В одном стойбище старик жил, а вместе с ним две дочери. Однажды в середине зимы поднялась над тундрой страшная пурга. День дует, другой дует, третий день дует — вот-вот всё стойбище снесёт.
— Не пережить нам пургу! — говорит старик дочкам. — Видно, послал её сам Хозяин Ветров. Сходи к нему, старшая дочь, упроси, чтобы остановил пургу, иначе весь наш народ погибнет. Я тебе волшебные саночки дам. Толкни их против ветра и иди за ними, они тебя приведут к чуму Хозяина Ветров.
Старшая дочь оделась, встала позади саночек и покатила их против ветра. Вскоре она оказалась возле большого белого чума, где жил молодой великан — Хозяин Ветров.
— Отец меня прислал к тебе в услужение, — говорит ему девушка.
— Тогда возьми со стола котелок с мясом и отнеси его в соседний чум, — говорит ей молодой великан.
Взяла девушка котелок, вышла из чума. А пурга воет, снег идёт — ничего не видно. «И почему это я должна кому-то ещё служить, кроме Хозяина Ветров?» — подумала старшая стариковская дочь. Отошла она немного в сторону, выкинула мясо из котелка в снег, а сама назад вернулась.
— Отнесла мясо? — спрашивает её Хозяин Ветров.
— Отнесла.
— Тогда можешь домой идти.
Села девушка на волшебные санки, и сама не помнит, как дома оказалась.
Только пурга ещё пуще прежнего воет, вот-вот свалит все чумы. Послал тогда старик к Хозяину Ветров свою младшую дочь.
Добралась девушка до жилища молодого великана и говорит:
— Отец послал просить тебя, чтобы ты остановил пургу. Иначе все люди в нашем стойбище погибнут.
Показал ей Хозяин Ветров на котелок с варёным мясом и велел в соседний чум отнести.
Вышла девушка — а кругом пурга ревёт, снег метёт, с ног валит, глаза слепит. Но она зажмурилась и навстречу пурге пошла. Вдруг рядом огонёк мелькнул, соседний чум показался.
Сидит там возле очага седая косматая старуха, головой трясёт. Протянула ей стариковская дочь котелок, а старуха говорит:
— Не хочу я есть. Подойди, дочка, поближе, и достань у меня из глаза соринку.
— Кто ты, бабушка? — спрашивает младшая стариковская дочь.
— Я — Пурга, мать Хозяина Ветров. Целую неделю мне соринка в глазу мешает, извелась я совсем. У моего сына большие пальцы, не получается у него мне соринку из глаза вынуть...
Вынула девушка из глаза старухи соринку — и пурга по всей тайге сразу утихла.
Вернулась младшая стариковская дочь домой, а там все люди уже перестали прятаться и вышли её встречать — такую смелую, правдивую, а ещё и просто послушную.
(по мотивам ненецкой сказки)
4 ноября. О творчестве Николая Дубова

Сегодня 4 ноября. В этот день в 1910 году родился писатель Николай Дубов.
О его творчестве — протоиерей Артемий Владимиров.
Писатель, о котором мы сегодня с вами говорим, хотя и был человеком своего времени и советской закалки, однако, родившись ещё за семь лет до революции, был человеком русской культуры. И более всего для него значили в творчестве понятия чести и долга, добро как естественная стихия русского сердца.
Его произведения, в своё время печатавшиеся тысячными тиражами, утверждали идеалы веры в любовь, учили делать правильный выбор, то есть содействовали нравственному воспитанию соотечественников.
Сегодня, может быть, эти известные некогда произведения «На краю земли», «Огни на реке» покажутся современникам наивными, однако факт остаётся фактом — важен результат. Важно, чтобы творчество писателя действительно отзывалось в душе добром, как говорил Александр Сергеевич Пушкин: «Лирою своею, он считал необходимым пробуждать чувства добрые».
И поэтому мы с благодарностью воспоминаем писателей советской эпохи, особенно раба Божьего Николая, человека, крещённого ещё в дореволюционную пору и отошедшего в вечность с сознанием выполненного долга.
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О духовном смысле праздника Дня народного единства

Сегодня 4 ноября. День народного единства.
О духовном смысле праздника — протоиерей Андрей Ефанов.
Не может государство быть сильным, если нет единства в народе, нет солидарности среди народов, составляющих федерацию, отсутствует единение, полнота нации. К чему приводит разрозненность народов, мы неоднократно видели на исторических примерах нашей Родины.
И сегодняшний день как память преодоления Смутного времени учит нас тому, что в единстве своём мы непобедимы. Однако только то единство можно назвать непобедимым, когда оно основано на глубокой вере народов в Бога, в исполнении Его заповедей.
В таком случае исполняется Божий замысел о нас, и Его покровительство укрепляет нацию в едином созидательном стремлении, которое направлено не только на укрепление государственности, но и на исполнение Божьего завета как на частном уровне, так и на государственном.
С праздником Казанской иконы Пресвятой Богородицы и Днём народного единства!
Все выпуски программы Актуальная тема
4 ноября. О всенародном почитании Казанской иконы Божьей Матери
                                    
Сегодня 4 ноября. Празднование Казанской иконе Божьей Матери.
О всенародном почитании этой иконы — священник Родион Петриков.
Что значит почитать икону? Можно отметить три грани почитания Казанской иконы.
Во-первых, это благодарность за историю. В 1612 году эта икона вдохновила ополченцев Минина и Пожарского. И не меч победил смуту, а единство народа перед её ликом. Как писал Патриарх Гермоген, Матерь Божия взяла русский народ под свой омофор.
Во-вторых, это доверие в испытаниях. В блокадном Ленинграде икону носили по улицам, и люди, терявшие силы, находили надежду. В их сердцах рождалось терпение сквозь отчаяние. И, как показала история, это терпение не было посрамлено.
Семейные заветы. Многие передают Казанскую икону Божией Матери из поколения в поколение. Это напоминание, что Матерь Божия будет всегда с нами. И в радости, и в горечи.
Седьмой Вселенский Собор учит: честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу. Вот в чём смысл иконопочитания. Икона — это живая связь со святыней, со святым и Пресвятой Богородицей, изображённой на иконе. Это окно в небо, а не амулет.
Пусть Божия Матерь научит нас вручать нашу великую страну Россию, наши семьи и души Её заступничеству. Радуйся, Заступница усердная рода христианского!
Все выпуски программы Актуальная тема



 



