Лесостепь на левом берегу Волги – район красивый и плодородный. На здешних сочных лугах стада паслись, наверное, с тех самых пор, как человек начал заниматься животноводством. Одна из речек, питающих своей влагой богатую растительность, называется Кармала. Слово это тюркское, означает оно «великое множество скота». По всей видимости, таким именем реку нарекли кочевники, коих немало прошло через эти края.
Земля в пойме Кармалы – почти сплошь чернозем. Неудивительно, что в конце шестнадцатого века здесь на трех больших полянах поселился народ эрзя –мордовское племя, которому по душе были такие занятия, как земледелие, бортничество, ткачество и прочие мирные промыслы.
Жилось первым поселенцам нелегко. Во-первых, кочевники тревожили своими набегами. Эрзянам пришлось установить вышку с колоколом и на ней постоянно дежурил часовой, который звоном собирал селян для обороны. Во-вторых, в окрестных лесах водились медведи. По ночам хозяева леса не стеснялись наносить людям визиты и их отгоняли с помощью костров. А в-третьих, царское правительство не приветствовало самовольных поселений. В восемнадцатом веке была предпринята государственная экспедиция под начальством Василия Татищева. Она была нужна, чтобы усмирить кочевые народы и подыскать удобное место для расселения крещеных калмыков. А попутно выявлялись крестьянские дворы, не зафиксированные в документах и не платящие налоги. Таковые были обнаружены и в деревне Кармала на берегу одноименной речки.
По ведомости Симбирского наместничества 1780 года, все жители Кармалы, которая к этому времени уже разделилась на Старую и Новую, были крещеными. Однако, храм в Новой Кармале появился только в 1890 году. На средства прихожан была выстроена деревянная теплая церковь, способная вместить до пятисот человек. Однокупольная, с тремя крылечками и колокольней над входом, она не отличалась особой архитектурной оригинальностью. Однако сельчане горячо полюбили ее, как свое детище. И когда в советское время власти приняли решение разрушить храм, то прихожане несколько дней круглосуточно дежурили у его стен, чтобы непоправимое не произошло. Они ложились под колеса тракторов, с помощью которых атеисты пытались свергнуть на землю купол. И отстояли! В конце девяностых годов двадцатого века в храме Александра Невского вновь стали совершаться богослужения.
От Самары до Новой Кармалы – полторы сотни километров. Через село один раз в сутки проходит автобус, который следует из областного центра в Старое Максимкино. Три с лишним часа пройдет, прежде чем вы увидите за окном голубой силуэт Александровского храма на фоне бескрайних просторов, окружающих старинное эрзянское село. Увидите - и убедитесь, что не зря потратили время на путешествие в этот благословенный край.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России