У нас в гостях были участники хора «Русский формат»: руководитель хора протодиакон Серафим Дубанов и солист — Антон Дабрундашвили.
Мы говорили об истории хора «Русский Формат», о сочетании духовных песнопений с оркестровым сопровождением, а также о новых проектах и планах коллектива.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Дорогие слушатели, здравствуйте, это «Светлый вечер» на светлом радио. Меня зовут Алексей Пичугин и я рад вас приветствовать. И сегодня с удовольствием представляю наших гостей. Вместе с нами и вместе с вами здесь, в этой студии, руководитель мужского хора «Русский формат», протодиакон Серафим Дубанов. Добрый вечер.
Протодиакон Серафим
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Солист мужского хора «Русский формат», Антон Дабрундашвили. Здравствуйте, добрый вечер.
А. Дабрундашвили
— Здравствуйте.
А. Пичугин
— Мы (тут, наверное, надо говорить про себя), я когда-то с вами в этой студии общался, мы с Аллой Митрофановой вели программу, но прошло уже сколько-то лет — это точно было до пандемии, да мне кажется, что еще за пару лет до нее. Поэтому у вас много всего произошло за это время, и слушатели тоже — кто-то помнит, кто-то не помнит, кто-то и не слышал, кто-то с вами сегодня в первый раз познакомится и, я надеюсь, что очень полюбит. Тем более, что будем слушать музыку, будем слушать произведения в исполнении «Русского формата». Ну вы у нас были еще и перед Пасхой, и тогда мои коллеги, которые проводили программу — я даже не очень представляю, о чем вы говорили, ну наверняка это было что-то околопасхальное, потому что программа была праздничная. Я к чему, собственно, — давайте еще раз познакомимся. Давайте еще раз поговорим о том, как все начиналось, как появился «Русский формат», и что это за коллектив. Кто-то знает... Знаете, кто знает? Все знают ваши клипы, даже не совсем клипы...
Протодиакон Серафим
— Видеооткрытки, наверное.
А. Пичугин
— Видеооткрытки, флешмобы, которые все рассылают друг другу на большие церковные праздники, когда поется тропарь праздника, и кто-то что-то передает друг другу. Постоянно приходит, честное слово. Вот где-то в мессенджерах — как праздник, так сразу с утра просыпаешься, уже знаешь, что посмотришь видеооткрытку «Русского формата».
Протодиакон Серафим
— Увидишь знакомые лица.
А. Дабрундашвили
— Признавайтесь, вы чаще стали ждать праздники?
А. Пичугин
— Ну тут дело даже, наверное, не в празднике... А почему, кстати, вы все время что-то передаете?
Протодиакон Серафим
— Ну передавали мы не каждый раз, это, наверное, происходило раза три или четыре. Но праздников-то у нас гораздо больше, и каждый раз мы стараемся сделать небольшую привязку, показать ту традицию, которая есть именно в этот день. Если с Крещением все понятно, стараются люди набрать воду — ну мы передавали друг другу эту водичку крещенскую, друг с другом делились. Например, на Троицу мы ничего не передавали, мы решили показать традиции как украшают храм: то есть ставят березки около иконостаса, украшают пол травой свежесрезанной. Вот, собственно, Троица элементарно такой вот у нас была. На Преображение, где в народе называется этот праздник «яблочный Спас», конечно, же у нас было освящение яблок — то есть сперва сбор их, фруктов разных, потом мы их приготовили, уложили красиво в корзину и принесли в храм, батюшка их освятил. И мы всю эту корзину передали в камеру, чтобы таким образом поделиться со всеми, кто увидит нашу видеооткрытку.
А. Пичугин
— Мед передавали.
Протодиакон Серафим
— Мед — ну как медом не поделиться, когда он такой сладкий. А вот, например, на праздник Вознесения мы встали у горы — мы как раз в это время были на гастролях в Киргизии, и мы нашли красивую, симпатичную гору, встали около нее, и то есть здесь тоже есть определенный символизм. Поскольку Господь вознесся на горе, произошло Вознесение, и мы встали около горы, спели этот тропарь — то есть ничего такого не было, что бы мы передавали. Поэтому каждый раз берем что-то такое, стараемся по крайней мере, чтобы люди не только слышали тропарь, знакомились с текстом этого праздничного тропаря, но и находили в нем какой-то смысл или какую-то традицию, которая в этот день в храме происходит.
А. Пичугин
— Ну давайте про «Русский формат». Я еще раз напомню, что мы когда-то знакомились, но опять же время идет, столько лет прошло. Как появился хор?
Протодиакон Серафим
— Появился он очень просто, в обычном приходском храме у моего отца — это был далекий 2008 год.
А. Пичугин
— Ну уж не такой далекий.
Протодиакон Серафим
— Ну уже 14 лет — для хора, чтобы коллектив сохранился, это срок серьезный. Да и чтобы коллектив дальше двигался и развивался, и сплачивался, объединялся, скажем так, друг вокруг друга, когда каждый участник коллектива не просто друг другу товарищ, коллега, а уже как братья. Когда там у кого-то переезд, или какие-то там жизненные обстоятельства, все друг другу приходят на помощь и стараются друг другу помочь — это вот уже как раз, наверное, такой вот очень-очень сильный коллектив, у которого, как я вижу, достойное будущее.
А. Пичугин
— А начинали вы в Воронеже.
