У нас в гостях были участники группы "Москварека", и мы говорили о том, как возникла эта группа, какую музыку они играют и что хотят донести до слушателей своим творчеством.
Ведущий: Алексей Пичугин
А. Пичугин
— Дорогие слушатели радио «Вера», здравствуйте! Это программа «Светлый вечер», в студии Алексей Пичугин, и сегодня говорим о музыке. В гостях у программы «Светлый вечер» — группа «Москварека». Здравствуйте! Представлю сразу участников группы. Конечно, всех музыкантов мы позвать не могли, но в этой студии Виктор Кулаков (он поет и играет на гитаре) и Нина Попова (она поет). Здравствуйте, Нина! Здравствуйте, Виктор!
Н. Попова
— Добрый вечер!
В. Кулаков
— Добрый вечер!
А. Пичугин
— «Москварека» — такое название… Ну, с одной стороны, сразу понятно, откуда группа, что у нее связано с этим городом. А с другой стороны — пишется в одно слово. Расскажите, пожалуйста, с чего все начиналось, почему «Москварека» — какие-то вводные слова для наших слушателей, чтобы все знали и мы с вами познакомились.
В. Кулаков
— Да, Алексей. Действительно, достаточно все понятно: Москва — это наш родной и любимый город. Отсюда и родилось название группы «Москварека», в одно слово с легким ударением на первую букву «а». Оно пришло к нам из XIX века. Тогда живая московская речь стала образцовой для всех образованных и культурных людей, владеющих русским языком. Возникло понятие «московский говор». Кроме того, наши жизни надо сравнивать с рекой, где все течет, все изменяется. Река живет, пока не иссякнет источник, где она берет свое начало. Так и наша жизнь: многое меняется в ней, с годами приходят и уходят люди, но остаются вечные ценности, данные нам Творцом. Вот об этих ценностях мы и поем.
А. Пичугин
— А сколько лет вы уже играете?
В. Кулаков
— Наша группа существует с 22 февраля 2013 года.
А. Пичугин
— 2013? Прямо даже дату точную можете сказать, да? А почему так?
В. Кулаков
— Да. Дело в том, что именно благодаря этой дате появился наш коллектив. Восемь лет назад я пришел в театр «Живая вода» как автор-исполнитель и стал выступать как музыкант в театре, и как актер.
А. Пичугин
— Тут, наверно, надо слушателям тоже пояснить, что такое театр «Живая вода» — где это, кто это.
В. Кулаков
— Да, театр «Живая вода» — это православный театр. Вот, сейчас он называется Театр-студия «Живая вода». Театр гастролирует в основном. Так сказать, нет своего помещения, но базируется в Православном просветительском центре Иоанна Златоустого. И театр выступает на любых площадках. Художественный руководитель театра – Лариса Никулина.
Вот восемь лет назад я пришел в этот театр и стал музыкантом, актером этого театра. И где-то буквально через год - через полтора у художественного руководителя Ларисы Никулиной появилась идея создания концертной программы, которая была бы в виде театрального спектакля. Эта ее идея осуществилась, и с этой программой мы выступали постоянно, она пользовалась успехом, — но реализовать себя в полной мере не удалось в этой программе, и тогда так получилось, что мой знакомый предложил мне свою авторскую программу, выступить именно 22 февраля 2013 года в Доме культуры «Родники» Московской области. Я пригласил помочь мне в этом актеров и музыкантов театра «Живая вода», своих знакомых музыкантов. Такая программа получилась, мы выступили успешно — и у всех осталось желание продолжить это дело.
А. Пичугин
— Но изначально Вы выступали как сольный исполнитель?
В. Кулаков
— В принципе, я достаточно часто выступал один или дуэтами, трио, так сказать. У нас в театре тогда в концертной программе у меня было трио с двумя девочками, и в общем-то достаточно это было интересно, красиво. То есть мы это тоже театрализовали.
А. Пичугин
— А Вы, Нина?
Н. Попова
— Ой, я появилась в группе примерно год назад. Пришла где-то в октябре - в ноябре. До этого я выступала как сольный исполнитель. Закончила Московский Государственный Институт Культуры по эстрадно-джазовому вокалу. И в один вечер мне пришло сообщение о том, что требуется в группу вокалистка. Поступило предложение прийти на кастинг. Ну, на своеобразное прослушивание. Пришла с радостью, согласилась — потому что предварительно послушала песни, посмотрела видео. Когда уже пришла непосредственно на репетицию, то поразило радушное принятие коллектива — все очень по-доброму, тепло так, по-домашнему. В первый вечер меня послушали, и Виктор предложил дальше продолжить совместную работу, попробовать влиться в коллектив. Ну, я с радостью согласилась, и уже начались репетиции, началось разучивание программы — для меня совершенно новой, непривычной, потому что до этого были сольные исполнения и в основном это пение популярного эстрадного репертуара, хитов и менее известных песен, а здесь уже коллектив, здесь многоголосие, — и приходилось подстраиваться, учиться. Конечно, приобрела колоссальный опыт, и на данный момент моей жизни группа «Москварека» — это уже часть меня, часть моей жизни, без чего я уже жить не могу, существовать не могу: репетиции и все это для меня очень интересно.
А. Пичугин
— Есть такое модное слово — «промоушен». Большинство исполнителей, конечно, хотят себя как-то продвигать. Рассказывать, чтоб о них знали. Выступления по клубам, площадкам — может быть, не очень большим, но все-таки там, где собирается определенная публика. Как у вас? Я смотрю на сайте — там, может быть, не все концерты, ваши выступления показаны, но каких-то таких больших мероприятий я пока не вижу. Их нет — или они просто на сайт не попадают?
В. Кулаков
— Ну, из больших мероприятий, выступлений — это, пожалуй, выступление в Доме Журналиста, которое у нас было. Сейчас, возможно, материал уже немножко устарел, и на сайте его нет. Было выступление перед достаточно большой аудиторией (наверное, около тысячи – полутора тысяч человек) — это в саду «Эрмитаж» 8 июля, в День семьи, любви и верности. Мы выступили с большой радостью с тремя песнями в этом большом концерте. А так, конечно, да — у нас есть сложности с площадками, как вы говорите, с «промоушеном», потому что, к сожалению, нет своего администратора — тот, который мог бы продвигать, и мы то, что можем, делаем своими силами. Это очень сложно, и, конечно, мы сейчас ищем и спрашиваем у знакомых: если есть тот, кому нравится наше творчество, то, что мы делаем, — нам нужна помощь именно организационная, административная. И даже в чем-то, скажем, спонсорская. Потому что тоже есть определенные проблемы, которые требуют финансовой поддержки.
А. Пичугин
— А в чем сложности? Я просто не очень хорошо представляю себе этот мир. Почему, откуда сложности, какие они?
Н. Попова
— Скорее всего потому, что наш репертуар не совсем эстрадный и его нельзя петь просто в клубе где-то, выступать каждодневно, как это делают, допустим, кавер-группы. Репертуар, ну, такой мягкий, добрый, и, допустим, не каждое вот… В основном направлена современная эстрадная музыка на молодежь. Наверное, не каждый молодой человек сможет сразу воспринять эту музыку. Послушав ее, привыкнув к ней — тогда уже можно смотреть, рассматривать, уже идти в массы большие. А в основном сейчас получается, что интерес именно на православной публике. Нет такой возможности сразу выйти в свет и на большие площадки. То есть, может, не будет возможности у всех сразу воспринять материал.
А. Пичугин
— А вы себя представляете как именно православная группа? Или просто вы рассчитываете на такую аудиторию? Как это происходит?
Н. Попова
— Мы хотим выйти не только на православную аудиторию. Хочется выйти на широкую аудиторию, на большую. Но так как стараемся именно нести в массы не просто, так скажем, пустословные песни, а все-таки стараемся нести смысл, как-то стараемся все-таки как-то привести людей, может быть, к Богу, как-то повернуть хоть чуть-чуть своим творчеством, хоть как-то придти, исполнить свою вот эту данную нам, может, ну не миссию на Земле… ну то, что Господь нам дал, — стараемся это воплотить в жизни.
В. Кулаков
— Я хочу добавить, что, действительно, когда я говорил о ценностях — что это за ценности, о которых мы поем? Действительно, это любовь, семья, детство, верность, дружба. Вот наш родной город с его архитектурой — его бульвары, переулки, улицы, дворы. Вот об этом мы и поем в своем творчестве. И конечно же, действительно, у нас, как сейчас говорят, не попсовые тексты, и часто, когда людям показываешь свой материал — устроителям каких-то праздников, скажем, городского масштаба на площадках, они говорят: «А вы знаете — это неформат, неформат. Вот что-нибудь нужно такое, повеселее, где погромче, там, барабаны, что-нибудь попроще. Понимаете, вот мы с этим сталкиваемся.
А. Пичугин
— Ну давайте, наконец, послушаем ваши песни. Мы уже как-то в теории говорим-говорим-говорим 10 минут и еще ничего не послушали. Группа «Москварека». А вот песня как будет называться?
В. Кулаков
— Песня будет называться «Бабье лето». Слова и музыка Виктора Кулакова.
А. Пичугин
— То есть Ваша? (Смеется.)
В. Кулаков
— Да. (Смеется.)
А. Пичугин
— «Бабье лето», группа «Москварека». Слушаем!
(Звучит песня «Бабье лето»)
А. Пичугин
— Еще раз здравствуйте! Здесь, в этой студии, Алексей Пичугин. Рядом со мной музыканты Виктор Кулаков и Нина Попова, они представляют группу «Москварека» (в одно слово).
В. Кулаков
— Даже уточню, что «МосквАрека»
А. Пичугин
— Да, «МосквАрека». Это почему?
В. Кулаков
— Дело в том, что это типичный московский говор, который возник в середине XIX века…
А. Пичугин
— А ведь само слово «Москва-река» по новым правилам русского языка уже склоняется, по старым — оно несклоняемо: в Москва-реке, из Москва-реки. Я помню, когда я в свое время работал на совершенно другой станции, другими вещами занимался, в новостях, мне очень сильно досталось от руководства, так скажем, за то, что я вот по этой старой московской привычке не склонял никогда эту Москва-реку. Но я им постоянно объяснял, пытался доказать, потому что, ну, все-таки должно же быть что-то настоящее, да? Что идет из глубины. Итак, еще раз напомню: группа «Москварека» у нас в гостях — Виктор Кулаков и Нина Попова. Скажите пожалуйста — я в этой песне услышал огромное количество инструментов, которые для современных групп, ну, не очень характерны. Тут совмещения нет привычного бас-гитары, ритм-секции в целом — ну вот бас-гитары и барабанов, в том виде, в котором мы привыкли. Но есть, по-моему, виолончель, есть скрипки — что это, откуда?
В. Кулаков
— Дело в том, что бас-гитара, конечно, у нас есть. Дело в том, что у нас акустический инструмент, и он звучит достаточно мягко. Да, действительно, не так жестко, как мы всегда привыкли слушать. А так у нас действительно — я просто перечислю те инструменты, которые у нас, и тех музыкантов, которые на них играют. Это будет важно.
А. Пичугин
— Давайте, да, конечно.
