Если у вас спросят: «Какой из православных храмов России самый древний?», с уверенностью отвечайте: «Церковь святого Иоанна Предтечи в Керчи. Гордость Крыма и всей страны!» В дореволюционной России был лишь один храм старше – Иоанна Златоуста близ Нового Афона. Но сегодня – это территория Абхазии. И потому пальма первенства по праву принадлежит керченскому храму во имя Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, построенному в VIII веке.
Основой такой датировки служит греческая надпись на одной из колонн, поддерживающих свод церкви: «Здесь покоится раб Божий, сын Георгия. Преставился месяца июня третьего дня, от Адама в шесть тысяч двести шестидесятом году». Согласно летоисчислению по григорианскому календарю – это семьсот пятьдесят второй год от Рождества Христова. Кроме того, в кладке стен обнаружены амфоры VIII века, которые использовали в качестве голосников для лучшей акустики.
На сегодня храм представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся лишь к концу XIX века. Композиция его древнейшей части в точности соответствует ранневизантийскому культовому зодчеству. Массивные стены сложены из чередующихся рядов, которые состоят из четырех полос белых каменных блоков и четырех полос плоского красного кирпича – плинфы. Этот приём придает церкви Иоанна Предтечи не только нарядность, но и помогает противостоять землетрясениям.
Внутри храм украшен колоннами и капителями, сделанными из сероватого с голубыми прожилками мрамора. Такой сорт мрамора добывали только на острове Проконнесс в Мраморном море. А то, что каменоломни там были закрыты к концу VIII века – еще одно подтверждение времени возведения храма.
За столетия своего существования храм видел многое. Сменялись народы и государства вокруг, а он оставался молчаливым свидетелем истории. Благополучие христианской Византии, владычество хазар, исповедовавших иудаизм, язычников-половцев, генуэзское католическое господство… Почти семь веков церковь во имя Предтечи Иоанна служила приходским храмом для православной греческой общины города, пока в середине XV века с вхождением Керчи в Крымское ханство, не стала мечетью.
В 1774 году Керчь включили в состав Российской империи, церковь вернули православным и освятили в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Её прихожанами стали крымские греки и прибывшие из России переселенцы.
На протяжении XIX века храм неоднократно ремонтировался и достраивался. В 1801 году с запада был пристроен небольшой притвор. Тогда же, по-видимому, в его южную стену были вмонтированы древние надгробные стелы, обнаруженные во время земляных работ. Эти античные надгробия можно увидеть и сейчас. В 1842 году, по проекту архитектора Александра Дигби к притвору была пристроена двухъярусная колокольня. Зодчий постарался придать ей формы, максимально близкие к архитектуре византийских храмов.
Говоря об истории Иоанно-Предтеченского храма в XIX веке, стоит вспомнить о том, что именно здесь 13 мая 1877 года был крещен в младенчестве будущий Крымский святитель Лука (Войно-Ясенецкий), уроженец Керчи. Об этом событии напоминает ныне мемориальная доска у центрального входа.
Вплоть до закрытия большевиками в 20-е годы XX века, церковь оставалась культурным и религиозным центром греческой общины. При ней содержались греческая и русская церковноприходские школы.
При церкви хранились священные реликвии: греческое рукописное Евангелие XI века, рукописный «Апостол» XII века, древние иконы Богоматери, Спасителя и Иоанна Предтечи. Все эти святыни, к сожалению, погибли в огне революции.
Вновь вспомнили о храме в 60-е годы. Он привлёк внимание советских исследователей как памятник византийской эпохи. В то время древняя православная церковь являла собой печальное зрелище. С выбитыми окнами и выросшими на стенах и крыше кустами, она униженно стояла среди шумного рыбного рынка, суетившегося вокруг.
В 1963 году церкви Иоанна Предтечи был присвоен статус памятника архитектуры. А в 1972 году храм начали восстанавливать. Реставраторы старались сохранить все древние детали, заменяя лишь те, которые совсем разрушились. Несмотря на отсутствие разрешения, на куполе храма установили крест. После воссоздания в церкви Иоанна Предтечи была открыта коллекция каменных экспонатов Керченского историко-культурного заповедника.
Новейшая история храма Иоанна Предтечи началась в июне 1990-го года, когда он был возвращен Русской Православной Церкви.
В настоящее время, как и двенадцать столетий назад, самый древний храм России – вновь центр религиозной жизни Керчи. И её духовное сердце.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Умеренность — одна из величайших добродетелей, которую прославляют даже люди, далёкие от веры. Что же это за чувство и как его в себе развить? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 10-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
В церковной общине города Коринф возникли нестроения. Появились амбициозные люди, которые стремились к власти. Поскольку среди простых верующих был огромен авторитет апостола Павла, основателя коринфской Церкви, заговорщики начали плести интриги против него. Их главным оружием стали злословие, клевета и насмешки. И из только что прозвучавшего отрывка мы даже знаем, какие именно. Оппоненты Павла говорили, что он силён и строг только в своих письмах, что это всего лишь маска. И что на деле же и в личном общении он беспомощен и незначителен. Так они пытались выставить его посмешищем в глазах людей. При этом они совершенно забывали о том, что и они сами стали участниками Церкви Христовой именно благодаря трудам Павла. Одержимость делала их слепыми к истине.
Отвечая на эти упреки, апостол несколько раз использует слово «мера». По его словам, именно чувство меры потеряли его злопыхатели. «Они измеряют себя самими собою и неразумно сравнивают себя с собою», — говорит Павел. Что же это означает? Практически все христианские экзегеты поясняют это выражение апостола схожим образом. Противники Павла поступают во всём исключительно по своему собственному разумению. Когда им на ум приходит какая-то мысль, они не соотносят её с Богом и Его заповедями. Вместо этого они считают свои мысли единственно верными. Другими словами, они почитают самих себя мерой всех вещей. И, по сути, самих себя ставят на место Бога.
Поэтому, защищаясь, апостол постоянно делает акцент на своей ограниченности. Он говорит, что если и хвалится, то ровно в ту меру, какую ему назначил Бог. То есть Павел подчёркивает, что та работа, которую он выполняет, возложена на него Христом и Церковью. И каждую свою мысль, каждое своё слово и дело он согласует с ними. Другими словами, он непрестанно помнит, что он просто служитель, и у его жизни есть Господин. И каждое своё начинание Павел должен соотносить с Его волей. Чтобы не выйти за установленные для него пределы. Чтобы не превысить свою меру.
Ситуация, описанная в этом отрывке, очень показательна. Подобно противникам Павла, мы тоже хотим как можно крепче стоять в этой жизни на ногах. Как и они, мы пытаемся заполнить собой всё окружающее нас жизненное пространство. Ощущать почву под ногами — это не плохо. Плохо то, что порой в эти моменты ощущения собственной значимости и силы есть реальная опасность раздуться, словно воздушный шарик, и выдавить Бога из своей жизни. Самому стать мерой всех вещей. Поэтому и напоминает сегодня апостол Павел, что тот, кого становится слишком много, рискует просто лопнуть. Жизнь человека должна разворачиваться словно на фоне присутствия чего-то более значимого, чем он сам. Ощущение этого присутствия мы и должны в себе воспитывать.
В Библии это состояние называется «ходить перед Богом». Жить так, будто Господь стоит рядом и Его больше, чем тебя. В православной традиции говорится о том, что это особое сердечное состояние. И мы можем достичь его вниманием к своему внутреннему миру, регулярным призыванием имени Иисуса Христа, а также исполнением заповеди Спасителя о служении окружающим. За эту ежедневную работу Господь даёт нам Свою благодать. Именно она наполняет нас живым ощущением того, что Бог рядом со мной, прямо здесь и сейчас. И я — Его крохотное дитя, которое Он бережно носит в Своих огромных и заботливых руках.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Поддержать уникальный православный центр «Умиление» в Волгоградской области

