Лесостепь на левом берегу Волги – район красивый и плодородный. На здешних сочных лугах стада паслись, наверное, с тех самых пор, как человек начал заниматься животноводством. Одна из речек, питающих своей влагой богатую растительность, называется Кармала. Слово это тюркское, означает оно «великое множество скота». По всей видимости, таким именем реку нарекли кочевники, коих немало прошло через эти края.
Земля в пойме Кармалы – почти сплошь чернозем. Неудивительно, что в конце шестнадцатого века здесь на трех больших полянах поселился народ эрзя –мордовское племя, которому по душе были такие занятия, как земледелие, бортничество, ткачество и прочие мирные промыслы.
Жилось первым поселенцам нелегко. Во-первых, кочевники тревожили своими набегами. Эрзянам пришлось установить вышку с колоколом и на ней постоянно дежурил часовой, который звоном собирал селян для обороны. Во-вторых, в окрестных лесах водились медведи. По ночам хозяева леса не стеснялись наносить людям визиты и их отгоняли с помощью костров. А в-третьих, царское правительство не приветствовало самовольных поселений. В восемнадцатом веке была предпринята государственная экспедиция под начальством Василия Татищева. Она была нужна, чтобы усмирить кочевые народы и подыскать удобное место для расселения крещеных калмыков. А попутно выявлялись крестьянские дворы, не зафиксированные в документах и не платящие налоги. Таковые были обнаружены и в деревне Кармала на берегу одноименной речки.
По ведомости Симбирского наместничества 1780 года, все жители Кармалы, которая к этому времени уже разделилась на Старую и Новую, были крещеными. Однако, храм в Новой Кармале появился только в 1890 году. На средства прихожан была выстроена деревянная теплая церковь, способная вместить до пятисот человек. Однокупольная, с тремя крылечками и колокольней над входом, она не отличалась особой архитектурной оригинальностью. Однако сельчане горячо полюбили ее, как свое детище. И когда в советское время власти приняли решение разрушить храм, то прихожане несколько дней круглосуточно дежурили у его стен, чтобы непоправимое не произошло. Они ложились под колеса тракторов, с помощью которых атеисты пытались свергнуть на землю купол. И отстояли! В конце девяностых годов двадцатого века в храме Александра Невского вновь стали совершаться богослужения.
От Самары до Новой Кармалы – полторы сотни километров. Через село один раз в сутки проходит автобус, который следует из областного центра в Старое Максимкино. Три с лишним часа пройдет, прежде чем вы увидите за окном голубой силуэт Александровского храма на фоне бескрайних просторов, окружающих старинное эрзянское село. Увидите - и убедитесь, что не зря потратили время на путешествие в этот благословенный край.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема