так и мы сегодня, находясь в Церкви Христовой, несмотря на то, что мало можем знать друг друга, даже в одном приходе, мы все — одно целое. И потому мы не случайно называем друг друга братьями и сестрами.
И дай Бог, чтобы мы это не просто формально осознавали, но и через призму своей души и сердца, относясь друг к другу действительно как братья и сестры во Христе Иисусе.
Все выпуски программы Актуальная тема