В. Кулаков
— Действительно, у нас присутствует скрипка. Это Юлия Тюлькина — концертирующий музыкант, виртуоз, которая закончила консерваторию. Виолончель — Максим Золотаренко — то же самое: концертирующий музыкант, закончил консерваторию. Виртуоз, импровизатор. Александр Зубач — соло-гитара — но, опять соло-гитара какая? Акустическая. Андрей Форый — бас-гитара. То же самое — акустический инструмент у нас бас-гитара. И Андрей Клоков — перкуссия. Перкуссия у нас достаточно мягкая: это шейкеры, тарелка, тамбурин. Вот сейчас мы понемножку новую программу делаем — чуть-чуть делаем пожестче. То есть делаем именно потому, что хотим все-таки начать говорить на том языке, на котором сейчас принято. Не то, что в угоду как-бы зрителю, да?
А. Пичугин
— Но попробовать.
В. Кулаков
— Да, хотим попробовать: может быть, так легче будет воспринимать нашу музыку, потому что мой один знакомый сказал: «Я воспринимаю музыку тогда, когда я еду в машине, и у меня нога начинает похлопывать, палец постукивать…» И мы как бы немножко добавили сейчас, ритм-секцию свою увеличили — немножко пожестче стали играть.
А. Пичугин
— Я за собой замечаю, что это почти всегда происходит: когда что-то играет, и я целенаправленно слушаю — не просто фоном, а надо послушать, — что-то понравилось, слушаю, — да, у меня всегда рука отстукивает какой-то определенный ритм. Если это так можно назвать. А у вас в прошлом, я так понимаю, Виктор, была именно авторская песня — до начала, вот до прихода и создания «Москвареки»?
В. Кулаков
— Вы знаете, сложно очень сказать. Дело в том, что вообще в музыку я попал в семь лет. Взял маму за руку и сказал: «Мама, я хочу петь». Она меня отвела в музыкальную студию, с которой я уже потом не расставался долгие годы. Перед армией я играл в вокально-инструментальном ансамбле (раньше так говорили), в армии я то же самое — участвовал в музыкальном коллективе, тоже вокально-инструментальном ансамбле. После армии — то же самое. Продолжение было в вокально-инструментальных ансамблях, тогда уже говорили «группы», да? Вот. А после этого у меня образовался такой творческий плодотворный дуэт с Михаилом Костыгом, с которым мы сделали авторскую свою программу. Он писал песни, стихи, я писал песни — и мы помогали друг другу играть. Это были две гитары и плюс какие-то дополнительные инструменты, как сейчас говорят — перкуссия. И мы сотрудничали с разными театрами. Так вот уж сложилось, почему-то нам хотелось это все немножко театрализовать. Вот. И на протяжении долгих лет было сотрудничество с разными театрами. Даже последнее профессиональное сотрудничество было — где-то 1993 — 1994 год, с театром на Перовской. Это профессиональный театр, мы с ним…
А. Пичугин
— Давно уже, больше 20 лет прошло!
В. Кулаков
— Да. А после этого тоже продолжались, были дуэты какие-то вот, трио. Но все это было, скажем так, не сильно востребовано, потому что в те годы, если помните, — девяностые, — там вообще практически ничего не было востребовано. То есть залы были полупустые. То есть никому это не нужно было, и вот благодаря встрече с театром «Живая вода» произошел всплеск, новый творческий взлет в моей жизни.
А. Пичугин
— А Церковь в вашей жизни появилось до начала группы «Москварека» или в процессе, после?
В. Кулаков
— Да, Вы знаете, появилась давно, до начала «Москварека» — это точно совершенно. Я учился в институте, это где-то начиная с 83го года. Сначала просто заходил, молился, свечи ставил, ставил свечи перед экзаменами — святителю Николаю Чудотворцу, как мама говорила: «Поставь свечи, он поможет». Ну, действительно, помогало, знаете, как ни странно. Можно сказать, человек неверующий пришел, поставил свечку — и тем не менее, происходили такие чудеса. А потом стал к этому серьезней относиться, стал задумываться — и вот в 1988 году уже пришел на клирос Храма Успения пресвятой Богородицы в Жилино. Вот, и там в течение уже полугода или даже года я пел на клиросе, а потом уже перебрался в Москву. Просто там действительно было очень сложно попасть на клирос.
А. Пичугин
— В Москве?
В. Кулаков
— Да, в Москве. И с тех пор я в храме.
А. Пичугин
— А у Вас, Нина?
Н. Попова
— Храм всегда был в моей жизни. Моя семья православная, верующая. Все всегда приходили в храм. Но, наверное, года три назад действительно уже сама осознанно стала приходить. Благодаря Виктору попала на клирос, в Храм Георгия Победоносца в Лучниках, где мы и сейчас вместе поем.
А. Пичугин
— На Лубянке?
Н. Попова
— Да, на Лубянском проезде.
В. Кулаков
— И вот Вы знаете, я тогда, пользуясь случаем, хочу поблагодарить протоиерея Алексея Казаничева и матушку Ирину Казаничеву (это настоятели храма Георгия Победоносца в Старых Лучниках) за то, что они нам дают возможность репетировать у них. В воскресной школе мы репетируем. Вот мы с Ниной поем в этом храме на клиросе — и есть возможность репетировать. Нижайший им поклон!
А. Пичугин
— А там как-то обустроено помещение?
В. Кулаков
— Нет, дело в том, что там есть воскресная школа, но благодаря тому, что все-таки у нас акустические инструменты, мы справляемся, репетируем, разучиваем материал. И уже когда, так сказать, выходим на площадки, тут уже многое, конечно, от звукооператора зависит.
А. Пичугин
— Ну а сами как-то можете охарактеризовать свое направление? Вот у меня все равно вертится в голове авторская песня.