В 50 километрах от города Волгограда, в селе Заплавное, находится Православный центр «Умиление». Уникально это место тем, что на его территории располагаются: храм, детский сад, гимназия, школа искусств и кадетский корпус. Здесь же действует колледж, в котором ребята осваивают профессию повара и швейное дело. Также у центра есть своё небольшое хозяйство, благодаря которому дети приучаются к труду и заботе о животных.
В село Заплавное приезжают ребята со всей округи. В православном центре «Умиление» у них есть возможность получить бесплатное качественное образование, раскрыть свои способности и вырасти духовно.
Многим настолько здесь нравится, что, вырастая, они сюда возвращаются: приводят в центр своих детей или устраиваются на работу.
Александра Иванченко сегодня преподаёт православную певческую культуру в местной Детской школе искусств. А когда-то она сама обучалась тут духовной музыке и пению на клиросе. Александра была участницей хорового коллектива «Умиление», который стал призёром и лауреатом множества всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В 2006 году она поступила в Волгоградский колледж искусств, затем обучалась в консерватории. И спустя некоторое время устроилась на работу в Детскую школу искусств православного центра.

Сейчас Александра Иванченко — ведущий преподаватель. Она с большой любовью обучает детей церковному пению.
Православный центр «Умиление» — это площадка для развития, становления и образования детей. У каждого ребёнка здесь равные возможности.
Больше узнать об уникальном православном центре в Волгоградской области и поддержать его работу можно на сайте центра «Умиление».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Храмовая архитектура Северо-Восточной Руси. Юрьев-Польский, Боголюбово». Юлия Ратомская

У нас в студии была главный научный сотрудник музея архитектуры имени Щусева Юлия Ратомская.
Разговор шел о святынях Северо-Восточной Руси, об особенностях архитектуры домонгольской эпохи, кто и как строил тогда храмы, в частности, в районе Юрьев-Польского и Боголюбово.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о храмах Северо-Восточной Руси.
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории Георгиевского собора в Юрьев-Польском;
Первая беседа с Анатолием Оксенюком и Олегом Рыжковым была посвящена истории изучения и восстановления Георгиевского собора в Юрьев-Польском.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер