Больному человеку необходимо не только медицинское вмешательство, но и моральная, духовная, жизненная поддержка, — так считала Галина Сергеевна Шаталова, известный советский и российский врач-нейрохирург, академик, лауреат премии имени Николая Бурденко.
Связать свою судьбу с медициной Галина решила ещё в детстве. В 13 лет записалась в кружок гигиены при Доме пионеров. Однажды руководитель кружка организовал экскурсию в Ростовский медицинский институт. Ребятам показали исследовательские лаборатории и даже сводили в анатомический театр. После этой экскурсии Галина захотела лечить людей. Однако поступить в медицинский институт оказалось непросто. И дело было совсем не в сложных экзаменах. Тогда, в 30-е годы ХХ века, всюду приветствовалось рабоче-крестьянское происхождение. А у Галины — родители-интеллигенты, предки — дворяне, грузинские князья... Но она придумала выход — устроилась на завод и записалась на «рабфак» — рабочий факультет, своего рода подготовительные курсы для поступления в вуз. С дипломом рабфака в 1932 году Шаталова без проблем поступила в Ростовский медицинский институт.
В 1939-м году Галина отправилась на фронт — началась Советско-Финляндская война, известная также как Зимняя. Работала в эвакуационных госпиталях и на передовой. Тогда стояли трескучие морозы. По рассказам Галины Сергеевны, замёрзших было даже больше, чем раненых. Ей доводилось работать с тяжёлыми случаями. Шаталова научилась успешно снимать обморожения. Благодаря её работе сотни бойцов избежали ампутации. Они говорили, что их согревала доброта и искренняя забота доктора. Опыт тех трудных дней Галина впоследствии изложила в одной из своих научных работ.
Великую Отечественную войну Галина Сергеевна фронтовым медиком прошла от первого до последнего дня. За Шаталовой прочно закрепилась слава высококлассного военно-полевого врача. Главный хирург Красной Армии, легендарный Николай Бурденко, заметил молодого, самоотверженного и талантливого доктора. И пригласил Шаталову в Центральный институт нейрохирургии Академии наук СССР. Галина вспоминала: «После войны было так много несчастных бойцов с тяжелыми ранениями головы». Она делала всё, чтобы им помочь. Её методика восстановления твёрдой мозговой оболочки продлила жизни тысячам ветеранов Великой Отечественной. Шаталова работала на износ. Нейрохирургическая операция в те годы длилась не менее 12-ти часов. А ей случалось проводить по две-три подряд — она сутками не выходила из операционной. И понимала, как сильно устала, только когда начинали подкашиваться ноги. Параллельно Галина успевала писать докторскую диссертацию по нейрохирургии — она защитила её в начале 50-х годов. А в 1965-м в жизни Галины Сергеевны случился неожиданный поворот. Её пригласили на работу в недавно созданный Институт космических исследований. Шаталова стала начальником сектора отбора и подготовки космонавтов. Именно там Галина впервые воочию увидела, на что способен человеческий организм. Наблюдения за космонавтами впоследствии легли в основу её авторской методики здорового образа жизни. Рецепт Шаталовой был простым: полезное питание, постоянное движение. Но не только это. Галина Сергеевна старалась пробудить в своих пациентах позитивный взгляд на мир. «Здоровый человек — говорила она — тот, у кого в сердце есть добро и любовь, кто живёт не только для себя, а заботится об окружающих». Одним из своих учителей Галина Шаталова считала знаменитого врача и святого, архиепископа Луку — в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Она зачитывалась его научными и духовными трудами. И часто повторяла: медицина — это не только лечение, но и сострадание.
Все выпуски программы Жизнь как служение
7 ноября. О творчестве и мировоззрении Арсения Введенского
Сегодня 7 ноября. В этот день в 1844 году родился русский литературный критик, историк литературы Арсений Введенский.
О его творчестве и мировоззрении — протоиерей Артемий Владимиров.
Сын диакона, окончивший семинарию, он сначала пробовал свои силы в качестве домашнего учителя. Не забудем, что домашнее образование в дворянских гнёздах было весьма и весьма плодотворным и давало отличные результаты, поскольку общение от уст к устам, от сердца к сердцу учителя и ученика ознаменовывалось глубоким постижением предмета.
Сам Арсений Введенский мало-помалу восходил к глубокому профессионализму как рецензент, литературный критик. В кругу его деятельности оказывались такие имена, как Ломоносов, Достоевский, Гаршин, многие другие писатели, что позволило Арсению Введенскому стать одним из наиболее заметных рецензентов, под редакцией которого печатались самые знаменитые прозаические произведения XIX столетия.
Ценно то, что Арсений Введенский соглашался с Пушкиным: искусство должно быть величаво. Он был далёк от мысли назвать произведением искусства такое сочинение, которое распространяло бы запах растления, разврата, что, к сожалению, имело место в начале XX столетия после снятия всех и всяческих цензурных запретов.
Поэтому нам нужны такие литературные критики и рецензенты, как Арсений Введенский, люди не только прекрасного литературного вкуса, но и нравственного чувства, лучшим критерием которого является христианское мировоззрение и мироощущение.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О собирании духовных плодов со Христом

В 11-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Кто не собирает со Мною, тот расточает».
О собирании духовных плодов со Христом — игумен Назарий (Рыпин).
Человек не может совершать добрые дела сам по себе. Если они не посвящены Богу и не исполняются ради заповеди Божественной, а ради того, чтобы уподобиться Христу, то, по сути, человек причиняет себе вред, потому что он делает это из тщеславия, из какого-то самодовольства, самолюбования, быть может.
И в конечном счёте, если это не посвящено вечности, то человек лишает себя этой вечности, не уподобляясь Христу.
Потому что смысл нашего обожения, цель нашей христианской жизни — стать похожими на Христа, обрести те свойства, хотя бы в малой степени, которые имеет Христос: любовь, милосердие, кротость, долготерпение, смирение глубочайшее.
То, в чём мы должны стать похожими на Христа, то, что иными словами называется богоподобие.
Все выпуски программы Актуальная тема
7 ноября. О подвиге апостола Павла

В 4-й главе Послания апостола Павла к колоссянам есть слова: «Помните мои узы».
О подвиге апостола — протоиерей Константин Харитонов.
Много доброго и светлого в этом мире завоевывается зачастую через страдания. И есть такие люди, которые положили свою душу за это. Сам Господь положил Свою жизнь ради нашего спасения. И апостолы пошли таким же путём.
И апостол Павел, когда вспоминает свою жизнь, он вспоминает в первую очередь то, чего претерпел. Не для того, чтобы просто так или иначе похвастаться этим, а, во-первых, и нас укрепить в делании добра и терпении того, что происходит с нами, когда мы совершаем какое-либо доброе дело.
И чтобы мы, помня узы, страдания, некие заключения в темнице наших святых угодников Божиих, в частности апостола Павла, мы должны помнить, какой ценой это всё проповедано, и что истина открывается как раз в этих страданиях, в этих подвигах любви ради нашего же спасения.
Когда апостол Павел говорит о том, чтобы помнили мы его узы, он, конечно же, в первую очередь просил и о молитвах христиан, которые тогда жили, чтобы они укрепляли его в его терпении, в его страдании за Христа.
Потому что даже святые угодники Божии, которые своими молитвами помогали другим, тоже нуждались в молитвах других. Так устроено Богом, чтобы мы не превозносились своими молитвами и не мнили, что мы можем быть независимы от других. Нет, мы друг от друга зависимы в любви и в молитве за каждого и о каждом из нас.
Все выпуски программы Актуальная тема