В. Кулаков
— Нет, Вы знаете — я не считаю, что это авторская песня. Авторской песней можно назвать все практически, так сказать, — то, что исполняется. Потому что, скажем, вот сейчас есть такая тенденция у вокалистов, да? — быть непохожими любой ценой, так сказать. Органично это или не органично, вообще — можем мы так говорить в жизни? Ведь прежде всего у нас это разговор идет со зрителем. Разговор с людьми. И я бы охарактеризовал наш стиль как «современная городска лирика».
А. Пичугин
— Угу.
В. Кулаков
— Вот. И я еще всегда говорил, что, собственно говоря, мы делимся радостью со зрителем. Делимся своими душевными переживаниями. Собственно говоря, мы поем музыку души. И поэтому, естественно, зрителя настроить на эту волну не всегда удается. Не всегда он привык сразу, когда к нему пытаются вторгнуться, да? Вот, скажем, в такой интимный его мир. О чем и говорила Нина — что немножко формат везде требуется другой.
А. Пичугин
— Давайте вновь послушаем музыку. Я напомню нашим слушателям, что сегодня в гостях у нас группа «Москварека», ее представители — Виктор Кулаков (он поет и играет на гитаре) и Нина Попова (она поет). А будем слушать сейчас песню, которая называется «Бульварное кольцо», правильно?
В. Кулаков
— Да, «Бульварное кольцо». Это о нашей Москве родной и любимой. Автор стихов и музыки — Виктор Кулаков.
А. Пичугин
— …Виктор Кулаков. Слушаем!
(Звучит песня «Бульварное кольцо».)
А. Пичугин
— Это была песня группы «Москварека» «Бульварное кольцо». Вы слушаете радио «Вера». Меня зовут Алексей Пичугин. Мы вернемся в студию через минуту.
А. Пичугин
— И вновь мы возвращаемся в студию. Здесь я, Алексей Пичугин, а в гостях у программы «Светлый вечер» — группа «Москварека» в составе: Виктор Кулаков (гитара, вокал) и Нина Попова (вокал). Это, конечно, далеко не вся группа. Всех музыкантов мы сюда не смогли бы привести. Но, тем не менее, Виктор и Нина нам представляют творчество группы, рассказывают о том, как они видят смысл его и Москву. Вот, кстати, песня, которая прозвучала сейчас, — она называется «Бульварное кольцо». А какая она — ваша Москва?
В. Кулаков
— Вы знаете — она разная. Мы ее воспринимаем — вот такая, как она есть: с новой архитектурой, и, кончено же, с трепетом и с любовь относимся к старой архитектуре, которой вот сейчас, благодаря, скажем…
А. Пичугин
— …которой становится все меньше и меньше, скажем так!
В. Кулаков
— … становится меньше и меньше, но… это да, я согласен — это происходит. Но тем не менее, так сказать, мы видим, как центр…
А. Пичугин
— …преображается!
В. Кулаков
— …преображается, все-таки уделяют… И подсвечена Москва ночью: если Вы обратили внимание, как — очень красиво. То есть центр — это просто изумительно смотрится. Вы знаете: поэтому для нас она — вот во всех ее проявлениях мы ее любим.
А. Пичугин
— Нина, а Вы что можете сказать?
Н. Попова
— Ну, я не коренная москвичка. Приехала я в Москву около четырех лет назад, года три, может, чуть меньше. Для меня это, конечно, — этот город был… сначала у меня был непрестанный восторг от прогулок по Москве. Старалась гулять, ходить в центр, по набережной. Все это очень интересно и до сих пор. Но сейчас, даже когда я уезжаю к себе на родину…
А. Пичугин
— А приехали издалека?
Н. Попова
— Самара.
А. Пичугин
— Ну, Самара недалеко.
Н. Попова
— Не, не так далеко. Всего тысяча километров. Но когда я приезжаю в Самару, у меня всегда желание: так, надо уже ехать домой. И я уже сюда приезжаю, как домой. Потому что здесь и друзья, и коллектив музыкальный, без которого я уже не могу. Здесь и учеба, и работа, и как-то настолько все уже обросло, что без этого города уже ну не знаю, как жить. В другое место куда-то уезжать не очень хочется.
А. Пичугин
— Мне просто очень интересно. Я сам довольно давно интересуюсь историей Москвы. Пытаюсь понять, что же все-таки движет людьми, которые Москву ставят в один из… Берут как бы за основу своего творчества. Вот у вас так, скорее. Поэтому мне, конечно, очень интересно. Вот вы говорите, что стараетесь не замечать каких-то проблем, которые есть. Что для вас Москва — это такой всегда прекрасный образ. Я правильно понял?
ВК
— Да, мы верим, что Москва была и будет сердцем нашей страны.
А. Пичугин
— А еще тогда такой вопрос. Сейчас очень многие — да вот та же авторская песня, про которую я говорил (и пускай вы не согласны — но это же хорошо на самом же деле), но даже представители авторской песни, которые часто говорят, что сейчас бардовская песня, наверное, никому уже, может быть, не нужна — по крайней мере, в тех количествах, как это было, там, сорок лет назад. Но, тем не менее, все наши музыкальные тусовки очень, ну так скажем, закрытые. Да и та же самая бардовская. Пускай это люди, которых мы не так хорошо знаем, но, тем не менее, они составляют такое сообщество, куда попасть не так просто. Вот так, мне кажется, сейчас с любым направлением в музыке. У вас есть какие-то соратники, друзья, с кем вы постоянно играете, общаетесь?
В. Кулаков
— Вы знаете… Мои соратники и друзья — это те музыканты, с которыми я работаю.
А. Пичугин
— Вы играете в «Москвареке»!
