Ходить на всенощную — для многих священников это болезненная тема. Они переживают, что прихожане не посещают вечерние богослужения перед воскресными днями и большими церковными праздниками. Нередко на литургии молящихся собирается в несколько раз больше, чем накануне — на всенощной.
Вспоминаю, что когда-то и я, молодой аспирант и неофит, скорбел по поводу пустых храмов во время вечерних служб. И не только скорбел, но и осуждал тех, кто не приходил на богослужение. «Как же так?» — восклицал я тогда, — «Мы поём на всенощной „Воскресение Христово видевше“, а наши братья и сёстры-христиане не видят и не слышат этого!»
Прошли годы. Случилось так, что по работе мне нужно было объезжать православные гимназии, встречаться с учениками и преподавателями. В одной из гимназий я задержался и разговорился с двумя женщинами из администрации учебного заведения. Они рассказывали о своей нелёгкой жизни, материальных проблемах, детях, родителях, о заботах, о своей нагрузке. И вдруг неожиданно стали делиться переживаниями насчёт настоятеля храма, который активно призывал их ходить на всенощную. Мои собеседницы, люди благочестивые и ответственные, переживали по этому поводу, потому что всё равно не ходили на вечернее богослужение — не было физических сил и времени! Всю неделю с утра до вечера они трудились в гимназии, а субботу посвящали мужьям, детям и хозяйственным делам.
Сначала мне захотелось осудить настоятеля того храма. Дескать, почему же он не вникает в жизнь своих прихожанок, не желает понять их нужды. Но потом понял: священник призывает на всенощную, скорее всего, из доброй пастырской ревности. Он не осуждает прихожанок. А вот я в юности точно не пытался понять других, сразу выносил приговор.
А потом прошло ещё несколько лет. Моя семья стала многодетной. Когда родился третий ребёнок, мы с женой стали так уставать и ничего не успевать, что сами попадали на всенощную крайне редко. Теперь на собственном опыте знаю, что осуждать тех, кто не ходит на вечернее богослужение, не имею никакого права. Зато какой наступает праздник тогда, когда удаётся найти время, чтобы отдохнуть и без спешки и суеты отправиться вечером на службу! Получаешь радость от молитвы в тихом, уютном, немноголюдном храме и молишься не только за себя, но за того брата и сестру, которые не смогли добраться до церкви.
13 июля. О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей

Сегодня 13 июля. Собор святых детей-мучеников Ястребарских и Сисакских.
О святости замученных во время Второй мировой войны сербских детей — священник Стахий Колотвин.
Когда мы смотрим на мучеников-детей, на новомучеников, которые пострадали от рук фашистов, на этих сербских деток, то, конечно, может закрасться мысль: а может, это просто жертвы войны, жертвы злодеяний, жертвы геноцида? Насколько их можно считать мучениками?
Да, конечно, их мучители относили себя к католической церкви. Да, они сами были крещены в церкви православной. Но был ли у них вот этот свободный выбор исповедовать Христа?
Надо понять одно важное отличие. Взрослый, грешный, несовершенный человек, когда он вспоминает слова Христа: «Возьми свой крест и иди за мной», — он идёт, чтобы преодолеть свои грехи. Господь пошёл на крест не потому, что у него была какая-то необходимость. Он пошёл на крест за нас, чтобы понести тяжесть наших грехов. Мы, когда следуем за Христом и берём свой крест, то мы можем искупить свои грехи, своё несовершенство. И мученический венец, возможно, порой бывает нам последней возможностью, чтобы достичь Царства Небесного.
Маленькие же дети, чья душа ещё чужда греху, им этой необходимости нет. Поэтому, когда они, не имея твёрдого исповедания и знания веры, когда они, не имея возможности выбора — страдать или не страдать за Христа, — всё равно страдают от злодеев, они всё равно по своему совершенству получают мученический венец.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О почитании Балыкинской Иконы Богородицы

Сегодня 13 июля. Церковь чтит Балыкинскую Икону Богородицы.
О её почитании — протоиерей Андрей Ефанов.
Балыкинская икона прославилась в начале XVIII века, когда в 1709 году во время Шведской войны на иконе Пресвятой Богородицы поступили слёзы. После этого чуда образ был передан в Никольский храм села Балыкино, сейчас это Брянская область.
Иконография образа характерна для малороссийских икон и представляет собой сочетание образа Пресвятой Богородицы Умиление и Рождества Христова.
После передачи иконы в храм от неё стали происходить множественные исцеления, а её списки были написаны для многих храмов. Точный список Балыкинской иконы находится в Орловском Введенском женском монастыре, где каждую среду перед иконой читается акафист, а затем в четверг совершается водосвятный молебен.
Все выпуски программы Актуальная тема
13 июля. О духовном смысле праздника Собора славных и всехвальных 12-ти апостолов

Сегодня 13 июля. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов.
О духовном смысле праздника — протоиерей Игорь Филяновский.
Православная Церковь, вспоминая каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила и общее празднование им на следующий день после памяти первоверховных апостолов Петра и Павла.
В этот день вспоминают апостолов Петра, Андрея Первозванного, Иакова Заведеева, Иоанна Богослова, Филиппа, Варфоломея (или Нафанаила), Фому, Матфея, Иакова Алфеева, Иуду Иаковлева, Симона Зилота и Матфия.
Апостолы после вознесения Христа ценой своей жизни проповедовали Евангелие в разных концах империи. Их верность Спасителю, личные подвиги и мученическая смерть привлекли тысячи людей к вере во Христа и легли в основу развития христианского учения.
Они были живыми свидетелями земной жизни, смерти и воскресения Господа и первыми, кто передал эти свидетельства всему миру. Память о служении апостолов, их жертвенность и любовь к Господу продолжают вдохновлять миллионы верующих по всему миру.
Все выпуски программы Актуальная тема