Юноша и девушка, ровесники — двадцать два года, вчерашние дети. Высокий красавец Гриша Сивков, круглолицая зеленоглазая Катя Рябова. Неловкое знакомство на комсомольском вечере. Первый, такой же неловкий вальс: «Я совсем не могу танцевать. Трудно найти подходящую обувь...», — призналась Катя.
Второй раз их пути пересеклись через несколько месяцев, в кисловодском санатории. Они много гуляли, а говорить предпочитали о математике. Застенчивый парень подсовывал спутнице сложные задачки и с восхищением наблюдал как ловко она «раскалывала» любую. Катя не отставала, находила уравнения позаковыристее и хохотала, когда Гриша в растерянности потирал лоб.
Пора было уезжать, молодые люди договорились писать друг другу. Но возвращались они не домой...
Шёл тысяча девятьсот сорок третий год. Подошёл к концу короткий военный отпуск в недавно освобождённом Кисловодске. Григорий Сивков направлялся в двести одиннадцатый авиационный полк, Екатерина Рябова — в сорок шестой гвардейский.
Уроженец Пермского края, Гриша Сивков закончил политехнический институт и авиашколу, встретил войну в лётных частях. Катя Рябова, девочка из рязанского села, ушла на фронт с третьего курса мехмата Московского госуниверситета. А танцевать на том памятном вечере ей было трудно, потому что не нашлось на фронте кирзовых сапог тридцать пятого размера...
Сивков был командиром эскадрильи, летал на тяжелом бронированном самолёте Ил-Два. Штурмовики поддерживали наступление, отправлялись на передовую днём. Рябова служила штурманом эскадрильи в знаменитом женском полке ночных бомбардировщиков. На лёгких самолётах По-Два девушки ночью атаковали тыл врага. Вот где нужны были Катины математические способности: она отвечала не только за навигацию, но и за точность бомбардировки.
После встречи с Катей, Григорий Сивков записал в дневнике: «Нет, это всё далеко не случайно. Всегда мыслить вместе, жить одними интересами, учиться, добиваться, дерзать и всё — вдвоём. Это ли не счастье?»
Катя признавалась матери: «Друг, настоящий друг! Как интересно мне с ним, как много я узнаю от него».
Части Сивкова и Рябовой базировались неподалёку, но режим боевой работы не оставлял им шансов на встречу. И молодые романтики договорились об условном знаке.
Под утро, возвращаясь с боевого вылета, Рябова взяла курс на аэродром штурмовиков. На его краю уже светил фонарик. Катя увидела знакомую фигуру в кожанке. Пилот Марина Чечнева засмеялась: «Сейчас испортим колёсами его прическу. Будет знать, как приглашать в гости!». А у Рябовой защемило сердце: «Ждёт!». Марина помигала бортовыми огнями.
Это стало традицией. Григорий днём пролетал над женским полком, а ночью выходил встречать Катин самолёт.
В феврале сорок четвёртого Григорию Сивкову присвоили звание Героя Советского Союза. Через год Золотую Звезду получила и Екатерина Рябова. В то время женский полк базировался в Белоруссии, а Григорий воевал в небе Венгрии. Гриша писал Кате: «Эх, махнуть бы сейчас к вам да пролететь над тобой так, чтобы земля всколыхнулась, покачать крылом и хотя бы на миг увидеть тебя...».
Они поженились в июне сорок пятого. Первым делом оба продолжили учёбу. Гриша закончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, стал лётчиком-испытателем. Катя восстановилась в университете, защитила кандидатскую. В семье родились две дочери: Наталья и Ирина.
Жили так, как хотел Григорий: всё вместе. Всей семьёй садились заниматься: дочки делали домашнее задание, Екатерина Васильевна готовилась к лекциям, она преподавала в Военной инженерной академии. Григорий Флегонтович работал над диссертацией — жена поддержала его многолетнее стремление заняться наукой.
В тысяча девятьсот семьдесят четвёртом году Екатерина Рябова скончалась. Григорий пережил жену на тридцать пять лет. Память об их любви сохранили дети и внуки. Однополчанка Татьяна Сумарокова написала о Григории и Екатерине книгу. Называется она символично — «Пролети надо мной после боя».
Борис Кустодиев. «Портрет Фёдора Ивановича Шаляпина»
— Спасибо вам за экскурсию, Маргарита Константиновна! Очень интересно и познавательно!
— Рада, что тебе понравилось, Ванечка. Жаль, что у нас было мало времени. Экспозиция в Русском музее весьма обширная, я рассказала лишь о некоторых картинах.
— Да, музей богатый! Я бывал здесь много раз, и не наскучило. В первый раз мама привела меня в Русский музей лет в семь. Я тогда, помню, увидел портрет Фёдора Шаляпина, и подумал, что это Гулливер в стране лилипутов — только что прочитал эту книгу.
— Ты про картину Борису Кустодиева говоришь?
— Да, про неё.
— Давай-ка тогда вернёмся взглянуть на неё, она в соседнем зале. Мне интересна твоя детская ассоциация. Надо же, Шаляпин — Гулливер!
— А разве не похоже? Вот, смотрите — герой картины изображён в полный рост, его фигура занимает весь холст. За спиной Шаляпина — панорама заснеженного города, ярмарочные шатры, торговые палатки. Люди что-то празднуют, наверное, масленицу — катаются на лошадях, играют на гармони.
— И при этом все фигурки в толпе по сравнению с главным героем микроскопические! Точно, как в книге Джонатана Свифта!