В. Кулаков
— Да, которые играют рядом со мной, вместе. Которым я очень благодарен, что они рядом со мной, которые разделяют идею создания «Москвареки». И я что хочу сказать: наша задача — как раз вот сейчас мы об этом говорим в своем музыкальном коллективе. И сейчас мы вам откровенно скажем, что мы действительно выйти именно на какие-то вот действительно… Как Вы говорите — на закрытые сообщества, чтобы люди нам поверили. Что мы действительно настоящие музыканты, что мы настоящие творческие люди, что с нами нужно и стоит работать.
А. Пичугин
— Ну вот есть такое сообщество православных рок-музыкантов «Даждь». Не знаю, как они сейчас себя чувствуют, но, по-моему, они есть до сих пор. Никогда с ними не приходилось общаться?
В. Кулаков
— Но я о них тоже не слышал. К сожалению, информации мало. Почему мы и говорим, что нам приходится искать сейчас администратора, мы тоже говорим на эту тему. Скажем так, не очень хорошее такое слово — клич мы бросили, так сказать, среди друзей, знакомых. Делали даже открытые репетиции, приглашали своих знакомых и говорили о своих проблемах. Что основная проблема — это нам нужны люди, которые могли бы помочь, которые могли бы донести до других людей наше творчество, доказать, объяснить, что это нужно на сегодняшний день не только нам как музыкантам и творцам, а и другим. Мы в это верим.
А. Пичугин
— А в чем сложности в поиске администратора?
В. Кулаков
— Дело в том, что, ну наверное, мы же не являемся профессиональным коллективом, который зарабатывает этим деньги. Я не хочу сказать, что мы не хотим им стать. Мы бы с удовольствием стали таким коллективом и работали бы, но так складывается жизненная ситуация, что есть определенные, как мы с вами говорили, ну определенные какие-то стандарты. То, что сейчас требуется. Формат – неформат… Куда мы ни обращались, пока говорят: «Неформат. Нам это не интересно». Вот. И мы надеемся, что все-таки, наконец, достучимся, и найдутся люди, которые нас поддержат, которые поверят нам, и помогут нам с концертами, с выступлениями. Помогут нам открыть те двери, которые сейчас закрыты для нас.
А. Пичугин
— А если идти через Церковь? Церковь же сейчас устраивает очень много различных мероприятий, где участвуют и музыканты, и поэты.
В. Кулаков
— Мы пытались выступать в фестивалях православных, но, к сожалению, дальше нашей инициативы — я не знаю, как и где искать эту информацию? Мы таким образом и делаем. Мы участвовали в фестивале, посвященном царственным страстотерпцам в Аляухово, участвовали — вот я говорил, — в Празднике семьи 8 июля, выступали в приходах. То есть это есть. Но, к сожалению, к нам подходят после концерта, благодарят, говорят: «Замечательная музыка, мы отдохнули, мы вдохнули глоток свежего воздуха», — но дальше этого почему-то как-то не идет — дальше благодарности. Поэтому вот ситуация у нас такая.
А. Пичугин
— Ну, я желаю вам, чтобы она, конечно, изменилась как можно скорей.
В. Кулаков
— Да, благодарим Вас, благодарим Вас! Мы тоже хотим — и верим в это. Что она изменится.
А. Пичугин
— Да, вот сейчас слушаем ваши песни. Мало ли — может, сейчас услышит кто-то.
В. Кулаков
— Да. Будем очень рады и благодарны, если кто-то откликнется. Тем более, у нас есть сайт. На сайте есть все мои координаты — и e-mail, и телефон. Так что звоните — мы будем рады и благодарны вам.
Н. Попова
— И также и группа «В Контакте» у нас есть.
А. Пичугин
— Даже две целых!
Н. Попова
— Одну мы, так, закрыли. Оставили новую.
А. Пичугин
— Ну и…
В. Кулаков
— Да, ну есть, ну есть две группы, они существуют обе.
Н. Попова
— Две группы. В принципе, они существуют обе.
А. Пичугин
— А те, кто здесь участвует, в вашей группе — это в основном ваши знакомые, да, — около ста человек?
Н. Попова
— В основном да. Друзья, друзья друзей…
В. Кулаков
— Люди, которые… Те люди, которые были на концерте у нас в Доме Журналиста, подошли и сказали: «А как вас можно еще услышать?» — и вступили в эту вот нашу группу. Мы сказали, что вот хорошо, создана группа «Москварека», вот, следите за нашими новостями, мы будем обязательно оповещать всех вас.
А. Пичугин
— А все песни на ваши стихи и музыку? Или вы исполняете и какие-то сторонние вещи?
В. Кулаков
— Да, Вы знаете — мы исполняем сторонние вещи. Используем понравившиеся стихи. Но, скажем так, большая часть — скажем так, 80% стихов, — это мои авторские. Но я еще хочу сказать, что я вот не поэт как таковой. Я действительно поэт-песенник, потому что когда у меня возникает песня, мне хочется ее положить на музыку. Сразу же в голове появляется какая-то музыкальная идея. И дальше уже иногда часто стихотворение дописывается — уже я знаю: вот это, здесь, будет припев, здесь будет следующий куплет, тут еще нужно сделать припев — как-то так. Наверное, я поэт-песенник, как говорят, да?
А. Пичугин
— А в чем разница между поэтом и поэтом-песенником? Там какие-то законы жанра определенные — или что?
В. Кулаков
— Вы знаете — я задумывался на эту тему. И могу сказать, что поэты — им достаточно, так сказать… Ну, во-первых, это их жизнь. Настоящий поэт — он не может каждый без строчки, как говорят. «Ни дня без строчки». Вот. А у меня — ни дня без каких-то музыкальных идей. И они все время сопряжены — эти музыкальные идеи — с текстом, скажем так. И, наверное, вот в этом разница.
А. Пичугин
— Ну, у нас постепенно заканчивается осень, начинается зима. Поэтому — я так понимаю — сейчас мы послушаем соответствующую песню, которая называется «Первый снег».