Протодиакон Серафим
— Да, начинали мы в Воронеже, в обычном приходском храме. Просто начали петь в храме и немножко совсем пробовать стали концертный репертуар обычных стандартных вот мужских коллективов. Нас в скором времени заметил наш правящий архиерей, митрополит Сергий, и пригласил в кафедральный собор, где мы с 2010 года начали трудиться. И уже, конечно же, в репертуар был добавлен концертный репертуар.
А. Пичугин
— Но все равно это была богослужебная история...
Протодиакон Серафим
— Естественно.
А. Пичугин
— Или обработки богослужебных песнопений, которые там были обработаны для исполнения не в самом богослужении, а для концертов.
А. Дабрундашвили
— Ну в том числе. Ну и плюс ко всему еще были классические обработки каких-то известных хоровых там русских народных песен. Ну вот то, о чем Серафим правильно сказал, что классический репертуар больших хоров, который исполняется.
Протодиакон Серафим
— Ну на тот момент как раз на всю страну и на мир гремел хор Сретенского монастыря, большие туры были и по другим континентам нашей планеты у них. Конечно, для нас это было тогда эталоном, мы на них равнялись, что поют они, смотрели, пробовали сами. Многие были мальчишками тогда 20-летними, кто-то даже младше. И, конечно же, мы старались равняться на наших старших братьев, на наших старших коллег.
А. Пичугин
— Так как я человек, к сожалению, достаточно далекий от музыки с точки зрения ее производства, но все равно у меня жизнь так или иначе там почти вся связана с музыкой, ну скорее вот как у микрофона сидя или как у слушателя. И у меня складывается впечатление, за долгие годы сложилось, что вообще хоровая музыка, хоровое исполнительство это что-то такое очень русское. Ну или по крайней мере вот здесь у нас, на пространстве бывшего Советского Союза, свое, и вот за это как раз хоровую музыку любят в других странах, потому что у них ничего подобного практически и нет. Даже если есть какие-то, понятно, что есть народные песни, но они не исполняются вот так, в рамках хора.
Протодиакон Серафим
— Вы знаете, я сейчас перескочу прямо очень далеко в новейшую историю: буквально несколько дней назад мы вернулись с хорового фестиваля мужских именно хоров, из Красноярска, где были участниками коллективы из разных стран, не только из России. Некоторые участники не смогли по ряду причин приехать лично — из Америки, из Германии, из Сербии, они прислали свои видеозаписи, которые на большом экране показывали всем зрителям, находящимся в зале. И, конечно же, мы за кулисами с ребятами стояли, слушали, смотрели и сделали такой вывод: все-таки как поют хором красиво и душевно люди русские, и вот, ну как вы сказали, наверное, все пространство СНГ, конечно же, нет такой формы исполнения и такой культуры исполнения в западных странах. Они хорошо исполняют эстрадные композиции хором, но классику петь, и тем более они пытались петь русские народные песни, ну чтобы как-то сделать приятное, эстетическое такое какое-то удовлетворение, то что они участвуют в русском фестивале и спеть русскую песню — конечно же, это все не то. У них это связано с спецификой воспроизведения речи, спецификой исполнения музыки, поскольку там больше развита культура сейчас эстрадного исполнения, нежели академического. Наш коллектив как раз отличался на этом фестивале тем, что мы, очень много работая в эстрадном направлении, умеем в обычном академическом репертуаре сочетать вот этот звук эстрадный с академическим классическим. Это дает какое-то новое совершенно видение и музыки сегодняшнего дня, то есть слушать музыку классическую сегодня с такой подачей интересно. Но как у нас в Советском Союзе особенно был этот стиль распространен — кроссовер.
А. Пичугин
— А что это такое?
Протодиакон Серафим
— Это исполнение исполнителями, которые поют в академическом стиле, современной музыки, эстрадной. То есть у них все равно как бы, знаете, в их исполнении присутствует, вроде бы они эстрадно поют — они открывают звук, делают его более широким, но то, что они научены именно академическому пению, от них это, наверное, как-то не выбить, и вот это вот смешение стилей...
А. Дабрундашвили
— Ну советскую эстраду достаточно вспомнить.
Протодиакон Серафим
— Ну Муслим Магомаев.
А. Дабрундашвили
— Например, Муслим Магомаев — метод его вокального исполнения и то, что играет в это время оркестр — это же все равно как бы эстрадная музыка, но она подается больше в классическом стиле.
А. Пичугин
— Да, все, спасибо, теперь понял. Давайте мы обратимся тоже к музыке, первое произведение, которое прозвучит в исполнении хора «Русский формат» сегодня в нашей программе, называется «Вера вечна». Расскажите, пожалуйста, Антон. Давайте вот вы расскажете. Серафим уже рассказывал, расскажите вы.
А. Дабрундашвили
— Ну на самом деле есть очень много чего рассказать. Ну тут я без Серафима не справлюсь один, потому что мы как бы эту работу делали всеми вместе. А Серафим приложил очень много усилий для того, чтобы это состоялось. Потому что эта работа знаменательна не только самой песней, но и знаменательна еще видео, которое мы выпустили совместно.
А. Пичугин
— Мы не можем показать, но можно посмотреть.
А. Дабрундашвили
— Да, ну про него тоже можем рассказать, потому что получилась такая достаточно уникальная работа, которая вкупе с самой композицией получается достаточно такой интересной, наполненной и живой историей. Ну, помогай мне.