— Мама мне тогда рассказала, что это прославленный русский певец, который жил в конце девятнадцатого, начале двадцатого века. Дома она включала мне записи, я слушал удивительный Шаляпинский бас. Но картина эта до сих пор остаётся для меня загадкой. Почему Борис Кустодиев представил певца великаном?
— По законам перспективы удалённые объекты выглядят меньше, чем приближенные. А здесь художник преувеличил эту разницу, сыграл на контрасте. Думаю, так он подчеркнул масштаб личности Фёдора Ивановича.
— Как певца?
— Не только. Шаляпин и в самом деле обладал недюжинным талантом и смог его развить. Но ещё он был цельным человеком с милостивым сердцем, много занимался благотворительностью. Собственно, и к Борису Кустодиеву его привело желание помочь.
— Помочь?
— Да. Художник тяжело болел, перенёс несколько операций на позвоночнике, после которых передвигался на инвалидной коляске. Чтобы поддержать живописца, Шаляпин предложил ему поработать над декорациями в Мариинском театре — это было в 1919 году. Тогда же Кустодиев приступил к портрету певца. Закончил он картину в 1921-ом, уже будучи прикованным к постели.
— Как же он писал?
— Полулёжа. Полотно наклоняли с помощью специального устройства, и художник по частям наносил изображение. Фрагменты, как мозаика, сложились в произведение, которое можно назвать документальным. Здесь узнаваемы дочери Шаляпина в толпе на заднем плане, французский бульдог Ройка у ног артиста.
— Полулежа создать такой большой холст! Потрясающе!
— Я тебя ещё удивлю. Перед нами копия, и она уменьшенная — восемьдесят сантиметров на метр. А оригинал в высоту больше двух метров! Шаляпин забрал его с собой, когда эмигрировал из Советской России во Францию в 1922 году. И Кустодиев продублировал своё произведение.
— Сейчас оригинал где-то за границей?
— Нет, в России. В 1968 году дочь Шаляпина, Марина Фёдоровна, вернула картину Бориса Кустодиева на родину. Полотно хранится здесь, в Санкт-Петербурге, в доме-музее артиста.
— А давайте сходим туда завтра? Хочется сравнить два авторских варианта одной картины!
— И ещё раз прикоснуться к истории наших незаурядных соотечественников, певца и художника, Фёдора Шаляпина и Бориса Кустодиева. Обязательно сходим, Ваня!
Улыбка Мадонны. Татьяна Любомирская
«Улыбнется или нет? Да или нет?» — такими мыслями я терзалась, стоя в длинной очереди в пещерном храме Успения Божьей Матери в Гефсимании.
Мы с коллегой были в паломничестве по Святой Земле, и нынешней точкой нашего путешествия была Гробница Богородицы, где Ее пречистое тело пребывало три дня перед вознесением на небо.
Тот, кто бывал в этом храме, помнит узкие врата, пройти сквозь которые можно низко склонив голову, глухой пещерный свод и небольшую подземную церковь. Там, позади гроба Богородицы располагается каменный кивот с чудотворным образом Иерусалимской Божьей Матери. Этот образ ‒ списан с древней иконы, написанной по преданию святым Евангелистом Лукой. И в связи с этой иконой существует одно народное поверье.
— Знаете, паломники стали замечать, что кому-то Божья Матерь, как будто, улыбается, а на кого-то глядит очень строго, — неспешно рассказывала монахиня — экскурсовод, когда мы стояли в огромной очереди к святыне.
Толпа заволновалась. Несмотря на то, что священники осторожно относятся к разным знакам и приметам и большинство из них советуют не принимать всерьез, люди продолжают искать «голос Бога» во всём, что им думается или кажется.
Это происходит непроизвольно, как часть того мысленного диалога, что каждый из нас ведет со своей совестью. Вот и я, стоя в конце очереди, отчаянно вглядывалась в лик Богородицы. Мне очень хотелось увидеть Ее улыбку.
Удивительно, но в какой-то момент действительно показалось, что Божья Матерь улыбается мне. И не просто улыбается, а радостно смеется! Но когда, окрыленная этим видением, я сумела подойти ближе, то увидела на иконе очень серьезное и сосредоточенное лицо. Богородица пристально смотрела на меня, словно хотела спросить: «Что ты ищешь в моей улыбке? Ты хочешь верить, что у тебя какие-то особенные отношения с Богом? И ты права, у тебя действительно особенные отношения с Ним, также как у многодетных родителей свое особенное отношение к каждому ребенку. Ты веришь, что мою улыбку могут увидеть только хорошие люди, и ты хочешь считать себя хорошей. Но ведь твоя жизнь и твои поступки далеко не совершенны, и ты это знаешь. Так что не ищи внешних подтверждений своей, так называемой, "праведности". Я буду улыбаться тебе, как буду улыбаться всем, кто приходит к моему Образу с верой и горячей молитвой. Эту улыбку не обязательно искать на иконе. Ты увидишь ее в своей душе, если совесть твоя чиста, мысли светлые, а сердце наполнено любовью к Богу и людям».
Я прижалась к иконе лбом и молилась о заступничестве Богородицы на моем жизненном пути. А когда этот путь оборвется и начнется другая, неземная жизнь, как было бы прекрасно, если бы при встрече с Божьей Матерью я могла радостно, не пряча глаза и не отворачиваясь от стыда, улыбнуться Ей как самому лучшему другу!
И увидеть ответную улыбку.
Автор: Татьяна Любомирская
Все выпуски программы Частное мнение
28 марта. О почитании родителей
В 6-й главе Книги Притчей Соломоновых есть слова: «Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей».
О почитании родителей, — священник Иоанн Мазурчук.