В. Кулаков
— Да. Замечательная песня. И Вы знаете — она такая достаточно оптимистичная. Я хочу сказать, пожелать тем людям, кто ее будет слушать, слушателям нашим, — прислушаться к словам и никогда не отчаиваться. И пока мы с вами живы — мы все можем начать с начала. Песня «Первый снег», автор музыки и стихов — Виктор Кулаков.
А. Пичугин
— Виктор Кулаков, Нина Попова — группа «Москварека». Песня «Первый снег» на радио «Вера».
(Звучит песня «Первый снег».)
А. Пичугин
— Это группа «Москварека» на радио «Вера». Здесь, в этой студии, ее представляют ее участники Виктор Кулаков и Нина Попова. Скажите, а у вас альбомы есть (или альбом)?
В. Кулаков
— Алексей, мы сейчас в процессе как раз. Мы сейчас доделываем программу и хотим записать альбом.
А. Пичугин
— То есть вы пока записывать еще не начинали? Хотя вот мы же слушаем сейчас!
В. Кулаков
— Да, да. Я об этом и хотел сказать, да. Но сейчас вот мы хотим сделать полноценный альбом, над которым фактически, делая программу, мы и работаем.
А. Пичугин
— Многие говорят, что альбомы уже не актуальны, что не надо мыслить категориями альбомов. Надо выпускать просто песни, отдельно песни. Я честно признаюсь, что в этом не очень хорошо разбираюсь, но есть такая теория и тенденция даже, скорее, что многие музыканты — они отказываются от самой идеи альбомов. Просто выпускают песни, играют их, выкладывают в Интернет, там, за деньги, кто-то — бесплатно. Но вот альбомы как таковые остаются где-то в прошлом, Вам не кажется?
В. Кулаков
— Да, действительно, Интернет дает сейчас совершенно новые возможности, и люди через Интернет как-то пытаются свои коллективы продвигать, без всяких альбомов. Я с этим согласен. Но мы все равно считаем, что альбомы, скажем так, имеют место быть. И мы хотим, чтоб у нас он был. И остались люди, которые не пользуются Интернетом, а которые готовы приобрести, и мы часто даже… были такие ситуации, когда к нам подходили и спрашивали именно как раз: «А нет ли у вас дисков ваших?» Мы, естественно, давали то, что у нас было. Раздавали…
А. Пичугин
— А все-таки что-то было?
В. Кулаков
— Ну да, то, что мы сейчас слушаем, так сказать. (Смеется.)
А. Пичугин
— Да, я понимаю. Ну вот даже перед вами вот лежит компакт-диск. Он даже оформлен.
В. Кулаков
— Да, да, наш компакт-диск. Да, оформлен. Мы их просто раздавали, говорили: «Пожалуйста, заходите на наш сайт, слушайте, интересуйтесь, вступайте «В Контакте» в группу». Так что поэтому я считаю, что диск все равно, я считаю, что останется. Он как был актуален, так и будет актуален, потому что сколько людей — столько и мнений. И есть люди, которые с удовольствием будут покупать, приобретать и интересоваться дисками.
А. Пичугин
— А вы в начале программы говорили о том, что как-то стартовало с театра. А сейчас вы не хотите сделать какую-то театральную программу с вашими песнями?
В. Кулаков
— Ну по сути дела у нас так и происходит. Нам помогает в нашей программе режиссер. Первую программу, которую мы сделали, — она называлась «Стихи на асфальте» — Алексей Доронин нам помогал именно ставить ее. Так сказать, у нас театральные элементы были, некие связки между песнями, мизансцены — все это у нас было. Так что мы это приветствуем и используем.
А. Пичугин
— О, это здорово, потому что вот в таком виде, как вы говорите, городской романс — это можно назвать городским романсом?
В. Кулаков
— Современный городской романс. Можно назвать.
А. Пичугин
— Современный городской романс, да.
В. Кулаков
— Хотя я говорю, что это современная городская лирика, но можно и назвать «современный городской романс».
А. Пичугин
— Он как-то театрально не представлен, мне кажется, у нас сейчас.
В. Кулаков
— Да, да и мне кажется, что вообще, как сейчас говорят, такое слово есть — «ниша», — она не занята. Потому что то, что мы делаем… Еще раз напомню: дело в том, что у нас вот Нина — она заканчивала эстрадное отделение, эстрадного вокала. Но тем не менее, когда она пришла к нам в коллектив, я ее всегда просил: «Нин, давай вот уберем эти все эстрадные штучки!» Я говорю так почему? Потому что мы разговариваем с людьми на серьезные темы. Я вот говорю: «Представь — когда ты будешь… Я даже не знаю, как это правильно назвать — когда люди искажают свой голос…»
Н. Попова
— Вот была манерность некая в голосе.
В. Кулаков
— Да, какая-то манерность, манерность. Да, хорошее слово Нина мне напомнила — да, манерность. Я тоже говорил об этой манерности — давай убирать ее! То, что сейчас происходит в эстраде — я говорю: «Неужели о каких-то серьезных вещах можно говорить с каким-то искаженным голосом? На связках, там, или с хрипом?» Это нереально.
А. Пичугин
— А Вы согласны?
Н. Попова
— Ну, есть такое. Но это именно присуще эстрадной музыке — вся вот эта хрипотца, какая-то манерность, присутствие её. А здесь этого не требуется. Потому что и так — и текст, и музыка, — они достаточно выражают смысл песни. И не нужно каких-то дополнительных… как-то… дополнительных функций каких-то, может быть, к голосу прибавлять, чтобы донести это до людей. Здесь достаточно текста и музыки.
А. Пичугин
— А эстрадной музыкой Вы продолжаете заниматься или нет?
Н. Попова
— Продолжаю, но уже в меньшей степени.
