
Фото: PxHere
В 1981 году в Монако прошла Международная Выставка Роз. Среди множества цветов гостям показали новый сорт под названием «Принцесса Монако». Розе дали имя в честь Грейс Келли. Не только потому, что ослепительная внешность принцессы могла поспорить с красотой самого изысканного цветка. Душа Грейс была прекрасна.
Кинозвезда Грейс Келли отказалась от актёрской карьеры сразу после того, как в 1956 году вышла замуж за князя Ренье. Принцесса Голливуда, как называли Грейс до этого, стала принцессой Монако. На первый план вышли обязанности жены и матери. Но Келли не забывала и о тех поданных своего княжества, кто нуждался в помощи. Грейс занялась благотворительностью.
Это при Келли родилась традиция устраивать рождественские ёлки для всех детей Монако прямо в княжеском дворце. К тому же Грейс учредила Всемирную организацию друзей детей. Особое внимание она уделяла поддержке сирот. При церкви святой Девоты был открыт приют для девочек. Грейс навещала его воспитанниц каждый день. В расписании принцессы почти не было свободного времени: она организовывала выставки детского рисунка, готовила представления для неизлечимо больных детей, открывала ясли, чтобы освободить работающих матерей, отправляла в приюты сделанные собственноручно ботиночки.
Особое внимание принцесса уделяла здравоохранению. Она была председателем Комитета Красного Креста Монако. Под управлением Грейс организация начала активно помогать деньгами жертвам военных конфликтов и стихийных бедствий. Красный Крест работал так успешно, что в Монако то и дело приезжали делегации со всего мира – перенимать опыт. Кстати, знаменитое движение Green Peace появилось именно в Монако и именно при участии Грейс Келли.
А ежегодные благотворительные балы и концерты, которые устраивала Грейс… Они собирали большое количество именитых гостей и давали огромные средства. В частности, на них принцесса сумела сохранить многие исторические достопримечательности своей второй родины и превратила её в культурный и туристический центр. А до Келли мир воспринимал Монако исключительно как крупный игорный центр.
Грейс очень любила цветы. Куда бы она ни приезжала, в каком бы отеле ни останавливалась, её комнаты украшали роскошные розы или гвоздики. Так администраторы гостиниц старались показать свою любовь и уважение к принцессе. А вот полевые цветы Келли собирала сама, засушивала их и, подклеив на картон, делала картины. Друзья посоветовали Грейс устроить выставку её натюрмортов. Принцесса согласилась, но сильно сомневалась в успехе. Однако успех превзошёл все ожидания. На следующий же день поле открытия вернисажа все картины Грейс раскупили. Деньги от продаж – несколько миллионов франков, Келли перечислила в Фонд Принцессы Грейс, который помогал больным и инвалидам, детям и студентам, начинающим артистам и художникам.
«Мне в жизни повезло, у меня есть деньги, я должна помогать тем, у кого их нет. Это мой долг», - говорила принцесса Монако Грейс Келли.
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!
9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне

Сегодня 9 мая. Об особенностях богослужения в День Победы в Великой Отечественной войне — игумен Лука (Степанов).
Празднование Дня Победы оказалось 9 мая не сразу по завершении Великой Отечественной войны. Уже во времена послесталинские, когда потребность напоминать народу и молодому поколению о великом подвиге нашего народа была особенно ясно ощутимой. А в 1994 году уже решением Архиерейского собора было установлено совершать, начиная с 1995 года, по всем храмам Русской Православной Церкви особое богослужение после Божественной литургии, где за ектенией сугубой и сугубое прошение об упокоении душу свою положивших за свободу нашего Отечества. А вот после литургии совершается благодарственный молебен за от Бога дарованную победу, и после нее заупокойная лития. Подобная традиция упоминать почивших воинов и со времен преподобного Сергия Радонежского в нашем Отечестве, когда и на поле Куликовом сражавшиеся и погибавшие наши воины были тоже мгновение поминаемы святым старцем, видящим препровождение их душ на небо ко Господу. И всегда о своих героях молилось наше Отечество и Русская Церковь.
Все выпуски программы Актуальная тема