Лесостепь на левом берегу Волги – район красивый и плодородный. На здешних сочных лугах стада паслись, наверное, с тех самых пор, как человек начал заниматься животноводством. Одна из речек, питающих своей влагой богатую растительность, называется Кармала. Слово это тюркское, означает оно «великое множество скота». По всей видимости, таким именем реку нарекли кочевники, коих немало прошло через эти края.
Земля в пойме Кармалы – почти сплошь чернозем. Неудивительно, что в конце шестнадцатого века здесь на трех больших полянах поселился народ эрзя –мордовское племя, которому по душе были такие занятия, как земледелие, бортничество, ткачество и прочие мирные промыслы.
Жилось первым поселенцам нелегко. Во-первых, кочевники тревожили своими набегами. Эрзянам пришлось установить вышку с колоколом и на ней постоянно дежурил часовой, который звоном собирал селян для обороны. Во-вторых, в окрестных лесах водились медведи. По ночам хозяева леса не стеснялись наносить людям визиты и их отгоняли с помощью костров. А в-третьих, царское правительство не приветствовало самовольных поселений. В восемнадцатом веке была предпринята государственная экспедиция под начальством Василия Татищева. Она была нужна, чтобы усмирить кочевые народы и подыскать удобное место для расселения крещеных калмыков. А попутно выявлялись крестьянские дворы, не зафиксированные в документах и не платящие налоги. Таковые были обнаружены и в деревне Кармала на берегу одноименной речки.
По ведомости Симбирского наместничества 1780 года, все жители Кармалы, которая к этому времени уже разделилась на Старую и Новую, были крещеными. Однако, храм в Новой Кармале появился только в 1890 году. На средства прихожан была выстроена деревянная теплая церковь, способная вместить до пятисот человек. Однокупольная, с тремя крылечками и колокольней над входом, она не отличалась особой архитектурной оригинальностью. Однако сельчане горячо полюбили ее, как свое детище. И когда в советское время власти приняли решение разрушить храм, то прихожане несколько дней круглосуточно дежурили у его стен, чтобы непоправимое не произошло. Они ложились под колеса тракторов, с помощью которых атеисты пытались свергнуть на землю купол. И отстояли! В конце девяностых годов двадцатого века в храме Александра Невского вновь стали совершаться богослужения.
От Самары до Новой Кармалы – полторы сотни километров. Через село один раз в сутки проходит автобус, который следует из областного центра в Старое Максимкино. Три с лишним часа пройдет, прежде чем вы увидите за окном голубой силуэт Александровского храма на фоне бескрайних просторов, окружающих старинное эрзянское село. Увидите - и убедитесь, что не зря потратили время на путешествие в этот благословенный край.
«Апокалипсис — богословский аспект». Кирилл Вах, Вероника Андросова

У нас в студии были директор научно-просветительского центра «Индрик» Кирилл Вах и доцент Николо-Угрешской семинарии, кандидат богословия Вероника Андросова.
Мы говорили о книге «Откровение Иоанна Богослова», в частности о том, как сюжеты Апокалипсиса изображались на храмовых фресках и как такие иконы становились проводниками в смыслы Священного Писания.
Этой программой мы продолжаем цикл бесед о книге Откровение Иоанна Богослова, как этот Новозаветный текст, часто именуемый «Апокалипсис», воспринимается, толкуется, а также изображается в храмовой живописи.
Первая беседа с Кириллом Вахом и Вероникой Андросовой была посвящена фрескам Гурия Никитина в Переславле (эфир 20.10.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Иосиф Муньос-Кортес». Ксения Волкова

Гостьей программы была искусствовед, общественный деятель Ксения Волкова.
Каждый год, 30 октября, она вместе с супругом проводит вечер памяти брата Иосифа Муньоса-Кортеса — хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери, мученически убиенного в Афинах в 1997 году. В этом году встреча состоится в храме святого князя Владимира в Тушине.
Разговор с Кирой Лаврентьевой — о памяти, которая соединяет поколения, о людях, сумевших сохранить верность Богу и Отечеству, о тех, чьи жизни становятся для нас живыми уроками веры.
Также разговор шел о том, почему современному человеку не хватает идеалов и как говорить о Христе со светскими людьми — просто, по-человечески, без назидания, но с любовью.
Вспоминая брата Иосифа и тех, кто жил в духе служения, Ксения Волкова говорила о внутренней аскезе, о верности, которую не видно снаружи, и о том свете, который остаётся после встречи со святыми людьми.
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь детям из неблагополучных семей». Протоиерей Александр Маликов
У нас в гостях был руководитель приюта «Святая Параскева» в станице Манычской Шахтинской епархии, председатель молодежного отдела Шахтинской епархии, настоятель Пятницкого архиерейского подворья станицы Манычской протоиерей Александр Маликов.
Наш гость рассказал о том, как они вместе с супругой начали помогать детям-сиротам из неблагополучных семей, почему для них важно, чтобы у ребенка было общение с кровными родителями и каким образом они помогают родителям в преодолении зависимостей, чтобы дети смогли вернуться в свои семьи, как удается налаживать связь с трудными детьми и подростками, а также почему для него выбранное служение — открытое Евангелие.
Все выпуски программы Делатели