А. Пичугин
— Но вообще группа «Москварека» стала работой? Или это пока все-таки хобби?
Н. Попова
— Ну лично для меня вот пока — это моя отдушина. И очень хочется, чтобы это стало профессиональной деятельностью. И это стало уже… чтобы это не становилось работой каждодневной и просто выполнением своей функции, чтобы это всегда доставляло радость и нам, и людям, которые нас слушают. Но чтобы это встало уже на профессиональную нишу, и чтобы мы уже могли отложить все остальное и заниматься непосредственно уже только этим.
В. Кулаков
— Да, Алексей, а я хочу добавить, что для меня «Москварека» — не люблю громкие слова, но это моя жизнь. Вот. И поэтому сказать, что это такое хобби — я не могу этого сказать.
А. Пичугин
— Ну, «хобби», наверное, это плохое слово, простите.
В. Кулаков
— Да, не то, чтобы плохое, — оно просто неправильное. Скажем так: вот та форма существования, которая сейчас есть у нас, — она обусловлена теми обстоятельствами, которые сейчас вокруг нас, да? Если они изменятся — мы будем рады целиком погрузиться в профессиональную деятельность, отдавать себя на все там, я не знаю...
Н. Попова
— Сто, двести, триста процентов.
В. Кулаков
— …Триста процентов. (Смеется.) И, Алексей, знаете — еще вот хочу сказать: у нас тоже такая радость появилась в коллективе — была открытая репетиция, и к нам пришел Дмитрий Исаев. То есть привели его знакомые, и он нам сейчас технически помогает. И вот удивительно, так сказать, — она поддерживает наш сайт, он у нас профессиональный фотограф, звукорежиссер. Вот понимаете — такие люди находятся, приходят. И он нам даже, скажем так, вдохнул еще жизнь в наш коллектив. Хотя мы действительно живем, но тем не менее, так сказать, он нам помогает. И вот ему тоже низкий поклон и благодарность, что он с нами, в нашем коллективе.
А. Пичугин
— Да, ну вот видите, как! А ведь все равно приходится заниматься чем-то еще? Как-то параллельно с «Москварекой» в Вашей жизни есть музыка, Виктор?
В. Кулаков
— В театре.
А. Пичугин
— Театр!
В. Кулаков
— В театре, конечно. Я как актер в «Живой воде» работаю и как музыкант.
А. Пичугин
— А «Живая вода» попадает в ваше постоянное место работы?
В. Кулаков
— Нет, это тоже, к сожалению, не постоянное место, хотя это театр, в который входят практически только профессиональные музыканты и актеры. Вот. И я хочу сказать, что так как он не имеет статуса — скажем, как сейчас правильно сказать — государственного, наверное, да? — нет ставок, а люди просто приходят под спектакли, и репетируем под спектакли. Поэтому, естественно, у всех есть какие-то еще средства, где можно заработать денег, так сказать. Это другие театры, или же это киносъемки, или же оркестры, ансамбли. Вот у меня это, так сказать… У меня даже есть такая песня немножко автобиографическая, скажем так, — называется «Московский инженер». Вот я — московский инженер, да.
А. Пичугин
— Вы московский инженер! А в театре Вы играете в каких-то музыкальных постановках?
В. Кулаков
— А Вы знаете — у нас театр такой, практически все постановки у нас музыкальные. У нас нет ни одной не-музыкальной постановки. У нас даже на военную тематику — все равно у нас звучат песни. Вот, кстати, есть спектакль «Но память все еще жива». По письмам с фронта. Замечательный спектакль! Много звучит песен, и вот песня, которой открывается этот спектакль, — довелось мне написать, так сказать, эту песню. И я выхожу, играю, пою и дальше участвую уже в спектакле.
А. Пичугин
— А где он находится — театр «Живая вода»?
В. Кулаков
— Как сейчас говорят, «база» находится в Культурно-просветительском центре Иоанна Златоустого.
А. Пичугин
— А где это, где это?
В. Кулаков
— Это Малый Златоустинский переулок, дом 5.
А. Пичугин
— Ну, это в центре, там же, недалеко от Лубянки.
В. Кулаков
— Да, да.
А. Пичугин
— А где спектакли проходят?
В. Кулаков
— В Доме Журналиста, в ДК МВД. Практически, очень много за город выезжаем, в области. Гастроли — Сургут, Омск, ну и плюс вот в Москве — куда приглашают. В приходы и не только в приходы — в школы, институты, университеты. Не знаю, в общем-то — везде, где только можно, театр выступает.
А. Пичугин
— А так вот, под занавес нашей программы хотелось бы что-нибудь проанонсировать из «Москвареки». В ближайшее время какое-то обозримое, до Нового года, у вас будут выступления?
В. Кулаков
— Да. Вы знаете, мы планируем в конце ноября. Это будет или Дом Журналиста, или Дом Литератора. Будет обязательно наш концерт. Новая программа, которая будет называться «Утренний воздух».
А. Пичугин
— А мы из этой программы что-то слушали?
В. Кулаков
— Да, мы можем послушать.
А. Пичугин
— Давайте послушаем в конце передачи. Напомню, что сегодня в гостях у радио «Вера» в программе «Светлый вечер» была группа «Москварека», которую представили Виктор Кулаков и Нина Попова. Спасибо вам большое, что пришли, что рассказали. Давайте слушать музыку! Песня называется «Утренний воздух».
В. Кулаков
— Да, вот как раз здесь, Алексей, музыка Виктора Кулакова, а стихи — здесь рубаи использованы Омар Хайяма, которые долго собирались именно, чтоб они сложились в единую песню.
А. Пичугин
— Вот эту песню, да?
В. Кулаков
— Да. И вот они сложились — и получилась вот такая песня.
