Москва - 100,9 FM

«Храм и прихожане». Светлый вечер с прот. Алексеем Батаноговым (24.07.2018)

* Поделиться

протоиерей Алексей Батаногов

В нашей студии был настоятель храма равноапостольного князя Владимира в Новогиреево протоиерей Алексей Батаногов.

Разговор шел о том, как храм может стать центром притяжения и объединения людей, как живет церковная община вне богослужений, а также мы говорили о ежегодном музыкальном фестивале, организуемом прихожанами храма князя Владимира в день его памяти — 28 июля.


А. Пичугин

— «Светлый вечер» на светлом радио. Дорогие слушатели, здравствуйте. Меня зовут Алексей Пичугин. Сегодня вместе со мной в этой студии «Светлый вечер» проводит протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве. Здравствуйте.

Протоиерей Алексий

— Здравствуйте, Алексей.

А. Пичугин

— Мы сегодня поговорим об общине, о том, как создается, как строится храм в одном из московских районов, Новогиреево. Это восток, самый восток Москвы. И в московских районах, которые находятся за Третьим кольцом, работает программа, раньше она называлась «Программа 200», теперь уже храмов гораздо больше по ней строится, и поэтому теперь, если я не ошибаюсь, она называется «Программа строительства новых храмов на территории Москвы», да?

Протоиерей Алексий

— Ну как-то так, да.

А. Пичугин

— И ваш храм, он тоже в рамках этой программы строится.

Протоиерей Алексий

— Да, наш храм в рамках этой программы строится. Уже на выделенном участке простроен деревянный храм в честь праведного воина Федора Ушакова, освящен. И в этом храме уже более четырех лет совершается богослужение. И в 2018 году оно стало совершаться ежедневно. То есть у нас такой полноценный действующий приход, приход растущий, мы это ясно видим, что количество прихожан увеличивается и количество причастников, то есть людей, которые живут церковной жизнью, неуклонно растет. Слава Богу.

А. Пичугин

— А вы пришли на пустое место?

Протоиерей Алексий

— Да, это было совершенно такое, ну это сквер, выделен участок в сквере. Рядом находился раньше химзавод, по-моему, Перовский он назывался, имени Менделеева. Это был такой угол совершенно заброшенный района. Я живу в этом районе больше 25 лет и, честно говоря, ни разу в этом сквере не гулял. Многие люди стороной обходили, там было довольно много бомжей, и такое, в общем-то, место было неприветливое совсем.

А. Пичугин

— Не самое спокойное.

Протоиерей Алексий

— Не самое, да, как-то. Ну во-первых, вместо химзавода, по времени построили новый жилой комплекс большой, «Кусково», в котором количество жителей около пяти тысяч, насколько я знаю, проживает. Это несколько корпусов, восемь или девять даже корпусов.

А. Пичугин

— Население небольшого города в средней полосе России.

Протоиерей Алексий

— Ну то есть это такой, в общем-то, вырос микрорайон. Парк, вот этот сквер вошел в программу, выделены средства на его благоустройство, и мы надеемся, что это скоро произойдет. Ожил этот уголок района нашего. И конечно, особую роль, я уверен, сыграло и то, что в этом районе появился храм, потому что он стал центром притяжения людей.

А. Пичугин

— А интересно, что когда вначале 90-х активно возрождались церкви и в Московской области, я это помню хорошо, и в Москве, я примерно представляю, я думаю, что и слушатели наши тоже представляют, как появлялись первые общины. Вот были руины, туда, ну если говорить о городе, туда назначали настоятеля, и вот он вместе со своими помощниками там пытался как-то разгрести этот бывший хлебозавод или какое-нибудь там предприятие, которое в храмовом пространстве находилось. И вот так складывалась первая община. То есть люди, которые вообще плохо себе представляли тогда, вначале 90-х тянулись же ко всему, и не только к православию но и к различным духовным практикам, и приходили в церковь, знакомились со священником. И вот так появлялись первые общины. Сейчас время так сильно изменилось, что, кажется, это что-то было уже и в другой стране, в другом историческом измерении. И я не очень хорошо представляю, как сейчас уже, во время, когда церквей много, в том числе и в Новогирееве есть еще храмы, и в соседних районах, как появляются общины, когда появляется новый храм. И вроде, казалось бы, что можно ездить и туда, и сюда, почему люди приходят вот на эту стройку и становятся общиной?

Протоиерей Алексий

— Ну Алексей, да, интересную вы тему затронули. Я свое служение начинал как раз в 90-е годы, в начале, можно сказать, 90-х, и как раз в таком вот восстанавливающемся храме в центре Москвы, Спаса Преображения на Болвановке.

А. Пичугин

— Метро «Павелецкая».

Протоиерей Алексий

— Метро «Павелецкая», Замоскворечье. И действительно, назначался настоятель в те годы, и в тот храм был назначен настоятель отец Николай Кречетов...

А. Пичугин

— Ну он же и до сих пор настоятель этого храма, благочинный.

Протоиерей Алексий

— Он настоятель, благочинный, да, совершенно верно. И вот первая община того храма это были духовные чада отца Николая, которые пришли помогать ему. И постепенно стали местные жители тоже как-то откликаться, видя активность, что храм освобожден от прежних арендаторов и начались службы. Вот постепенно, постепенно приход увеличивался. Сейчас, конечно, совершенно другая ситуация. И вот мне тоже иногда хочется сказать, что как будто мы в другой стране живем, так много всего изменилось.

А. Пичугин

— Ну это правда, в общем-то.

Протоиерей Алексий

— Вот по поводу храмов в Новогиреево и в других подобных, как часто говорят, спальных районах — их там катастрофически не хватает. Просто этим и продиктована необходимость строительства новых храмов.

