Если вы окажетесь в Иерусалиме, главном городе Святой земли, вы просто обязаны посетить Гефсиманский сад. В нем когда-то Иисус Христос был предан Иудой и схвачен слугами еврейских первосвященников. Впрочем, Гефсимания хранит память не только об этом печальном событии. Здесь расположен маленький храм, который таит в себе сюрприз для тех, кто не знает его историю.
Храм в Гефсимании посвящен празднику Успения Богородицы и на самом деле не является таким уж маленьким, как кажется сперва. Попав в него, вы окажетесь у начала длинной лестницы, уходящей глубоко под землю. Лестница состоит из 48 ступеней, на каждой из них горят свечи. Рядом с уже зажженными и закрепленными в вертикальном положении, лежат новые, ждущие своей очереди. Все свечи приносятся сюда паломниками.
Смену свечей осуществляет дежурный. Он следит за тем, чтобы на каждой ступени постоянно горела хотя бы одна свеча. Так что путь под землю вам осветит множество маленьких огоньков. Они помогут вам не оступиться (иного освещения на вашем пути не будет). Еще свечи являются символом молитвы огромного количества людей, которые уже веками проходят по этой древней лестнице.
Ступенчатый путь приведет вас к гробнице Богородицы – небольшой пещере, где она была погребена после своей смерти. Многочисленные паломники посещают это место, чтобы своими глазами увидеть последнее земное пристанище Девы Марии. Православная Церковь верит, что Богородица после своей кончины была взята Богом на Небо не только душой, но и телом. Поэтому гробница Девы Марии пуста. В маленькой пещерке, в которую когда-то положили бездыханное тело Богоматери, вы увидите только небольшой постамент, где она лежала недолгое время. Сверху на нем закреплен престол, то есть стол, на котором совершается православное богослужение.
О чудесном вознесении Богородицы на небо было известно еще хоронившим Ее апостолам – ученикам Спасителя. Они, посетив гробницу и убедившись в том, что тело Девы Марии исчезло, закрыли вход в пещеру камнем. Этот камень был убран в седьмом веке по решению церковных властей. Гробница Богоматери к тому времени уже несколько веков почиталась как святыня. И Церковь решила дать людям возможность посещать пещеру и возносить там молитвы к Богородице.
Когда гробницу Девы Марии открыли, там были обнаружены Ее пояс и погребальные пелены. Пояс Богородицы со временем оказался на Афоне – в монастыре Ватопед. А пелены были разделены на множество частиц и в таком виде разошлись по всему христианскому миру.
В гробнице Богоматери имеют возможность молиться не только православные христиане. Здесь совершают богослужение армяне и копты. Кроме того, поклониться последнему пристанищу Девы Марии приходят даже мусульмане. Так святость Богородицы вызывает восхищение не только у представителей разных Церквей, но и разных религий.
Шуйская Смоленская икона Божией Матери
В середине семнадцатого века в небольшом российском городке Шуя, в тридцати километрах к юго-востоку от Иваново, вспыхнула эпидемия чумы. Жители усердно молились Иисусу Христу и Богородице об избавлении от напасти. Прихожане городского храма Воскресения Господня дали Богу обет. Они сообща решили заказать список Смоленского образа Божией Матери и держать строгий пост до тех пор, пока идёт работа над иконой.
Выполнить заказ поручили потомственному мастеру Герасиму Иконникову. Он принялся за труд, молясь об успешном его завершении. Иконописец в первый же день нанёс на доску прорись – то есть контур будущего изображения. А на следующее утро с изумлением обнаружил, что Богомладенец на рисунке поменял положение ножек! Герасим поправил прорись, но спустя сутки увидел, что она изменилась вновь! Художник больше не дерзнул трогать иконописные контуры. Он принял случившееся как волю Божию и сохранил нерукотворные преобразования святого изображения. Так появилась новая разновидность древней Смоленской иконы – Шуйская Смоленская.
Святыню поместили в храме Воскресения, слева от Царских врат иконостаса. С этого момента эпидемия чумы стала отступать от Шуи и вскоре прекратилась. В последующие годы по молитвам перед Шуйским Смоленским образом совершилось более ста исцелений и прочих чудес. Все они были засвидетельствованы и послужили основанием для прославления иконы в 1667 году.
В начале восемнадцатого века поклониться Шуйской Смоленской иконе Богородицы приезжал царь Пётр Первый. В следующем столетии на богомолье в Шуе побывал наследник престола, будущий император Александр Второй. А простые паломники непрерывным потоком стекались в городок под Иваново.
Почитание чудотворного образа продолжалось и после революции 1917 года. В 1924-ом священник Воскресенского собора Александр Миловский составил особый текст богослужения перед Шуйской Смоленской иконой Богородицы. Эти молитвенные строки звучали под сводами храма, где хранилась святыня, до середины тридцатых годов двадцатого века. Затем церковь закрыли и благодатный образ исчез. Где он находится сейчас – неизвестно.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
Праведный протоиерей Алексий Мечёв умел любовью и лаской решать сложные конфликтные ситуации. Как-то в 1905 году в храм святителя Николая на Маросейке, где служил священник, во время богослужения пришла большая группа студентов. Отец Алексий был в алтаре и услышал громкие мужские голоса, плясовые напевы. Вошедшие вели себя развязано. Прихожане посоветовали батюшке выгнать их, но он только горячо молился. Один из студентов вошёл в алтарь с явным намерением спровоцировать скандал. Батюшка ласково встретил безумца, похвалил за желание начать день с молитвы о себе и своих родственниках. Юноша был сражён сердечным обращением священника. Агрессивный настрой пропал. После службы батюшка обратился к пришедшим с проповедью. Его слова так растрогали студентов, что многие раскаялись в своём бесчинном поведении. Так благодаря батюшке конфликт был решён мирным путём. Праведный протоиерей Алексий Мечёв всегда говорил своим духовным детям:
«Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога, теряют, значит, всё, а тебе Господь даёт случай спасти их, если сводит тебя с ними, а если так, значит, они ведут тебя к Богу, в рай, к блаженству, можно ли сердиться на них?»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Старец Силуан Афонский был простым монахом. Он не имел священного сана. О его духовной опытности мало догадывалась окружающая братия. Свои аскетические труды старец не демонстрировал, советами людей не донимал. Архимандрит Софроний, который стал учеником отца Силуана, поначалу не замечал старца и не догадывался, какой самоотверженный христианский подвиг несёт инок. Их встреча произошла по поводу неудачной рекомендации архимандрита Софрония одному насельнику монастыря. Архимандрит посоветовал брату в борьбе с унынием стоять на «грани отчаяния». А старец Силуан заметил, что совет превышает возможности этого унывающего брата. Духовная нужда вывела на откровенное обсуждение архимандрита Софрония и старца Силуана. После той беседы архимандрит постиг, какое чудо Божие монах Силуан. Сам же старец всю жизнь оставался неприметным, учился смирению и другим говорил:
«Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Все выпуски программы Слова Святых
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
- «Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнаёт Его, то удивляется без конца»