Протодиакон Серафим
— Ну во-первых, это произведение, оно написано святителем Николаем Сербским — человек, который был гоним, по личному приказу Гитлера он был в ссылках, но тем не менее он смог сохранить эту веру и для нас для всех оставил этот духовный гимн. Его можно всецело назвать православным таким гимном: «Вера вечна, вера славна, наша вера православна». И что касается его уникальности в плане видеоряда — наверное, мы единственный коллектив, кому посчастливилось снимать в таких невероятных локациях. Это храм Христа Спасителя — с нами участвовал в записи этой композиции и в съемках патриарший архидиакон Константин Барган, что тоже придало очень ярких красок его богатым тембром этой композиции. Далее главный храм Вооруженных Сил Российской Федерации. Вы можете себе представить, чтобы внутри храма кому-то еще разрешили летать на дроне, снимать в таких, скажем так, в закрытых, специально для нас закрывают храм, никого не пускают, и позволяют нам делать то, что мы хотим. Конечно, это очень ответственно все было, поскольку нас предупреждали — там очень дорогие лампы, люстры и все прочее, ребята аккуратно. Но тем не менее все это получилось. Сретенский монастырь, главный сбор, который Новомучеников и исповедников, там мы снимаем и на территории. Потом в Истре — Ново-Иерусалимский монастырь. Ну вот, представляете, какие серьезные локации. Да, и это все благодаря поддержке нашего Синодального отдела по работе с обществом и СМИ. И, конечно, вот Владимир Романович, дай Бог ему здоровья, мы ему очень сильно благодарны, что у нас есть такая мощная поддержка от Церкви, которую мы стараемся оправдывать через наши работы.
А. Пичугин
— Так, давайте слушать музыку. Время идет, а нам теперь уже очень хочется своими ушами все осознать.
А. Пичугин
— Друзья, напомню, что в гостях у нас сегодня на Радио ВЕРА участники хора, замечательного хора «Русский формат», протодиакон Серафим Дубанов и Антон Дабрундашвили. Отец Серафим руководитель хора, солист хора Антон Дабрундашвили. Мы говорим и об истории коллектива, и о том, чем коллектив живет сейчас. Я так понимаю, что все что мы сегодня будем слушать, в том числе и «Вера вечна» — это композиция, которая сейчас прозвучала, это из вашего нового репертуара, вы эти вещи вы записывали минувшим летом.
А. Дабрундашвили
— Да, совершенно верно.
Протодиакон Серафим
— Ну это действительно все эти композиции, которые мы сегодня, четыре, послушаем, это новые, этих композиций премьеры были этим летом, да. Но последняя из композиций, о которой, я думаю, что мы попозже поговорим, это песня «Посмотри» — она эстрадная, не буду забегать вперед. Немножко о «Вере вечной» еще что хотел сказать. Вот она в таких новых красках нами преподнесена — это стиль называется неоклассический, то есть в котором мы этот весь альбом сейчас и стараемся написать. То есть преподнести духовную музыку в новой форме, не такой, как ее привыкли слушать наши слушатели духовной музыки — то есть в основном это акапельное исполнение, если мы говорим об исполнении духовной музыки. Мы решили добавлять в них такие вот монументальные оркестровки. И следующая композиция, которая прозвучит, например, «Молитва Сергию Радонежскому», это вообще, можно сказать так, мы замахнулись — замахнулись тем, что на святое уже позарились и в молитву добавили оркестр.
А. Пичугин
— А вот я и хотел вас спросить, даже вот в предыдущей композиции помимо хора звучит еще и оркестровая часть, кто те люди, с кем вы работаете?
Протодиакон Серафим
— Вы знаете как, естественно, у нас сейчас нет такого оркестра постоянно стационарного рядом с нами, это ребята наши знакомые, кого мы приглашаем. В Москве очень много музыкантов талантливых, кого можно всегда привлечь и так вот просто, набрав через знакомых, мы собрали хороший состав для съемок видеоклипа с «Молитвой преподобному Сергию Радонежскому», который был приурочен к юбилею — 650-летию обретения мощей преподобного Сергия, торжествам, которые в этом году наша Православная Церковь отмечает. Но сам факт того, что вот есть определенные люди, которые нам говорят, что, ребята, нельзя к музыке добавлять оркестр.
А. Пичугин
— К духовной.
Протодиакон Серафим
— Да, к духовной музыке добавлять оркестр, нужно исполнять молитву только голосами. Мы хотим, во-первых, ответить то, что это совершенно не ново — музыка Бортнянского, музыка Березовского, Гречанинова, целая литургия, они все были написаны с оркестром. Мы ничего нового не сделали. Лишь только пользуемся, наверное, современными возможностями звукорежиссеры, добавляем какие-то спецэффекты. Но в целом наша задача, наверное, больше сейчас просвещать не тех людей, которые уже в храме, такой музыкой, а тех, кто начинает как-то смотреть в сторону Церкви, а может быть, еще даже не смотреть, просто чтобы он мог послушать красивую музыку и понять, что Церковь это не закрытое какое-то общество для своих по интересам. Нет, что там есть что послушать, есть что посмотреть, как мы показали, например, в клипах «Веры вечной» — показали не только красивые соборы, то есть вот эту мощь и силу нашей Церкви, но мы показали еще и тихую силу — как молитва монаха в келье, его обычный быт, как он вкушает просфору, идет на свое послушание, как он общается с молодежью, передает свой опыт. В роли этого монаха в нашем клипе участвовал всем известный инок Киприан (Бурков), герой Советского Союза, человек, который действительно продолжает и сегодня свой такой подвиг, но уже немножко в ином амплуа. Для нас, например, это было показательно. Так, когда мы снимали клип, именно сцену общения с молодежью, батюшка начался с ними общаться: а что такое вера? а зачем вы верите? зачем вам это все нужно? Он понял, что ребята начинают теряться в ответах, и началась очень интересная беседа. Съемки закончились, ну естественно, мы все это время снимали, и мы просто не могли прервать эту интересную беседу, потому что он просто брал и делал то, что он делает всегда, понимаете. И когда он уже понял, что все, надо заканчивать, только тогда мы уже сказали: все, батюшка, давайте дальше идем, на следующую локацию. Поэтому это направление не совсем новое, но в то же время мы стараемся его сделать сегодняшним. Вот так вот. И следующая композиция, которую мы хотим вам представить, это «Молитва преподобному Сергию Радонежскому».