А. Пичугин

— Еще недавно я бы с вами поспорил. А тут некоторое время назад я побывал у своего знакомого настоятеля храма, тоже недалеко от вас, только через МКАД, в Некрасовке, тоже в спальном таком, совсем спальном районе. И я когда пришел к нему на службу первый раз, думал: ну сколько тут в воскресный день, ну сколько тут будет людей? Ну смотрите, вон храм, вон через два двора храм виден, и там службы идут. И все это как-то одновременно возрождалось, зачиналось. Нет. Вот у него тоже временный храм небольшой, и строится большой — и в воскресный день туда зайти вообще невозможно.

Протоиерей Алексий

— Невозможно.

А. Пичугин

— И причащаются почти все. И получается, что один священник, и причастие, само причастие длится почти столько, сколько предшествующая до этого часть литургии.

Протоиерей Алексий

— Тут цифры упрямая вещь, они говорят сами за себя. Вот в районе Новогиреево живет сто тысяч человек, чуть больше. Со строительством нового района.

А. Пичугин

— Население уже не такого маленького города в центральной полосе.

Протоиерей Алексий

— Да, Новогиреево, сто тысяч человек. Конечно, понятно, что граница между районами, она так и проведена, с одной стороны, с другой стороны, для жителей она немножечко условна. Вот в самом Новогиреево есть действующий только один храм другой, кроме нашего — это территория 70-й больницы, Спаса Нерукотворного Образа, где я прослужил 15 лет.

А. Пичугин

— А Ивановское не считается?

Протоиерей Алексий

— Ивановское это Ивановское район, там свои 80 тысяч живет.

А. Пичугин

— Ну то есть для людей, которые не знают географию Новогиреево, слушают нас в других городах, надо понимать, что район Новогиреево — действительно большой московский район. И около Московской кольцевой дороги стоит старый храм, который, нет, он закрывался, он очень рано открылся.

Протоиерей Алексий

— В 90-х.

А. Пичугин

— Да, и там такая уже сложившаяся община.

Протоиерей Алексий

— Значит, в этом храме в Новогиреево, в другом, как раз я служил около 15 лет ровно. Есть в Перово крохотный храмик. Это тоже смежный район, который вот фактически переплетается с Новогиреево, это соседние районы. Там вообще храм очень маленький. Мне кажется, там и 50 человек не поместится, а там живет 130 тысяч человек. Там в Вешняках был храм Успения, тоже соседний район. В общем, везде примерно одинаковая ситуация: на сто тысяч человек один небольшой храм.

А. Пичугин

— И вот, как сейчас мне в наушники подсказывает наш главный режиссер, который живет в Новогирееве, что люди порой на улицах стоят, вот он свидетель.

Протоиерей Алексий

— Стоят. Вот я как раз хотел об этом сказать. А дальше, ну у нас ведь статистика упрямая вещь. Если даже считать что пять процентов людей активно ходят на богослужения, то на 100 тысяч нужно 5 тысяч человек вместить храм. А больничный храм вмещает 300, может быть, чуть больше. Наш деревянный храм вмещает чуть больше 100 человек. То есть понимаете, мы даже 500 человек не можем одновременно разместить. Ну вот, может быть, 500 можем. А надо бы —для пяти процентов — 5 тысяч. Поэтому разговор о том, что храмов достаточно, это, конечно, ну такое впечатление у людей, которые не понимают, собственно говоря, реальность этой ситуации. Потому что, конечно, люди могут поехать в центр, там, конечно, другая ситуация.

А. Пичугин

— Там пустые храмы стоят.

Протоиерей Алексий

— Но в центре люди не живут, и храмов сохранилось гораздо больше. Но бабушки, дедушки, с маленькими детьми, и потом с маленькими детьми трудно ехать. И потом все-таки храм должен быть в шаговой доступности, тогда действительно формируется полноценная община. Люди, которые знают друг друга, которые рядом живут, которые взаимодействуют — они помогают друг другу, молятся друг за друга — это очень важно. И вот мы на примере нашей общины это ясно видим, как действительно, и я думаю, что это не только мое мнение, мне не раз приходилось его слышать, подобное мнение о том, что люди лучше стали друг друга знать. Прихожане, а у нас много прихожан, мы вот совершаем в воскресный день две Божественные литургии, потому что на одну просто невозможно всех вместить, и обе литургии храм переполнен. Ну особенно поздняя. На ранней просто полный храм, особенно Великим постом, Рождественским постом. Летом людей, конечно, меньше становится, но другие девять месяцев храм просто переполнен.

А. Пичугин

— Кому-то, может быть, не понравится моя аналогия, но она очень явная. В советское время в спальных районах или вообще в районах, в небольших городах новых, всегда были какие-то Дворцы культуры, при которых работали там клубы, кружки, на которые ходили как дети, так подростки, работающие пенсионеры, но люди ходили, это могло их как-то объединять. Сейчас всего этого нет. Но есть храм, который, во-первых, может объединить людей на службе, если человек верующий, если человек хочет, если ему интересно, если он будет ходить в храм. Но при храмах еще начинают работать, и вот ваш храм яркий тому пример, огромное количество секций тоже, кружков, благотворительных организаций, клубов, куда, я так понимаю, что приходят и не только люди церковные, воцерковленные, но и люди абсолютно светские. Но они готовы отдать своих детей и прийти сами, просто потому что в храме с детьми ничего плохого не произойдет, по такому принципу, например.

Протоиерей Алексий

— Я даже думаю, что немножко другой принцип. Мне кажется, они видят в том, что будет польза.

А. Пичугин

— А это уже дальше, это уже следующая ступень.

Протоиерей Алексий

— Наверное.

А. Пичугин

— Я просто пытаюсь понять логику человека, который, я знаю и такие случаи, в храм не ходит, ему, может быть, это и не так и вообще неинтересно...

Протоиерей Алексий

— Ну пока.

А. Пичугин

— Или пока неинтересно, ну да, мы всегда оставляем эту возможность. Но своего ребенка он приведет в приходской кружок. Если уж он радикально против Церкви не настроен, то он вполне себе может привести ребенка на какие-нибудь занятия церковного такого кружка или клуба. Просто потому что ребенок лучше пусть будет в церкви, где за ним присмотрят, и ничего плохого не произойдет. Вот логика такая.