А. Пичугин
— Давайте послушаем. Спасибо, меня зовут Алексей Пичугин. И будьте здоровы!
(Звучит песня «Утренний воздух».)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Рембрандт. Апостол Павел в темнице. 1627
Рим., 79 зач. (от полу́), I, 7-12.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Какую роль на моём пути к Богу должны играть другие верующие люди? В какой степени я могу впустить их в свою жизнь? Достаточно ли просто их знать по именам и здороваться при встрече? Ответ на эти вопросы содержится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
7 всем находящимся в Риме возлюбленным Божиим, призванным святым: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
8 Прежде всего благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире.
9 Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас,
10 всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне прийти к вам,
11 ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему,
12 то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею.
Перед нами вступление послания апостола Павла к христианам города Рима. Помимо стандартных приветственных формул, которые мы можем увидеть и в других письмах апостола, здесь говорится об очень неформальном и личном. Апостол благодарит Бога не только за то, что благодаря римским христианам вера распространяется по империи. Он наполнен благодарностью за то, что Господь дал ему этих людей. Ведь он ощущает с ними подлинное единство. Переживает его на самом глубинном, духовом уровне. Поэтому и пишет он, что постоянно вспоминает о них, поэтому и просит Бога устроить их встречу.
Чувства апостола можно понять. Мир языческого Рима был далеко не монолитным. В религиозном отношении он напоминал огромный котёл, в который свалили всё, что под руку попалось. Найти в этом компоте единомышленников было не так-то просто. Если это удавалось, то это было действительно подарком Неба, великой отрадой и утешением. Поэтому и пишет апостол, что желает утешиться общей верой вместе с ними. Он мог не только делиться с этими людьми своим духовным опытом, но и получать через них необходимую для своей миссии поддержку.
Во многом наша ситуация отлична от той, в которой жили первые христиане. Даже с неверующими и некрещёными людьми мы можем говорить о главном на общем языке просто по факту того, что все выросли и воспитаны в европейской культурной традиции. А это традиция, которая в своей основе имеет Евангелие. Наш мир — это в целом мир христианский. Однако в каком-то смысле и мы сейчас находимся в ситуации апостола. Ведь даже если мы разделяем с человеком общие ценности, даже если у нас общие представления о Боге, это не означает, что мы единодушны. Бывает, что мы годами ходим в храм, а людей, которые нас окружают, едва ли знаем по именам. Да и они особо нас не примечают. В этом смысле мы одиночки. И это не норма церковной жизни. Не норма, что мы не можем найти тех, с кем могли бы сблизиться так, как сближаются люди в детстве и юности. Но чтобы это уже было не просто беззаботное времяпровождение, а новое единство, на основе общей веры во Христа, скреплённое силой церковных таинств.
Поэтому счастлив тот, кто может подобно апостолу Павлу искренне, от всего сердца поблагодарить Бога за то, что Тот помог ему найти своих. Тех, кто принимает нас безусловно, такими, какие мы есть. И кого мы принимаем таким же образом. Тех, к кому я хочу вернуться, чтобы поделиться своими достижениями, своими неудачами, своим духовным опытом и получить поддержку и духовный опыт самому. В таком единстве Бог открывается полноценно и действует беспрепятственно. Как Сам Он говорит, «где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них». И это есть Церковь, Тело Христово. И спасаемся мы, лишь будучи участниками этого Тела. А потому каждый из нас призван такое единство найти. Для полноценной духовной жизни — это вопрос принципиальный. Всё, что для этого требуется, — молить об этом Спасителя и прилагать к этому поиску собственные усилия.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Занятия в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями

Саше 26 лет, и у него ментальные нарушения. Это выражается в его поведении, мышлении и способности взаимодействовать с другими. Тем не менее он — жизнерадостный и активный. Молодой человек не привык сидеть сложа руки, ему важно куда-то направлять свою энергию. Но придумать себе занятие сам он не может, поэтому ему необходима поддержка и чуткое руководство. Всё это он находит в московском центре социальной реабилитации для особенных людей «Турмалин». Здесь Саша вот уже пять лет с удовольствием трудится в свечной и столярной мастерских.
Этапы изготовления свечей особенно пришлись ему по душе. Он совершает определённые действия и тут же видит результат, что для него очень важно. Но и работа с деревом Саше тоже нравится. В столярной мастерской он вместе с мастером шлифует крупные предметы и забивает гвозди.
Посещение таких мастерских для особенного молодого человека — это прежде всего социальная адаптация, а ещё возможность общаться в радостной, дружелюбной и поддерживающей среде.
Благодаря центру социальной реабилитации «Турмалин» люди с инвалидностью обретают своё место в жизни, становятся гораздо увереннее и общительнее, раскрывают свои таланты.
Поддержите проект, очень нужный особенным людям. Сейчас на сайте центра «Турмалин» идёт сбор на организацию занятий в свечной мастерской для Саши и других людей с ментальными нарушениями. Вы можете принять в нём участие, оставив любой благотворительный взнос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Историческое наследие Новгорода». Сергей Брюн
У нас в студии был генеральный директор Новгородского государственного музея заповедника Сергей Брюн.
Разговор шел об истории Великого Новгорода и о сохранении культурного и исторического наследия этого города.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных истории, культуре и святыням Великого Новгорода.
Первая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена восстановлению новгородских храмов после ВОВ; (эфир 09.06.2025)
Вторая беседа с Натальей Шашковой и Анатолием Оксенюком была посвящена особенностям исторического городского пространства Новгорода; (эфир 10.06.2025)
Третья беседа с Анатолием Оксенюком была посвящена святыням Новгорода; (эфир 11.06.2025)
Четвертая беседа с Юлией Ратомской была посвящена архитектуре Новгорода. (эфир 12.06.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер