
Фото: Tapio Haaja / Unsplash
Думаю на вопрос — как вы относитесь к свастике? — абсолютное большинство радиослушателей ответит — конечно отрицательно! Как иначе можно относиться к этому символу нацистской Германии? Некоторое время назад я думал о свастике именно так. До тех пор пока не узнал, что существует в Европе страна, которая до сих пор использует свастику как официальный символ. Более того, местная Православная Церковь также одно время этот символ применяла. Речь идет о Финляндии.
С 1918 по 1945 год голубая свастика изображалась на знамёнах ВВС и танковых войск этой старны, а в настоящее время находится на штандарте президента Финляндии. Как же так? — спросите вы. Как можно в качестве официального символа иметь знак, который находился на знаменах самого кровавого режима Европы 20 века? Но не все со свастикой обстоит так просто.
Безусловно, этот символ происходит из языческих культур, но в какой-то момент стал активно использоваться христианскими художниками в качестве орнаментального изображения креста. Достаточно, например, взглянуть на некоторые византийские иконы, где облачения Богоматери и иных святых украшены именно свастиками.
Свастика в виде креста с концами, загнутыми влево, была любимым знаком последней русской императрицы святой Александры Фёдоровны. Этот знак как особую форму креста и символ защиты она рисовала в дверных и оконных проемах. Интересно, что такая свастика была изображена на стене комнаты в доме инженера Ипатьева, служившей местом последнего заключения царской семьи и, на обоях над кроватью, где спал наследник-цесаревич Алексий.
Руководствуясь именно таким пониманием свастики, а также тем, что голубая свастика — исторический символ Финляндии, финские православные ввели этот знак в обиход своей Церкви в 20 веке. Это было сделано стараниями митрополита Германа (Аава), желавшего придать финскому Православию больше национальных черт. По его указу финская свастика «хакаристи» стала изображаться на церковных знаменах — хоругвях. Из звеньев в виде хакаристи стали изготовляться цепочки для священнических крестов.
Подобная традиция просуществовала в Финляндии вплоть до 1945 года, когда хакаристи в церковных кругах этой страны стала считаться слишком политизорванным символом и перестала активно употребляться. Тем не менее, в Финляндии до сих пор можно встретить старых священников, носящих кресты на цепочках со звеньями формы хакаристи. Так свастика продолжает жить в Финской церкви, при этом с нацизмом никак не ассоциируясь.
Все выпуски программы Вселенная православия
16 июня. О заботах человека

В 6-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа: «Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем».
О заботах человека — священник Алексий Дудин.
Мы все с вами прекрасно знаем, что человек — это не бабочка-однодневка, и заботиться о будущем для человека — естественно. Он, безусловно, должен думать о будущем себя самого. Он должен думать о будущем своей семьи, должен думать о будущем своей церкви, должен думать о будущем своего Отечества.
Так почему же Христос сказал именно эти слова и именно таким образом? А это объясняется следующим образом: человеку свойственно подменять тяжелое более легким, и заботу о небесном и духовном подменять заботой о земном. Поэтому для того, чтобы человек не скатывался в постоянную заботу о земном, Господь провёл такую духовную границу безопасности.
Господь, во-первых, знает и говорит нам о том, что все благое, что мы творим на этой земле, мы можем сделать только с помощью Божией. И человек, опытно знающий об этом, всегда просит Бога, чтобы Господь благословил его дела. Без этого благословения не получится ничего доброго.
Не нужно излишне заботиться о завтрашнем дне, но в каждом своем деле помнить, что успех человека зависит не только от его собственного произволения, но зависит от этого произволения и того благословения, которое должен дать Бог. И в этой формуле это благословение является решающим фактором.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О словах из послания Апостола Павла к римлянам

В 3-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Нет делающего добро, нет ни одного».
О понимании этих слов — игумен Назарий (Рыпин).
Святой апостол Павел говорит о том, что никто не оправдывается перед законом. И хотя закон дан был иудеям — они тоже не исполняли закон. Именно закон духовный прежде всего. Закон больше дан для того, чтобы явился грех, как говорит апостол. Но не оправдываются законом ни иудеи, ни эллины. И как раз в свидетельство того, что все под грехом, он и приводит эти слова и много других слов, цитируя Священное Писание Ветхого Завета.
Говоря о том, что мы оправдываемся только верой в Иисуса Христа, который искупил человеческий род, который взял вину наших прегрешений на себя. И именно верой в Него мы оправдываемся, чтобы человек не надеялся лишь на собственные дела.
И, конечно же, состояние духовное не только современников апостола Павла, но и нас с вами, и во все времена, не самое лучшее, потому что человек так или иначе согрешает. Церковь — это не собрание святых, а толпа кающихся грешников.
Поэтому, безусловно, мы уповаем не на собственные дела, не на то, что мы делаем перед Богом, но на ту веру, исходя из которой мы эти дела совершаем, безусловно. Потому что вера без дел тоже мертва, но всё же мы не надеемся только на свои дела. То есть нужна вера, которая является действенным началом, руководящим началом к нашей деятельной жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 июня. О духовном смысле Апостольского поста

Сегодня 16 июня. Начало Апостольского поста.
О его духовном смысле — священник Родион Петриков.
Сегодня начинается Апостольский пост. Время, когда Церковь призывает нас пройти вслед за учениками Христа, которые постились перед тем, как отправиться на проповедь по всему миру.
Но что делает этот пост таким особенным? Конечно, это не только просто традиции или пищевые ограничения. Апостольский пост — это школа внутренней свободы, где мы учимся подчинять тело духу, а шум повседневности — тишине молитвы.
В Нагорной проповеди Христос говорит нам: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры». То есть важно не превратить пост в формальность, а наполнить его смыслом. Истинный пост — это не только отказ от скоромного, но и активная любовь,прощение обид, помощь ближнему и борьба со своим эгоизмом.
В мире, где все мгновенно — от еды до информации,— пост становится противоядием от поверхностного отношения к жизни. Пост замедляет нас, чтобы мы могли услышать Бога, ближних и самих себя. Как апостолы готовились к служению через пост и молитву, так и мы через эти дни можем стать ближе к тем, кто страдает, и яснее понять свое призвание.
Пусть этот Апостольский пост станет для нас не тяжкой обязанностью, а дорогой к духовной радости, той, что рождается, когда мы жертвуем малым ради великого: временем ради молитвы, комфортом ради милосердия и гордыней ради смирения.
Все выпуски программы Актуальная тема