Протоиерей Алексий

— Да я могу поделиться нашим опытом, он, мне кажется, достаточно интересный. У нас много молодежи, слава Богу, в приходе, и молодежь активная. И вот я чувствую, что эту активность нужно обязательно поддерживать. Потому что если молодежь не будет активной, тогда потеряет интерес, конечно. Конечно, храм это место встречи человека с Богом, но и место встречи человека с человеком. И всегда было так, что церковная жизнь, общинная жизнь, храм по сути становился центром не только религиозной, духовной жизни, но и социальной, и культурной в какой-то степени жизни, просветительской жизни. Сколько было и при монастырях, и при храмах и социальных учреждений, и благотворительных учреждений. И вот мне кажется, в наше время это очень актуально. И действительно при нашем храме есть много активности.

А. Пичугин

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве. И мы остановились на том, отец Алексий, что у вас при храме очень много всего происходит. И это тоже нечастая история для храмов, которые появляются в спальных районах. Потому что чаще мы наблюдаем картину — и это тоже понятно, священнику необходимо строить большой храм, обычно же, ну и та же ситуация у вас, когда есть небольшой деревянный храм, и есть храм, который строится и рассчитан уже, как основной, на большое количество людей. И большое количество сил приходится при этом священнику затрачивать, чтобы построить этот храм большой. И уж на какую-то активность, на прихожан времени не остается. У вас другая ситуация. Вот расскажите.

Протоиерей Алексий

— Ну просто в чем-то ситуация такая же. И на самом деле при многих строящихся храмах есть интересные активности. Многие настоятели осознают необходимость этого. У нас я вот перечислю некоторые активности, которые на протяжении уже какого-то времени существуют. С самых первых дней, можно сказать, еще до начала богослужения, мы стали организовывать концерты классической музыки благотворительные в поддержку строительства храма. Идея возникла очень неожиданно. Восточное викариатство, владыка Пантелеимон, организовывали праздники «Небо на земле» на площадках будущих строящихся храмов, для того чтобы привлечь местных жителей к этому событию. Такой праздник прошел и у нас. И когда мы готовили этот праздник, мы осознали, что у нас есть очень много артистов, музыкантов, исполнителей, которые хотели бы принять участие в этом проекте, но по тем или иным причинам не смогли. Мы решили: давайте еще один концерт сделаем. Договорились с кинотеатром «Березка», который рядом находится, и провели такой благотворительный концерт. Настолько всем понравилось и исполнителям, и зрителям, и такая атмосфера была праздника. Мы приглашали очень хороших исполнителей, это был такой хороший уровень.

А. Пичугин

— А кого например?

Протоиерей Алексий

— Ну у нас были виолончелист из федосеевского оркестра, ведущий виолончелист, это первая виолончель, Федор Землеруб, у нас были исполнители из оркестра Большого театра, некоторые наши прихожане, которые профессионально занимаются музыкой. Это такой замечательный пианист Алексей Холодов. Я всех даже и не смогу перечислить.

А. Пичугин

— Как вы договаривались с известными людьми? Которые из оркестра федосеевского артисты.

Протоиерей Алексий

— Началось все личными связями — друзья, знакомые. Вот Федор Землеруб, виолончелист, это мой крестник. Его семью, его лично очень давно знаю. Алексей Холодов — прихожанин храма, где я служил прежде, Спаса Нерукотворного Образа в Новогиреево, и в наш храм он тоже приходит и вся его семья. И это так понравилось действительно, и исполнители чувствовали какую-то вот такую благодарную зрительскую публику, зрители очень хорошо встречали. Такой замечательный информационный повод, о нас несколько раз написали, в газетах районных были репортажи. И это стало традицией. Сейчас мы провели, если я не ошибаюсь, то ли 23 концерта, по-моему, 23, то ли 24. И последний концерт был вообще уникальный — к нам приезжали исполнители из Греции, 28 греческих исполнителей, два коллектива, хор университета Фессалоник, Салоников города, и оркестр струнных инструментов — скрипки, альты. Это был потрясающий концерт. Они потом посетили, исполнители, наш храм, им очень понравилось. В храме спели, мы их угостили обедом. Такой получился праздник. И вы знаете, это, конечно, чудо. Как мы договорились с такими далекими исполнителями, возникает вопрос. Это тоже как-то промыслительно. У меня, у нашей семьи есть друзья, греческая семья, которая как раз и привезли этих музыкантов, они занимаются этой деятельностью. Мы случайно — ну ничего случайного не бывает, — мы нечаянно встретились в метро в Москве, хотя они живут в Салониках, когда они договаривались о своем участии в Пасхальном фестивале в Москве. Ну мы поговорили буквально в течение одной-двух остановок на метро, и я их уговорил, что они найдут несколько часов для того, чтобы выступить у нас, они согласились. И знаете, потрясающий эффект. Жители района были счастливы, потому что ну такое высокое исполнительское искусство, дружелюбная атмосфера. Греки потом позвонили, сказали: отец Алексий, мы вас так благодарим. Понимаете, почти все были первый раз в Москве, и они все сказали, что это потрясающе. То что они слышат, по радио и по телевизору в Греции все равно, хотя Греция и дружественная страна, но, тем не менее, пропитана такой вот антироссийской пропагандой. И они встретились с живыми русскими людьми, с православными людьми, они были просто, они говорят, мы это впечатление свое, такую эмоцию, эту радость понесем в Грецию, всем расскажем, как живут русские православные люди.

А. Пичугин

— Я думаю, даже здесь дело не антироссийской пропаганде, а скорее, в общем таком флере, как мы, все страны, друг к другу относимся.

Протоиерей Алексий

— Ну да.

А. Пичугин

— В связи с этим, конечно, интересно почитать, есть огромное количество, те кто знают английский язык или язык тех стран, откуда к нам приезжали болельщики на чемпионат мира, почитать их впечатления, потому что там действительно очень много неожиданных и хороших впечатлений.

