Сейчас в эфире

Ваш браузер не поддерживает HTML5 audio

Гвидо д’ Ареццо


Из окон аббатства святого Бенедикта в итальянском городке Помпоза доносилось пение. Там шли занятия музыкой. Урок вёл старший певчий хора — монах по имени Гвидо. Он пропевал строки церковного гимна, одну за другой. Остальные повторяли за ним. Хору нужно было запомнить мелодию со всеми её нюансами. Поэтому Гвидо пел очень терпеливо. Иногда братья ошибались, он поправлял их, и всё приходилось начинать сначала. Так — на слух — заучивали музыку в одиннадцатом веке. Почему? Да потому, что записывать на бумаге мелодию для целого хора в то время ещё не умели. Нотного письма попросту не существовало.

Заучивать музыку подобным образом было сложно. На занятия уходили долгие часы. Гвидо серьёзно переживал по этому поводу. Ведь получалось, что на распевки монахи тратили даже больше времени, чем на молитвы. Ситуацию нужно было исправлять. Сделать так, чтобы каждый сразу понимал, что и как ему нужно петь. Гвидо думал, искал разные способы. Он стал подсказывать хору высоту звуков с помощью движений руки — вверх или вниз, чтобы певцы могли быстро сориентироваться хотя бы в тональности. Однако монахи новшества не поняли. Да ещё и пожаловались аббату. Мол, где это видано, чтобы старший певчий руками, как мельница, размахивал. Аббат с монахами согласился, и наложил на новаторство строжайший запрет.

После этого Гвидо покинул аббатство. И через некоторое время неожиданно нашёл влиятельного единомышленника в лице Теодольда, епископа города Ареццо. Епископ пригласил монаха руководить монастырской капеллой — то есть, певчими. А кроме того, назначил начальником детского хора в школе при городском кафедральном соборе. Но самое главное — дал Гвидо полную свободу для воплощения его рационализаторских идей в музыке.

И вот на одно из занятий с хором Гвидо принёс лист бумаги. На нём были начерчены горизонтальные полосы. На них и между ними монах нарисовал квадратики. И подписал их буквами: ре, ми, фа, соль, ля. Значки Гвидо назвал нотами.

В таком виде его воспитанники из детского хора и певцы из капеллы удивительно легко схватывали мелодию. Как мы сегодня говорим — читали с листа. Не нужно было больше тратить время на изнурительные спевки с запоминанием на слух. А чтобы ученикам было ещё удобнее, Гвидо довёл до ума придуманную им ещё в аббатстве Помпозы особую систему управления хором с помощью движений руки. Впоследствии эта методика такое название и получила — «Гвидова рука». Эту технику по сей день используют преподаватели музыкальных школ. И именно она легла в основу дирижёрского мастерства.

Способ записи музыкальных произведений, который придумал итальянский монах Гвидо д’Ареццо — то есть, Гвидо из Ареццо, со временем распространился по всему миру. И сегодня сложно даже представить, что когда-то не существовало нот. В честь их изобретателя был назван известный международный конкурс исполнителей хоровой музыки, который ежегодно проходит на его родине, в Италии — «Конкурс хористов имени Гвидо д’ Ареццо».

При поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива — 2023»


Все выпуски программы Жизнь как служение

Вера

Поделиться
Опубликовано
Вера

Последние записи

«Церковная жизнь в блокадном Ленинграде». Светлый вечер с Алексеем Светозарским

У нас в гостях был заведующий кафедрой Церковной истории Московской духовной академии Алексей Светозарский. Разговор…

09.05.2024

Боголюбская икона Божией Матери. Новое обретение

Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике в городе Владимире открылась необыкновенная экспозиция. На ней представлена Чудотворная Боголюбская икона Божией Матери. Этот…

09.05.2024

«Баллада о солдате»

— Рассказывай, как у тебя там всё получилось. — Я, товарищ генерал, честно скажу. Струсил. Уж очень они близко…

09.05.2024

9 мая. О святителе Стефане, епископе Великопермском

Сегодня 9 мая. День памяти святителя Стефана, епископа Великопермского, жившего в XIV (14) веке. О его личности, — протоиерей Артемий…

09.05.2024

9 мая. О Пасхальной радости

Сегодня 9 мая. Светлый четверг. О Пасхальной радости, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.

09.05.2024

9 мая. О благодарственном молебне Господу Иисусу Христу

Сегодня 9 мая. День Победы. О благодарственном молебне Господу Иисусу Христу в этот день, — протоиерей Константин Харитонов.

09.05.2024

This website uses cookies.