Ходить на всенощную — для многих священников это болезненная тема. Они переживают, что прихожане не посещают вечерние богослужения перед воскресными днями и большими церковными праздниками. Нередко на литургии молящихся собирается в несколько раз больше, чем накануне — на всенощной.
Вспоминаю, что когда-то и я, молодой аспирант и неофит, скорбел по поводу пустых храмов во время вечерних служб. И не только скорбел, но и осуждал тех, кто не приходил на богослужение. «Как же так?» — восклицал я тогда, — «Мы поём на всенощной „Воскресение Христово видевше“, а наши братья и сёстры-христиане не видят и не слышат этого!»
Прошли годы. Случилось так, что по работе мне нужно было объезжать православные гимназии, встречаться с учениками и преподавателями. В одной из гимназий я задержался и разговорился с двумя женщинами из администрации учебного заведения. Они рассказывали о своей нелёгкой жизни, материальных проблемах, детях, родителях, о заботах, о своей нагрузке. И вдруг неожиданно стали делиться переживаниями насчёт настоятеля храма, который активно призывал их ходить на всенощную. Мои собеседницы, люди благочестивые и ответственные, переживали по этому поводу, потому что всё равно не ходили на вечернее богослужение — не было физических сил и времени! Всю неделю с утра до вечера они трудились в гимназии, а субботу посвящали мужьям, детям и хозяйственным делам.
Сначала мне захотелось осудить настоятеля того храма. Дескать, почему же он не вникает в жизнь своих прихожанок, не желает понять их нужды. Но потом понял: священник призывает на всенощную, скорее всего, из доброй пастырской ревности. Он не осуждает прихожанок. А вот я в юности точно не пытался понять других, сразу выносил приговор.
А потом прошло ещё несколько лет. Моя семья стала многодетной. Когда родился третий ребёнок, мы с женой стали так уставать и ничего не успевать, что сами попадали на всенощную крайне редко. Теперь на собственном опыте знаю, что осуждать тех, кто не ходит на вечернее богослужение, не имею никакого права. Зато какой наступает праздник тогда, когда удаётся найти время, чтобы отдохнуть и без спешки и суеты отправиться вечером на службу! Получаешь радость от молитвы в тихом, уютном, немноголюдном храме и молишься не только за себя, но за того брата и сестру, которые не смогли добраться до церкви.
Поддержим «Дом, который очень нужен»

Игорь и Сергей дружат уже несколько лет. Познакомились молодые люди в приюте для людей с инвалидностью, иначе его называют «Дом, который очень нужен». Находится он в городе Омске, в микрорайоне Крутая Горка, на территории храма Рождества Христова. Это один из проектов Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка». Здесь заботятся о тех, кто не может жить самостоятельно — о взрослых с физическими и ментальными нарушениями.
Игорь и Серёжа оказались в «Доме, который очень нужен» благодаря священнику Антонию Хмелёву, руководителю приюта. До этого молодые люди жили в разных интернатах для инвалидов. Оба не могут ходить.
В Доме подопечные находятся под присмотром сестёр милосердия и волонтёров. Особенных людей обучают самостоятельности, дают им возможность получать образование, развивать творческие навыки и просто заниматься тем, что нравится и вдохновляет.
Игорь и Сергей передвигаются на инвалидных колясках, и тем не менее стараются быть активными. Серёжа участвует в местных театральных постановках, а Игорь увлекается настольными играми.
Всего в «Доме, который очень нужен», помимо двоих друзей, живут ещё 10 человек с физическими и ментальными нарушениями. Чтобы у них появилось регулярное общее полезное занятие, сотрудники приюта решили создать свечную мастерскую. В ней Серёжа, Игорь и другие подопечные будут изготавливать свечи для храма. Они смогут видеть результат своего труда и знать, что он приносит пользу другим.
Чтобы свечная мастерская открылась, нужно закупить стройматериалы и оборудование. В этом омскому приюту для людей с инвалидностью важна помощь. Если вы хотите поддержать доброе дело, переходите на сайт Православной службы помощи «Милосердие. Крутая Горка».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев

У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Разговор шел о духовных смыслах повести Николая Васильевича Гоголя «Шинель», каким предстает главный герой повести Акакий Акакиевич Башмачкин, что важно замечать в его образе читателю, на что не всегда обращают внимание.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных жизни и творчеству Н.В. Гоголя.
Первая программа с директором Московского дома Гоголя Верой Викуловой была посвящена жизни знаменитого писателя и основным этапам его творчества.
Вторая программа с писателем, публицистом Алексеем Бархатовым была посвящена духовным поискам Гоголя.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)

У нас в гостях был руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий Войтишко.
Мы говорили о том, как современному человеку подходить к чтению наставлений святых отцов, почему важно при этом иметь рассуждение и советоваться с опытными священниками.
Ведущая: Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер
- Повесть «Шинель». Протоиерей Павел Карташев
- «Читать святых отцов с рассуждением». Иеромонах Геннадий (Войтишко)
- «Духовные поиски Н.В. Гоголя». Алексей Бархатов
Все выпуски программы Светлый вечер