Протоиерей Алексий

— Типичный замечательный пример — чемпионат мира по футболу, который тоже вот, ну это такое массовое явление, это вся страна организует. Здесь-то мы выступаем приходом, так сказать...

А. Пичугин

— Да, конечно.

Протоиерей Алексий

— С другими ресурсами, другими совершенно возможностями. Можно сказать, у нас особых возможностей и нет, это просто энтузиазм, желание. Ну это один проект. Другой проект — у нас есть много кружков и секций для детей и не только для детей.

А. Пичугин

— Вот как раз про это я хотел вас спросить. Потому что я параллельно нашей с вами беседе смотрю сайт вашего храма, и здесь в разделе «Новости» очень много всего, причем очень неожиданного. Например, прошли судомодельные соревнования, которые были организованы Федераций судомодельного спорта России совместно с нашей секцией судомодельного спорта. То есть у вас есть и такое?

Протоиерей Алексий

— Да, есть. Это уже длится фактически четыре года, наш кружок судомодельный. Ну идея возникла как: появился человек, который может заниматься и хочет заниматься с детьми эти ремеслом, этим таким вот спортом даже. И конечно, мне тоже очень хотелось что-то подобное при храме организовать, потому ну вот что сейчас, знаете, даже порой уроков труда в школе нет.

А. Пичугин

— Вот вернули их недавно. В том виде, в котором они были, когда мы учились.

Протоиерей Алексий

— Да, вот четыре года назад их, по-моему, практически не было. И начался наш кружок как раз в одной из школ, в которой пустовала мастерская, по причине отсутствия таких уроков. Потом у нас уже появилось другое помещение, ну наше помещение, мы переехали свои кружком в новом помещение. Но действительно, не так много ребят занимаются, но постоянно приходят, может быть, около там восьми человек. С ними занимается опытный преподаватель, и всем очень нравится. И вот благодаря нашему кружку мы сблизились и с Федерацией судомодельного спорта. Рядом с нашим храмом находится пруд небольшой, в котором уже, ну я даже не знаю, сколько таких соревнований было, больше пяти — и по скоростным моделям, и по моделям-копиям проходили соревнования. Да, все верно, это тоже одна из наших активностей. Ну кружки у нас разные есть. У нас есть театральная студия, замечательная совершенно, которую такая вдохновенная Елена ведет и потрясающие спектакли ставит.

А. Пичугин

— А Елена сама режиссер или актриса?

Протоиерей Алексий

— Она занимается вот таким детским театральным творчеством много-много лет. Вот это ее такое многолетнее занятие. Она в другом храме тоже этим занималась, сейчас в нашем храме занимается. Ее дети очень любят, и она детей очень любит. Такие сложные постановки они ставят на праздники — на Рождество, к Пасхе. И потом эти спектакли показываются и в других школах или детских домах. И получается, что этот спектакль несколько раз показывается, готовый. Ну большая работа. Мне кажется, это очень интересно, дети с удовольствием занимаются. Они учатся и как-то и тексты учить, и театральному такому искусству, и речь развивают свою — это очень полезно.

А. Пичугин

— Я опять же смотрю, глядя в ноутбук, на страничку вашу «Проекты храма». Здесь столько, что я вот листаю, листаю...

Протоиерей Алексий

— Ну всего не перечислишь.

А. Пичугин

— Думаю, часть только могу назвать, а вы расскажете. Культурно-просветительский клуб «Маяк». День обмена вещами. Волонтерские выезды, благотворительность разных видов. Детский хор. Праздники. Фестиваль «У святого князя Владимира» — про него мы отдельно поговорим еще, благо, он как раз скоро должен состояться. Фестиваль «Сказки Владимирского парка». Ярмарка вкуса. Ну о судомодельной мы поговорили, футбольная секция, настольные игры, киноклуб. Тоже такая, кстати говоря, очень популярная сейчас в приходах становится форма общения между прихожанами — киноклуб. Мне очень нравится. А вот, кстати, дайте с киноклуба начнем. Расскажите, а какие фильмы вы смотрите?

Протоиерей Алексий

— Вы знаете, значит, справедливости ради надо сказать, что сейчас киноклуб у нас такую некоторую паузу взял. Мы планируем в ближайшее время возобновить наши встречи. Мы разные фильмы смотрели. Это были и современные фильмы, и фильмы уже, так сказать, много десятилетий назад тоже.

А. Пичугин

— Классика мирового кино.

Протоиерей Алексий

— Классику мирового кино смотрели.

А. Пичугин

— А формат такой, как и во многих приходах, когда вы вместе с прихожанами смотрите, а потом все вместе обсуждаете, и каждый высказывает свое мнение, видение...

Протоиерей Алексий

— Впечатления.

А. Пичугин

— Как-то пытается осмыслить то, что происходило на экране.

Протоиерей Алексий

— Да. Ну надо сказать, что все наши мероприятия, они открытые. Мы на них, пользуясь нашими ресурсами там в социальных сетях, приглашаем всех жителей района, объявления развешиваем. Иногда на большие мероприятия и в газетах бывают публикации. То есть смысл в том, что любой человек, не только воцерковленный, но любой житель района может прийти к нам и познакомиться с нашей деятельностью, с нашей общиной. И есть такие люди, которые пока не стали нашими прихожанами, но посещают наши мероприятия. Да, киноклуб это просмотр заранее подобранного фильма совместный и потом осуждение этого фильма за чаепитием.

А. Пичугин

— Мы вернемся в эту студию через минуту. Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве. Я Алексей Пичугин. Через минуту снова здесь.

А. Пичугин

— Возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что в гостях у радио «Вера» сегодня протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. Мы говорим о разных активностях, которые на базе вашего храма происходят. И я вижу, что здесь сразу несколько у вас разделов, связанных с благотворительностью. Это и волонтерские проекты, и какой-то День обмена вещами, о котором мы еще не знаем, благотворительные сборы средств, льготные билеты. Расскажите, пожалуйста, про эту сторону деятельности.

Протоиерей Алексий

— Ну да, тут, наверное, самый необычный это как раз День обмена вещами. Он проходит каждый месяц, один раз в месяц. Заранее мы оповещаем день, когда это пройдет. Обычно это бывает последняя суббота месяца, но не всегда. И что это такое? Есть возможность принести те вещи, которые уже по той или иной причине человек или семья не используют. У нас нет места, надо сказать, что мы живем в очень стесненных возможностях, вот по площадям — у нас нет места, чтобы хранить эти вещи, сортировать...

А. Пичугин

— Ну еще бы, у вас стройка.

Протоиерей Алексий

— У нас да, у нас все это происходит именно в один день. То есть все об этом дне знают, приходят, приносят то, что хотели бы отдать другим людям. И имеют возможность другие вещи подобрать для себя или для своих близких, для своей семьи. Как ни удивительно, но это очень оказался востребованный проект, начинание. Потому что действительно люди не хотят выбрасывать вещи. Здесь и экологическая составляющая появляется, что старые вещи обретают новую жизнь, и социальная помощь, потому что многие просто одевают своих детей или там для взрослых подбирают какие-то вещи. Ну условие, чтобы вещи были чистые, чтобы они были...

А. Пичугин

— Это важно.

Протоиерей Алексий

— В достаточно хорошем состоянии. У нас нет возможности стирать, гладить, перебирать.

А. Пичугин

— Сортировать.

Протоиерей Алексий

— Да. Поэтому просим, чтобы вещи приносили хорошие. Какое-то количество вещей остается после такого дня, и мы формируем посылки, которые отправляются обычно на Донбасс ну или в какие-то другие места, где нуждаются в подобных вещах.

А. Пичугин

— Волонтерские выезды. Волонтерство — то, чему тоже мы в наших программах уделяем довольно пристальное внимание. Вот Юрий Белановский, наверное, самый известный такой человек, связанный с волонтерством у нас в церковном поле, часто приходит, рассказывает о том, как у них это, у «Даниловцев» происходит. И поэтому всегда интересно, какие еще есть проекты. Вот в частности, я смотрю, у вас называется «волонтерские выезды». И приглашается православная молодежь для совместного активного, здорового и веселого отдыха с детьми из социальных домов и интернатов.

А. Пичугин

— Да, был такой проект, он продолжается. Мы взаимодействуем с таким домом детским, которому нужна помощь волонтеров, для того чтобы поиграть с детьми, приготовить вместе обед, сходить в кино. Ну чтобы они общались, детки, которые живут без родителей. Это не так часто такие выезды бывают, по договоренности. Наверное, самое большое у нас волонтерское дело, это наш фестиваль, о котором мы чуть позже подробнее поговорим...

А. Пичугин

— Да, будем говорить подробнее об этом.

Протоиерей Алексий

— Ну просто скажу сейчас, что когда мы организовывали первый фестиваль, на котором было около пяти тысяч гостей, волонтеров участвовало 300 человек. То есть это, конечно, тоже одна из замечательных тем, что большие мероприятия храмовые объединяют большое количество людей.

А. Пичугин

— А достаточно 300 человек на пять тысяч?

Протоиерей Алексий

— Достаточно.

А. Пичугин

— Ну это вот просто мне интересно.

Протоиерей Алексий

— Волонтеры разные. Есть волонтеры активные, которые действительно весь день проводят и в подготовке участвуют праздника и такие квалифицированные, что они вот все знают — таких, конечно, даже меньше достаточно. А вот общее количество людей, которые помогали, ну было около трехсот человек.

А. Пичугин

— И вот раз уж мы заговорили и несколько раз напоминали о фестивале, я так понимаю, что фестиваль увязан с престольным праздником. Если храм посвящен храму Владимира, то 28 июля, в день памяти князя Владимира, у вас проходит фестиваль. Я еще также понимаю, что это не просто церковное мероприятие, которое привязано непосредственно к приходу, но это даже и не просто районное, в районе Новогиреево, но и со всего города приезжают люди?

Протоиерей Алексий

— Да, все верно. История фестиваля очень простая. В 2015 году — это год тысячелетия преставления великого князя Владимира, — мы не смогли начать строительство каменного храма по объективным причинам. Нам очень хотелось этот год как-то особенно отметить нашей общиной, год тысячелетия преставления князя Владимира. Мы установили поклонный крест на месте строительства храма в 2015 году и решили провести такой вот фестиваль, как мы назвали, большой праздник, он назывался «У святого князя Владимира». Он прошел в сентябре месяце в первый раз. Летом мы, с одной стороны, не успевали подготовить праздник, а с другой стороны, мы опасались, что летом очень трудно собрать людей, все-таки летом разъезжаются все, и ресурсов у нас совсем не было, и провели его в сентябре. И потом тоже осенью проходил и второй тоже у нас праздник, и третий. И вот с прошлого года мы уже приурочили наш праздник, наш фестиваль ко дню святого Владимира. Ну теперь так и называется: «День святого Владимира». И проходит непосредственно 28 июля, в праздник, престольный праздник нашего храма.

А. Пичугин

— У меня сразу аналогия возникла с фестивалем, который несколько лет назад проходил в Подмосковье, я очень надеюсь, что он возобновится. В этом году его не было, увы, но это очень важное мероприятия было: «Троица. Все живое» в Электроуглях. Я знаю, что вы как-то даже дружите — не дружите, но тем не менее, у вас даже есть общие организаторы.

Протоиерей Алексий

— Да, мы помогали, они нам помогали. Наш главный организатор не раз туда приезжал в качестве волонтера и перенимал опыт. Все верно. Вы знаете, это вполне объяснимо. Дело все в том, что престольный праздник на Руси всегда сопровождался ярмаркой, праздником. Приезжали, не только участвовали в этом праздник местные жители, но и приезжали...