А. Пичугин
— Да, давайте уже переходить к ней. Можно немного об истории. То есть текст, который мы сейчас услышим, это именно текст молитвы?
Протодиакон Серафим
— Да, это текст молитвы. В советское время в Лавре, просто еще на регентских на тот момент курсах, трудился Зубачевский такой, композитор, и он написал музыку для этой молитвы.
А. Пичугин
— Ее тоже мы как раз сейчас и услышим.
Протодиакон Серафим
— Да, ее мы услышим, но это переложение уже для мужского хора архимандрита всем известного, Матфея (Мормыля). То есть очень для многих поколений, выросших в хоре отца Матфея, это прямо святая композиция. И конечно же, мы решили дать ей новых красок. Но просто композицию выпустив, было бы неправильно, мы решили снять клип. Где его снимать? Конечно же, в Троице-Сергиевой Лавре. Мы снова получаем поддержку Синодального отдела, благословение наместника, и вот Антон автор, кстати, идеи клипа, то есть что снимать. Антон, расскажи, пожалуйста. В клипе Сергия Радонежского возглашает протодиакон, правильно, у нас?
А. Дабрундашвили
— Да, это совершенно верно.
Протодиакон Серафим
— То есть мы погрузились в историю строительства сперва, да, основание обители, на лошадях скачем.
А. Дабрундашвили
— Да. Дело в том, что мы немножко решили отмотать время назад и как бы сделать небольшое путешествие во времени к моменту основания обители, как она строилась. И вот это такая некоторая наша фантазия на эту тему — то есть мы взяли народные русские костюмы, переместились как бы в прошлое. Там у нас такая красивая сцена, когда несколько человек скачут на лошадях, и вот Серафим, который играет, получается, в этом клипе у нас ну не то чтобы сам себя, но батюшку, который говорит, что вот в этом месте можно построить, собственно, большой храм. И начинается строительство, после которого мы перемещаемся в будущее, и в этом храме, уже построенном, уже большом, мы молимся и, собственно, так все и происходит. То есть достаточно интересный клип получился у нас, ну как нам кажется опять-таки. И по признанию некоторых людей, с которыми мы советовались по поводу этой идеи, они сказали, что достаточно интересно у нас получилось адаптировать то, что мы хотели и показать, то что мы хотели сказать.
А. Пичугин
— Ну клип наши слушатели могут посмотреть. Кстати, где его можно увидеть?
Протодиакон Серафим
— В наших соцсетях на Ютубе, ВКонтакте.
А. Дабрундашвили
— Ну везде, где можно существовать коллективу в наш век, везде мы есть, поэтому везде можно смотреть.
А. Пичугин
— Можно найти. Итак, мы слушаем «Молитву преподобному Сергию» в исполнении хора «Русский формат». И дальше небольшой перерыв, и снова вернемся в нашу студию.
А. Пичугин
— Друзья возвращаемся в студию светлого радио. Напомню, что сегодня у нас хор «Русский формат», но, конечно, не в полном составе, а руководитель хора протодиакон Серафим Дубанов и солист хора Антон Дабрундашвили. Итак, мы говорим об истории хора, говорим о его современности. А сколько, кстати, человек всего вас?
Протодиакон Серафим
— Поющих нас восемь человек и девятый — звукорежиссер. Такой вот у нас небольшой состав, к которому мы пришли с течением времени. Наверное, такой естественный был отбор, через какие-то испытания, трудности.
А. Пичугин
— А это небольшой считается? Восемь человек — это небольшой?
А. Дабрундашвили
— Для хора это совсем небольшой.
А. Пичугин
— Нет, понятно, что может двадцать, пятьдесят, сто человек.
Протодиакон Серафим
— Это не нужно сегодня, поскольку мы работаем каждый в свой микрофон, и современная аппаратура звуковая, она позволяет из небольшого состава делать такую озвучку, что будет слушаться вполне себе.
А. Пичугин
— В том числе и вживую в выступлениях.
А. Дабрундашвили
— Ну мы о них и говорим по большому счету. Потому что студийные возможности — мы можем записать каждого человека по несколько раз и сделать там большой хор. А вживую как бы если звукорежиссер ваш грамотный, то он сможет скомпоновать голоса таким образом что восемь человек, без специальных подложек и прочего, будут звучать как большой хор, вот просто нужно уметь настраивать грамотно аппаратуру.
А. Пичугин
— Я почему даже запомнил, что в нашей прошлой программе вы говорили про то, что время-то изменилось, и с XVIII века уже прошло достаточно много всего. И человек, стоящий с папочкой и поющий из папочки — это совсем не то, что в XXI веке многие хотели бы видеть. Поэтому у вас как раз современные подходы.