А. Пичугин

— Несколько дней он продолжался в деревнях даже в советские годы.

Протоиерей Алексий

— Да. И поэтому это не новая традиция, это как раз восстановление ушедшей традиции.

А. Пичугин

— Я сейчас еще раз напомню эту историю. Меня, конечно, за это будет ругать наш продюсер Арсений Федоров, который говорит: сколько раз ты можешь рассказывать? Но столько раз я ее могу рассказывать, сколько раз разговор заходит о престольных праздниках, как они отмечались. Мне рассказывали, как в советские времена в селах, где уже давно не было церквей и зачастую даже каких-то руин не оставалось, все равно в престольный праздник, если он, например, на летние месяцев выпадал, в колхозах останавливалась на несколько дней вся работа, а народ гулял — престольный праздник.

Протоиерей Алексий

— Ну это да, сохранилась память, понятно. Это замечательно. И у нас вот тоже мы решили организовать такой праздник в первый раз в 2015 году. И тоже мы как-то сразу полюбили это дело и поняли, что нужно организовывать его всегда. Очень положительный отклик нашел этот праздник и среди наших гостей, и среди организаторов, и среди участников — среди всех. Примерно пять тысяч человек оказалось на нашей площадке в тот день. Это конечно не одновременно, а в течение всего дня, то есть одновременно на площадке могло находиться там тысяча, полторы тысячи человек. Что там было? Ну конечно, в начале дня свершалось богослужение, литургия, крестный ход. Потом в первый праздник был фестиваль колокольного звона, была сцена, на которой выступали разные музыканты. В том числе хор Данилова монастыря выступал на первом фестивале и светские исполнители выступали. Ярмарка, мастер-классы самые разнообразные, уличные музыканты. Иногда в этот день проходит уже упомянутое судомодельные соревнование в нашем пруду. Реконструкторские турниры всегда бывают на наших праздниках. Иногда даже лагерь реконструкторов стоит целый, они готовят там пищу на костре, ходят облаченные и исторические доспехи, в костюмы. Рукоделие представлено. То есть самые-самые разные возможности. Собственно говоря, храм предоставляет возможность творческим людям нашего района, творческим людям прихожанам, ну мы не ограничиваемся только нашим районом, и другим людям, которые хотят принять участие в нашем празднике. Конечно, храм свои проекты представляет на фестивале. В парке все это происходит, большая площадь занята под этот праздник, где гуляют люди с семьями, с детьми, молодежь гуляет. Там много локаций различных, можно и перекусить, чай попить, кофе попить. Строго, конечно, безалкогольный фестиваль. И вот это такой опыт праздника. Знаете, в нашей жизни много подмен существует...

А. Пичугин

— Ну и праздников нам не хватает.

Протоиерей Алексий

— Люди часто, наверняка сейчас радиослушатели, кто-то и удивится: как это не хватает? У нас сплошные праздники. У нас подмены — праздник часто ассоциируется с чем-то греховным: часто или избыточная еда, или избыточное выпивание, или еще что-то такое. А здесь такой светлый праздник: у людей прекрасное настроение, семьи гуляют, музыка звучит — это все очень хорошо. Мы почувствовали, что люди, жители района объединяются, что организаторы фестиваля объединяются. Ведь участвуют в организации не только прихожане, но есть люди, с которыми мы сотрудничаем. То есть получается такая большая общая работа, общее дело, общий праздник. Очень много положительного там происходит.

А. Пичугин

— А еще раз: почему вдруг именно такой формат вы выбрали? Ну по-разному отмечают престольные праздники. Понятно, что этот формат, он может быть логичен для сельской местности, может быть логичен для каких-то загородных приходов. Но вот когда в спальном районе Москвы такое происходит — это здорово, это очень здорово, — но вот почему именно так?

Протоиерей Алексий

— Ну во-первых, конечно, мы находимся в парке фактически, в лесу. И это располагает, есть такая возможность. Конечно, если городской приход находится в тесноте домов, то конечно, это, наверное, невозможно, в таком объеме, по крайней мере. А потом, выбрав такой формат, ну мы просто даже потом это поняли, что мы готовы принять в праздник, в участники праздника фактически любое доброе начинание. У нас были экологические точки там, где пропаганда раздельного сбора мусора проводилась, например. И значит, были точки, которые распространяли информацию о тех или иных социальных проектах, там о детских домах, о фонде борьбы против абортов, ну разные такие. Так что получается, большое количество людей приходят на этот праздник, и там много всего доброго и замечательного.

А. Пичугин

— Я смотрел хронологию: начиналось все с концертов, довольно известные ребята к вам приезжали. А сейчас почему-то форма концертов у вас отошла на второй план.

Протоиерей Алексий

— Ну из опыта получилось так, что организация сцены это очень сложное, дорогостоящее дело. Мы из чего только ее ни мастерили — из строительных лесов ее делали, сцену, и брали напрокат сцену, и сложно очень.

А. Пичугин

— И дорого еще.

Протоиерей Алексий

— Это очень все сложно, мы дорого не могли себе позволить, поэтому, в общем, частично по благотворительности это все нам удавалось организовать, это все очень сложно. Привлечение хороших музыкантов тоже сложно. Если хорошие музыканты — редко хотят, готовы выступать без, так сказать, оплаты.

А. Пичугин

— Ну хороший пример «Троица. Все живое», где большинство музыкантов выступают бесплатно.

Протоиерей Алексий

— Ну да. И мы, кстати, заметили тоже, что и у нас уже, когда это был второй, третий фестиваль, тоже появились исполнители, которые готовы выступать. Мы попробовали формат уличных музыкантов — то есть две-три точки без большой сцены, с недорогой аппаратурой, и они выступают там по 30 минут, по часу, кто-то больше. Одни ребята сменяются другими ребятами. И это очень атмосферно, создает настроение, позволяет большее количество музыкантов пригласить. И к тому же вот по опыту первого, второго фестиваля мы поняли, что не так много людей собираются около сцены. То есть количество затрат, эмоциональных, финансовых ресурсов, которые тратятся на сцену, а такого отклика сцена не получила. То есть вот детские аттракционы, они гораздо больше привлекали, мастер-классы. Даже уличные музыканты иногда больше привлекали внимания, чем большая сцена.

А. Пичугин

— Я напомню, что в гостях у светлого радио сегодня протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогирееве. Еще раз давайте напомним, когда и куда людям приезжать.

Протоиерей Алексий

— Да, спасибо за такую возможность. 28 июля по новому стилю Святая Церковь празднует память святого равноапостольного великого князя Владимира. В этом году это суббота, наш престольный праздник. Храм находится в районе Новогиреево, ближайшее метро это «Перово», адрес храма: Перовская, 64. На улице Перовской в сквере храм, и вокруг храма площадка фестиваля, площадка праздника. 29-го в воскресенье, в воскресный день тоже совершается Божественная литургия, как и 28 июля, и продолжение праздника будет и 29 июля.

А. Пичугин

— Вы настоятель храма во имя святого князя Владимира, человека, которому наша страна обязана фактом своего крещения. Наверное, мне почему-то так кажется, оно все равно бы случилось, но произошло оно у нас при князе Владимире. А вот вам этот святой чем близок, вы можете какую-то личную связь с ним проследить?

Протоиерей Алексий

— Да, конечно. И, кстати говоря, фестиваль, я думаю, что тоже очень связан, может быть, не впрямую, но с личностью князя Владимира. Известно, что князь Владимир привлекал своих соотечественников к вере, в том числе устраивая праздники и угощения совершал — то есть ему хотелось донести, привлечь к православию жителей Руси, и он в том числе и вот таким способом это делал. А чем мне вот лично близок князь Владимир и, мне кажется, это очень важно вспомнить сейчас. Частенько говорят: а какой же он святой? И обвиняют там его в жестокости, то что у него было множество там жен и наложниц, то что он убивал. В том-то все и дело, что он был грубым язычником, воином жестоким, человеком безнравственной жизни, с точки зрения христианской нравственности. А крещение его сделало новым человеком — он стал действительно другим человеком, он изменился. И каждый человек в христианстве, в православии, он может и должен измениться. Мы к этому призваны. И такой замечательный у нас пример. В наше время многие, к сожалению, ищут ответа на вопросы в неоязычестве, есть много людей, которые заинтересовались подобными движениями. И вот тем более, мне казалось бы, полезно вспомнить князя Владимира, который нашел истину в православии, в христианстве.

А. Пичугин

— И вы у нас первый раз, поэтому я не могу не спросить о том, как вообще вы пришли к Церкви в свое время. Потому что судя по тому, что я находил в интернете, это было начало, и мне кажется, мы в начале программы тоже об этом говорили, это были ранние 90-е годы, конец 80-х, когда только-только все начло возрождаться, появлялись первые храмы. А вот как вы сделали шаг в православие?

Протоиерей Алексий

— Я учился после школы в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики, техническом вузе. И такое время студенческое, оно у меня было время поиска. Учился я с 86-го года, как раз приближалось тысячелетие Крещения Руси в 88-м году. Стала появляться информация о Церкви, какие-то книжечки появились. И вот как-то мой интерес, ну такие разные были интересы, и не только я в христианстве пытался найти истину, я какие-то книги читал и других конфессий, но как-то сразу их отвергал, почему-то они меня глубоко не заинтересовали. А столкнувшись с православной литературой, я почувствовал правду, правду Божию в этом, в Евангелии. Первый раз на пасхальной службе я был в 89-м году. Это было потрясением, конечно.

А. Пичугин

— Не в Елоховском соборе?

Протоиерей Алексий

— В Елоховском, да.

А. Пичугин

— Все когда-то через него проходили, и я тоже.

Протоиерей Алексий

— Это было потрясением. А потом так получилось, что я в том же 89-м году познакомился со своей будущей женой, которой было на тот момент всего 17 лет, и через год мы уже поженились. Мне было тогда 20 лет. И она была девочкой, у которой мама была церковным человеком, и будущая моя супруга тоже ходила в храм. И как-то вот знакомство с этой семьей помогло мне сделать такой, в общем-то, решительный шаг, прийти на исповедь. Первую исповедь я прекрасно помню, была в Троице-Сергиевой Лавре в том же 89-м году. В 90-м году мы повенчались. И уже, собственно говоря, вот с этого года, с 89-го и с 90-го года активная церковная жизнь началась. Потом я стал помогать в алтаре вскоре. В 93-м году был рукоположен в диакона, в 95-м в священники.

А. Пичугин

— Ну и то что мы в начале говорили, время-то было совершенно другое тогда в плане Церкви, люди по-другому приходили. Вот что, на ваш взгляд, вело человека в Церковь в начале 90-х, и сильно ли мотивация отличается от той мотивации? Понимаю, что у каждого свой путь и абсолютно свои причины сделать первый шаг в Церковь, но при этом все-таки, наверное, можно какую-то общую картину себе представить и нарисовать. Вот что приводило людей в первую очередь в Церковь в начале 90-х, и что приводит людей в Церковь сейчас? Тем более, что у вас есть опыт, опыт собственного обращения и уже нынешний священнический опыт, вы можете хорошо наблюдать за тем, как и почему приходят люди, вот живущие в районе Новогиреево, в большом московском спальном районе.