Протодиакон Серафим
— Ну да, люди любят глазами смотреть.
А. Пичугин
— Просто мы уже достаточно большое время друг с другом работаем. У нас было время, когда мы работали и двадцать, и двадцать пять человек нас было в хоре. И мы работали в классической форме и экспериментировали, и вот пришли к тому, что имеем сейчас. Потому что с опытом к нам пришло понимание того, что именно в нашей работе достаточно того количества человек, которое имеется сейчас, и мы себя комфортно чувствуем и можем изложить любую идею музыкальную, которую мы хотим донести до людей.
А. Пичугин
— А за богослужениями вы поете?
Протодиакон Серафим
— Поем, да, но тоже небольшим составом, то есть это пять человек. У нас храм, в котором я регентую, он небольшой, и этого количества вполне достаточно, тем более что есть микрофоны.
А. Пичугин
— А в Воронеже, когда вы начинали... В каком году вы переехали в Москву из Воронежа?
Протодиакон Серафим
— Мы в 2018 году переехали в Москву. Но до этого из митрополичьего хора мы еще дополнительно трансформировались в государственный коллектив. Указом губернатора Воронежской области мы в 2015 году стали государственным коллективом, то есть это стала уже большая такая структура.
А. Пичугин
— А как это происходит юридически? То есть губернатор, в данном случае Воронежской области, издает какой-то документ, указ о том, что вы являетесь — ну как у нас раньше было, я не знаю, насколько сейчас это адекватно, в советские годы коллектив брали, например, в филармонию региональную.
Протодиакон Серафим
— Так и есть. Под губернатором, естественно, есть такие руководители разных департаментов, один из которых это департамент культуры. То есть он издает указ к исполнению руководителю департамента культуры — в каких-то городах министерство, в каких-то это комитет по культуре и так далее. У нас в Воронеже был департамент. И департамент культуры уже в одно из подведомственных ему учреждений — это филармония, или театр, или какой-то концертный зал — уже отправляет со своей стороны приказ, подкрепленный губернатором, что теперь, с этого момента коллектив будет при такой-то площадке. Департамент культуры выделяет ставки из бюджета и дает нам госзадание, по которому мы должны делать определенное количество концертов в месяц за эту зарплату.
А. Пичугин
— Ну вы сейчас уже к Воронежу вот в этом смысле отношении не имеете?
Протодиакон Серафим
— Нет. В конце 2018 года мы переезжаем в Москву, здесь получаем приглашение известного всем продюсера, музыкального продюсера Максима Фадеева, и начинаем работать с ним.
А. Пичугин
— Не знаю, мне очень тоже так как с музыкой у меня когда-то не сложилось, в детстве еще, но при этом все, что делает Максим Фадеев, почему-то у мня вызывает какую-то очень большую симпатию. Я даже раньше, у него есть какая-то вот визитная карточка его проектов — это сложно понять, потому что очень разный стиль, но вот иногда даже я себя ловил на мысли, что интересно, это не фадеевское ли? Да, и очень часто оказывалось, что он продюсировал.
Протодиакон Серафим
— Ну вы знаете, во-первых, он, конечно, очень талантливый музыкант. Во-вторых, когда мы переехали в Москву, мы исполнили парочку эстрадных композиций на фестивале «Партийная зона» на «Муз-ТВ», но в целом он нам дал задание: ребята, я вот в это все не верю, в эту историю, ваше направление — это неоклассическая музыка. Он тогда нам всю голову прожужжал с Антоном проектом «Adiemus» — это музыка Карла Дженкинса к фильму «Аватар». Очень красивая музыка.
А. Дабрундашвили
— Ну в том числе. Он там много чего делал.
Протодиакон Серафим
— И вот он нам и дал это направление, в котором мы работаем сегодня. То есть то что вот вы слышали сейчас — «Молитву Сергию Радонежскому», потом ранние композиции, которые даже сегодня прозвучали — это «Вера вечна», которые еще раньше мы представляли — «О Всепетая», «Мария, Дево Чистая» — это как раз вот то направление, в котором он нам предложил двигаться. И поэтому действительно у него есть вот этот вот вкус к музыке, и здесь я могу с вами только согласиться.
А. Дабрундашвили
— Ну да, так и есть.
А. Пичугин
— А если посчитать все-таки в процентном соотношении, в вашем творчестве больше светской составляющей или православной, церковной?
Протодиакон Серафим
— Наверное, светской.
А. Дабрундашвили
— Ну мы стараемся чередовать, стараемся сделать так, чтобы было комфортно воспринимать и слушать и то и другое.
А. Пичугин
— Ну а если речь идет о концертах, в основном же выступаете на светских площадках?
А. Дабрундашвили
— Да.
А. Пичугин
— Кстати, мы можем пригласить наших слушателей на какие-то ближайшие ваши выступления, если вы знаете, когда. Вот там сегодня 13 сентября, и вот начиная от 13 сентября, где-то...
Протодиакон Серафим
— У нас только прошли: 10-го два концерта было, 11-го три концерта было в Москве.
А. Дабрундашвили
— На День города.
А. Пичугин
— Ну да, понятно.
Протодиакон Серафим
— А в будущем у нас в ноябре будет замечательный концерт — я точно сейчас дату, чтобы не ошибиться, не вспомню, — с отцом Фотием, иеромонахом, в Зале Церковных Соборов храма Христа Спасителя. И поэтому, друзья, будем очень рады встрече, приходите.
А. Пичугин
— Ну вы можете следить за творчеством «Русского формата» и за обновлениями на сайте хора. Сайт легко находится любым поисковиком, и можете там смотреть раздел афиши, и там все выступления будут.
А. Дабрундашвили
— Ну проще следить за этим в социальных сетях, потому что там информация гораздо быстрее появляется, и она гораздо более полная.
А. Пичугин
— Давайте слушать музыку. И следующая композиция, которая прозвучит, называется «Дивеево». Для людей, которые нас сейчас слушают, для церковных людей, я думаю, что Дивеево — это не просто географическое название места в Нижегородской области, это еще и такой очень важный духовный центр, связанный с именем преподобного Серафима Саровского. Ну и вообще такой вот в череде крупных духовных центров в России, в них, конечно, Дивеево, будет занимать одно из первых мест. Что-то расскажете про композицию саму?
Протодиакон Серафим
— Ну что касается песни «Дивеево», сегодня у нас праздник, как это считается таким праздником любого артиста, когда у него день релиза, и сегодня у нас релиз клипа. Очень уникальна эта история тем, что бюджет на этот клип был собран нашими подписчиками, зрителями и слушателями нашими. И вот этот момент настал: сегодня, в день церковного новолетия, мы презентуем всем эту полюбившуюся всем композицию уже с видеорядом.
А. Пичугин
— Ну а мы, соответственно, без видеоряда, с удовольствием сегодня презентуем эту композицию на светлом радио.
А. Пичугин
— Друзья, возвращаемся в нашу программу. Напомню, что в гостях сегодня у нас участники хора «Русский формат», руководитель протодиакон Серафим Дубанов и солист Антон Дабрундашвили. И опять я хочу вернуться ненадолго в Воронеж. А как вы друг друга нашли? Ну мы в начале программы говорили, что у вашего папы вы в храме начинали петь на службах. Но вы же как-то собирались, вы как-то искали друг друга. Просто вот получается, что хотя с 2008 года прошло достаточно много времени, но все равно настолько профессиональный коллектив, настолько сплоченный, и это уже такой высокий уровень. Но вы как-то искали друг друга? И я так понимаю, что основа коллектива-то из Воронежа все равно у вас идет?
Протодиакон Серафим
— Ну да, так и есть.
А. Пичугин
— Как раз, как вы собирались 15 почти лет назад, так вы вместе и идете по жизни.
Протодиакон Серафим
— Ну вы знаете как, Воронеж город поющий и край вообще в целом поющий, и там есть несколько колледжей музыкальных, если быть точнее три как раз, есть Академия искусств, педагогический университет, в котором музыкальный факультет. И я, будучи студентом 2 курса — на тот момент 2 курс закончил, это все летом произошло, пришла эта идея, собрать хор. И 2 сентября 2008 года как раз я перехожу на 3 курс, и мы с ребятами собираемся, летом договорившись, то что вот ты, ты, кому интересно — кто-то из Академии искусств к нам пришел, кто-то из педагогического факультета, кто-то были сокурсники мои по музыкальному колледжу. Вот так вот мы с ребятами собрались и начали уже друг к другу притираться, пробовать методами разных ошибок, проб и тому подобное. То есть, конечно же, состав отсеивался, кто-то добавлялся новый, кто-то... Ну представьте, это мальчишки, там 17–18 лет.
А. Пичугин
— Ну это еще к тому же в 17–18 лет очень важно. Это потом можно, наверное, уже в более старшем возрасте считать, что ваш союз какой-то не просто дружеский, а скорее творческий: ну вот наш коллектив, здесь вот мы берем не потому, что мы с ним подружились, а потому что он нам очень подходит по своим данным. А в 17–18 лет это еще очень какая-то такая компанейская, дружеская история.
Протодиакон Серафим
— Конечно. Вот здесь я себе много шишек набил, потому что это все для меня были прямо такие близкие друзья-товарищи, ребята, и с которыми мы могли погульбанить, назовем это так, вечером, а утром надо пойти на службу. А ребята не готовы, говорят: ой, слушай, ну ты же поймешь, ты же товарищ. Да, то есть таких ошибок, конечно же, я в своей жизни наделал. И через именно эти ошибки я собрал ту команду, которая готова была дальше из уже просто вот такого порыва поработать как-то там или просто интересно так попеть, перерасти во что-то большее.
А. Пичугин
— Да, а вы, Антон, тоже вы с самого начала, да, вот как раз?
А. Дабрундашвили
— Ну не с первых дней. И через пару-тройку лет после того, как уже ребята перебрались в кафедральный собор, я тогда закончил свое обучение и, какое-то время поискав работу, вот попал, собственно, на работу к Серафиму. И после этого до сих пор и работаю. Ну я уже даже не скажу точно, сколько лет. Про сколько лет есть вот забавная история: мы про 14-летие свое узнали вот буквально недавно. Мы не придаем значения никакого годам...
Протодиакон Серафим
— Возрасту.
А. Дабрундашвили
— Возрасту нашего коллектива, да. И вот мы сейчас на гастролях находились в Красноярске, да, в Сибири, и было у нас там несколько концертов. И перед одним из концертов нам просто приходит в соцсетях от одной девушки, которая за нами следит пристально: ребята, с днем рождения, как приятно, что вы у нас есть! И вот просто поздравление. И мы со смехом и некоторым непониманием осознаем, что мы уже 14 лет как коллектив.
А. Пичугин
— И пора готовить юбилейные концерты.
Протодиакон Серафим
— Ну кстати, это очень хорошая идея.