Протоиерей Алексий

— Ну вы знаете, вот тогда, в начале 90-х, когда прекратились гонения на Церковь, когда собственно жизнь в нашей стране радикально менялась, много очень нового возникало. И к Церкви был, на мой взгляд, очень большой интерес, в том числе и потому, что она была до этого гонимой, что вот как-то советская власть, Советский Союз прекратил свое существование, и многие проявили интерес в связи с этим еще. И, наверное, многие из тех людей ушли. Ну не наверное, а мы знаем об этом, ушли потом из Церкви, потому что, наверное, стали не готовы жить духовной жизнью христианской. Ведь православие, вера христианская предполагает борьбу со своими грехами, преображение своей жизни — такой подвиг веры, подвиг благочестия. И не всегда человек готов менять свою жизнь. Вот мы вспоминали князя Владимира как раз — вот это пример того, как была измена радикально жизнь: грешник стал святым. И Церковь призывает к святости нас. Наверное, вот в 90-е годы многие люди, приходя в Церковь, ища что-то нового, оказались не готовыми к перемене в своей жизни. Сейчас люди, приходя в храм, мне кажется, более осознанно это делают. Больше храмов стало, больше священников, есть замечательные и в интернет ресурсы, и на телевидении, и на радио, ваше радио, которые просвещают людей. То есть приход в храм сейчас более осознанный. Мне каждую неделю приходится проводить несколько раз огласительные беседы перед крещением с родителями, с крестными. Это очень важно, потому что действительно у нас крестить хотят практически все...

А. Пичугин

— Новогиреево очень молодой район, как и большинство новых районов Москвы, относительно новых. Туда приезжают люди, часто приезжают молодые семьи, с маленькими детьми, покупают квартиру в ипотеке, потому что там не так дорого, как ближе к центру, например. И поэтому, мне кажется, что еще и приходы в таких храмах как ваш, они довольно молодые, активные. И поэтому еще активные, кстати.

Протоиерей Алексий

— Ну наверное. И храм сейчас, с одной стороны, благодаря вот просветительской деятельности Церкви, миссионерской деятельности, приход в храм более сознательный. То есть если человек ищет истину, у него есть возможность читать, спрашивать, беседовать, узнавать. И упомянул я огласительные беседы. Тоже ведь каждую неделю несколько человек, может быть, десятков даже человек порой проходит эти огласительные беседы только в нашем храме, на которых подробно рассказывается и смысл крещения, и смысл духовной жизни. Насколько это возможно, конечно, подробно, для подробного рассказа нужно много времени. Ну то есть у людей факт вхождения в храм даже просто для того, чтобы покрестить ребенка, он становится событием. Это уже не формальное крещение, а крещение осознанное, осознанное участие в таинстве. И вот мне кажется, что люди, которые сейчас ищут истину, им проще ее найти, у них есть много источников. Но опять все зависит от человека. Если человек не готов менять свою жизнь, если он не готов оставить тот или иной грех, если он так, знаете, как сейчас говорят, к сожалению, это грустно очень — общество потребления. Если все сводится к этому, к материальным благам, к комфорту, к здоровью, человек не ищет духовной жизни, духовного восхождения, то он не остается в Церкви.

А. Пичугин

— А важный вопрос, как мне кажется, здесь возникает: а насколько неготовность человека оставить тот или иной грех мешает ему прийти в храм? Вот он, например, хочет прийти, хочет уже, может, не во всей полноте пока, но как-то присматривается и хочет сделать первый шаг. Но он не готов пока вот в себе изменить это и это. Насколько неготовность оставить грех, какой-то грех может помешать человеку прийти в храм?

Протоиерей Алексий

— Ну по-разному все, от человека зависит. И если человек хочет, если он услышал, что такое призвание, призыв Бога, то конечно, он пойдет этим путем. Если сердце его пока не готово к этому, то нет. Вот, кстати говоря, наши многие такие нецерковные активности, светские, они тоже такой смысл имеют, что человек не готов к воцерковлению своей жизни, но участвуя в мероприятиях, которые храм организовывает, он как-то, знаете, вот у него есть возможность пообщаться с верующими людьми, есть возможность пообщаться со священником. То есть какая-то вот такая, знаете, помощь в том, что храм это близко, и люди церковные, они рядом.

А. Пичугин

— А многие из тех, кто участвуют в огромном количестве ваших этих занятий, благотворительности, кружках, клубах, много ли среди них людей пока еще не церковных?

Протоиерей Алексий

— Много. Много, и это как раз больше, чем церковных. Но сказать, что многие из них воцерковились, я пока не могу. Некоторые воцерковляются.

А. Пичугин

— Давайте напоследок напомним, что 28 июля в Новогирееве — сейчас отец Алексий еще раз повторит точный адрес, — кто захочет, кто живет в Москве, кто будет в Москве, кто живет недалеко от Москвы — приезжайте. Это интересный хороший праздник, не только для людей верующих и церковных, но и для всех просто, кто хочет по-доброму и хорошо провести время. Напомните адрес, пожалуйста.

Протоиерей Алексий

— Праздник пройдет рядом с храмом. Храм находится на Перовской улице, дом 64. Это парк, сквер на Перовской улице. Ближайшее метро «Перово».

А. Пичугин

— Спасибо большое. Напомню, что в гостях у светлого радио сегодня был протоиерей Алексей Батаногов, настоятель храма святого равноапостольного князя Владимира в Новогиреево. Я Алексей Пичугин. Прощаемся с вами, до новых встреч на волнах светлого радио. Всего доброго, будьте здоровы. До свидания.

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
Мы в соцсетях
******
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка

Другие программы
Встречаем Пасху
Встречаем Пасху
Мудрость Святой Горы
Мудрость Святой Горы
В программе представлены короткие высказывания монахов-подвижников Святой Горы Афон о жизни человека, о познании его собственной души, о его отношениях другими людьми, с природой, с Богом.
Пересказки
Пересказки
Программа основана на материале сказок народов мира. Пересказ ведётся с учётом повестки дня современного человека и отражает христианскую систему ценностей.
Голоса Времени
Голоса Времени
Через годы и расстояния звучат голоса давно ушедших людей и почти наших современников. Они рассказывают нам о том, что видели, что пережили. О ежедневных делах и сокровенных мыслях. Программа, как машина времени, переносит нас в прошлое и позволяет стать свидетелями того времени, о котором идёт речь.

Также рекомендуем