А. Дабрундашвили
— Да, ну мы уже в процессе подготовки, потому что мы собрали достаточное количество своего собственного материала, который является, можно сказать, авторским нашим. И поэтому с удовольствием в ближайшее время будем стараться сделать большой концерт, и чтобы презентовать все то, что мы за это время сделали, наработали и поделиться своим творчеством с людьми.
А. Пичугин
— Значит, давайте подведем некоторые итоги. Значит, ближайшие концерты будут в ноябре, за ними можно, пока неизвестно где, но в больших городах, в Москве.
А. Дабрундашвили
— Ну известно точно про концерт в храме Христа Спасителя.
Протодиакон Серафим
— В Зале Церковных Соборов.
А. Дабрундашвили
— Да, там мы с иеромонахом Фотием.
А. Пичугин
— А, вот то что говорили. А в Воронеже вы выступаете?
Протодиакон Серафим
— Мы приезжаем на какие-то проекты. То есть, например, недавно совсем, в августе, было 90-летие нашего Воронежского авиационного завода, и прямо под крылом самолета, на самом заводе...
А. Пичугин
— О чем-то поет?
Протодиакон Серафим
— Да, мы пели обо всем.
А. Пичугин
— Ну что ж, друзья, напомню, что мы сегодня говорили с замечательным хором, участники которого были в нашей студии, «Русский формат»: Антон Дабрундашвили — солист, руководитель хора — протодиакон Серафим Дубанов. И в завершение нашей программы мы слушаем композицию, которая называется «Посмотри». Это светская композиция, в отличие от всего того, что звучало в нашей программе перед этим. Расскажите про нее.
Протодиакон Серафим
— Эта композиция, да, действительно наша авторская, ее автор Антон Дабрундашвили, как и многих наших авторских композиций. И, конечно, здесь очень глубокий смысл, который Антон хотел передать, и здесь его мысли и предложение подумать, поразмышлять, о чем — вот я думаю, сейчас автор сам расскажет.
А. Дабрундашвили
— Ну дело в том, что это песня во многом о сложившейся ситуации вокруг нашей страны в мире. И наша попытка выразить свои эмоции в связи со всем тем, что происходит. Потому что как бы вот мы недавно с Серафимом рассуждали на эту тему и пришли к выводу, что ну вот в детстве, например, когда мы были маленькими и там возились в песочницах, каждый в своем дворе, но тем не менее, там абсолютно на равных правах и органично существовали люди совершенно разных национальностей, и все друг друга понимали, и не было каких-то недомолвок, недосказанностей, все было достаточно прямо и открыто. И, к сожалению, с течением времени, вот с нашего детства прошло уже достаточно много времени, но тем не менее эти разногласия как-то в нашу жизнь проникают и сейчас их достаточно много. А понимание, когда наступил этот момент, оно как-то так и не пришло.
Протодиакон Серафим
— Тогда мы не были многонациональны, сейчас мы почему-то вдруг стали.
А. Дабрундашвили
— Да. Ну то есть как бы мы были многонациональным одним народом, а стали разнонациональными, разными народами, со своими интересами — вдруг выяснилось, что у каждого все это время были свои интересы, и как-то нас в этом очень сильно пытаются убедить. А мы не понимаем до сих пор, вот с Серафимом рассуждаем и не понимаем до сих пор, в какой момент это случилось и каким образом это произошло. А на самом деле хочется вернуться как-то, эмоционально хотя бы, в то время, когда мы все были друзьями, все друг друга понимали и разговаривали на одном языке одной культуры.
А. Пичугин
— Ну что ж, слушаем композицию, которая называется «Посмотри». Я Алексей Пичугин. И напомню, что в гостях у нас сегодня были протодиакон Серафим Дубанов и солист хора «Русский формат» Антон Дабрундашвили. Отец Серафим руководитель хора. Прощаемся, всего доброго, до новых встреч. Будьте здоровы.
Протодиакон Серафим
— Спасибо. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 322 зач., IX, 24-28.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Христианская традиция существует уже около двух тысяч лет. Для её изучения созданы целые институты. Как же простому человеку, который хочет жить в согласии с правилами Православной веры, не потеряться в этом объёме информации? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 9-й главы послания апостола Павла к евреям, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 9.
24 Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище, по образу истинного устроенное, но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие,
25 и не для того, чтобы многократно приносить Себя, как первосвященник входит во святилище каждогодно с чужою кровью;
26 иначе надлежало бы Ему многократно страдать от начала мира; Он же однажды, к концу веков, явился для уничтожения греха жертвою Своею.
27 И как человекам положено однажды умереть, а потом суд,
28 так и Христос, однажды принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел сравнивает Иисуса Христа с ветхозаветным первосвященником. Однако служение Спасителя качественно отличается от того, что делает при помощи религиозного ритуала человек. Если священник входит для совершения жертвоприношения в рукотворный храм, то Спаситель, по слову апостола Павла, вошёл в самое небо. То есть совершённые Христом действия имели мгновенный отклик от Бога-Отца. Хотя были совершены вне храмовой постройки. Всё, что сделал Господь, происходило в присутствии Небесного Родителя, с Которым у Иисуса Христа была теснейшая связь. Если священник приносил в жертву кровь животных, то Спаситель окропил жертвенник собственной кровью. Наконец, если священник по закону Моисееву был вынужден совершать жертвенный обряд каждый год, то жертва, принесённая Христом, совершилась один раз. И этого было достаточно, чтобы искупить грехи всех людей, которые когда-либо жили и будут жить на этом свете. На Голгофе Спаситель вновь открыл человеку путь к Богу. Открыл его раз и навсегда. Теперь дело только за нами. Мы призваны принять этот дар, чтобы благодать спасения и любви Божией поселилась в нашем сердце.
Весь вопрос — как это сделать? Казалось бы, ничего проще: вступи в церковную общину, посещай богослужения, принимай участие в таинствах Церкви, молись, держи пост, одним словом, соблюдай церковный устав, не отступай от благочестивых обычаев. Однако бывает, что даже самое дотошное исполнение этих очевидных предписаний, которые освящены временем и авторитетом православной традиции, не даёт сердцу удовлетворения. Будто что-то важное, чем обладали святые, ускользает от нас. Будто в общей картине нашей религиозной жизни постоянно не хватает какого-то важного пазла. Всё делаю, а покой на сердце не приходит. И бывает даже так, что традиция благочестия ложится на меня тяжким грузом, а порой и невыносимым бременем. Что же это за недостающая деталь?
Приглядимся к образу Спасителя. Он не просто Небесный Первосвященник, для Которого существует мир и Который правит Вселенной. Он вместе с этим и смиренный служитель, Который существует для мира и является нашим Вечным Слугой. Нам кажется это странным, парадоксальным. Но в этом-то и беда. Ведь это означает, что у нас просто нет опыта подобного служения. Если мы служим, то или по необходимости, словно тянем лямку, или преследуя свои собственные цели и увлечённые собственными идеями. Евангелие же говорит нам, что дар спасения усваивает тот, кто всю свою жизнь организует так, чтобы служить Богу и людям. Бескорыстно. Во всех своих делах. В любых ситуациях. На ежедневной основе. Это и есть та самая недостающая деталь. Именно сознательное и бескомпромиссное служение — тот ключ, который запускает весь сложный, формировавшийся столетиями комплекс, который мы именуем церковная традиция. Для того, кто служит, она оживает. Она становится лёгкой и прозрачной. Всё в ней оказывается на своём месте. Не важно, кто я и какой у меня опыт, она очень органично усваивается моим умом, моими чувствами и моими сердцем. Во мне словно открывается источник благодати. И душа обретает долгожданные мир и покой.
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения»
Апостол Иоанн Богослов дожил до ста лет. И когда у него уже не было сил посещать церковь и церковные собрания, его приносили туда на руках ученики. От старости апостол не мог много говорить и проповедовать. Все другие апостолы к тому времени уже погибли от руки гонителей. И только Иоанн Богослов ещё был жив. На него смотрели и слушали с особым вниманием. Апостол только повторял: «Детки, любите друг друга». И когда у него спрашивали: «Почему ты часто это повторяешь»? Иоанн Богослов отвечал:
«Cохраните любовь, и этого будет достаточно для вашего спасения».
Все выпуски программы Слова Святых
Прийти утром первым в храм или как православные болгары просят Бога о помощи?
Русская Православная Церковь до сих пор находится в стадии восстановления после крайне непростых для нее семидесяти лет коммунистической власти в нашей стране. Схожая по сложности история имеется у Болгарской Православной Церкви. В Болгарии, хоть и не было столь жестоких гонений за веру, как в Советском Союзе, но и здесь последствия антирелигиозной пропаганды до сих пор видны.
Выражаются они, эти последствия, в том, что на современном этапе многие болгары, считая себя православными, тем не менее, по большей части являются людьми нецерковными. Они редко посещают богослужение, еще реже участвуют в церковных таинствах. Даже на богослужениях главы Церкви, Патриарха Болгарского, молящихся крайне немного.
Чаще всего, приход того или иного жителя Болгарии в храм обусловлен какими-то несчастьями, неприятностями, которые с ним приключились. Случилось подобное событие — человек идет просить Бога о помощи. В общем-то, картина привычная и для нашей страны. Но — в Болгарии на протяжении столетий существует обычай, который местные православные христиане стремятся исполнить, если хотят, как они верят, чтобы молитва их была Небом услышана.
Обычай этот состоит в том, что желающий получить от Бога помощи православный болгарин берет на себя обет — в течение какого-то времени исполнять обязанности церковного сторожа. Не в полной мере. Человек обещает приходить в храм раньше всех и отпирать церковные двери.
Данному человеку вручаются ключи от церкви. И он в течение нескольких дней рано утром отпирает храмовые двери, зажигает лампадки, свечи. Делает все необходимое, чтобы подготовить церковь к началу утреннего богослужения. Отпирая двери, зажигая лампады и свечи, взявший на себя обет человек в это время молится Богу и просит Его помочь в решении волнующего вопроса.
Естественно, что подобный обет может исполнять человек, священнику знакомый. Бывали случаи, что данной традицией пользовались люди бессовестные, которые под предлогом благочестия просто обворовывали тот или иной храм, получив от него ключи.
Кто-то может спросить — а что такого трудного в том, чтобы прийти в храм раньше других? В чем подвиг? Отвечать на этот вопрос нужно, зная особенности болгарского менталитета. Современные болгары, как и многие южане, люди неторопливые, живущие по принципу «один день — одно дело». Для них это действительно труд — понудить себя встать с утра пораньше и прийти в храм.
Здесь еще нужно учесть и такую вещь. Каким бы маленьким ни был труд, если он совершен во имя Бога, никогда он без ответа не останется. Господь потрудившегося ради Него человека без своей помощи не оставит.
Все выпуски программы Вселенная православия