Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы можем найти как частные, так и общие повеления Христа, иногда они настолько перемешены между собой, что их бывает довольно непросто отделить друг от друга, и есть риск частные повеления воспринять как общие и обязательные для всех, а общие, напротив, отнести к частным и потому необязательным для исполнения. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, что в этом отрывке имеет отношение ко всем людям, а что — лишь к тем, к кому непосредственно были обращены слова Христа.
Мы знаем, что Христос возложил на Своих апостолов уникальную миссию: они должны были стать проводниками Его слова и Его силы. Евангелист Лука особенно подчеркнул, что Спаситель дал им удивительные возможности: апостолы стали способны повелевать бесами и врачевать больных. Из других мест Евангелия нам известно об успехе возложенной Христом на апостолов миссии: действительно, больные получали исцеление, а бесы повиновались апостолам.
Когда мы читаем или слышим эти евангельские слова, то есть определённый соблазн отнести их ко всем христианам, именно так иной раз поступают находящиеся вне Церкви люди: они полагают, что упомянутые Евангелием дарования должны присутствовать в каждом христианине, а если это не так, то такие люди спешат обвинить нас в недостатке веры или же сделать вывод о недостоверности евангельских сведений.
Этим требования к современным христианам не ограничиваются, людям зачастую кажется, что и дальнейшие слова Христа тоже должны быть обязательными для исполнения всеми: Спаситель дал повеление апостолам ничего с собой не брать, идти налегке и быть готовыми в любую секунду перейти в другое место. В этих Христовых словах можно увидеть призыв к нищете, который мало кто из христиан стремится исполнить.
Конечно же, Церковь смотрит на только что прозвучавшие евангельские слова иначе. Церковь видит в них лишь частные указания конкретным людям в конкретной ситуации, и она отнюдь не стремится применить их ко всем верующим во Христа людям.
Вместе с этим есть в услышанном нами сегодня отрывке Евангелия от Луки и то, что можно отнести ко всем. В первую очередь, это всецелая надежда на Христа и Его слово, такая надежда должна быть постоянным спутником христиан. Кроме того, нам стоит обратить внимание на то, что скрывается за евангельским повелением не брать с собой в дорогу ничего лишнего: эти слова говорят не о нищете, а о том, что проповедник Благой вести не должен думать о внешних эффектах, которые могли бы усилить проповедь, ведь те, кто пришёл в селение после долгого пути под солнцем Святой земли без сменной одежды и возможности помыться, вряд ли хорошо смотрелись, но Христос повелел им проповедовать Царствие Божие именно в таком непрезентабельном виде, только так апостолы могли явить не собственную силу, красоту и мудрость, а силу Христову.
Здесь невозможно не заметить, что Христовы повеления апостолам требуют, чтобы Его ученики избегали всякого лицемерия, чтобы они были такими, какие они есть, не хуже и не лучше, чтобы они не пытались действовать человеческой силой, и чтобы в своей простоте они всё упование возлагали на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЛк., 40 зач., IX, 1-6
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди довольно часто разрывают отношения на почве обид или противоположных взглядов, становятся врагами и прекращают всякое общение. Но могут ли так поступать христиане? Ответ на этот вопрос, как кажется, содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Чтобы понять, так ли это, давайте послушаем этот отрывок.
В русской деревне в дореволюционную пору был обычай принимать решение сообща. Староста подходил к каждому общиннику и протягивал ему руку. Если крестьянин её пожимал, это означало, что он с предложением старосты согласен, а если отказывался пожать — был против. И хотя подобная практика давно ушла в прошлое, в разговорном языке сохраняются слова «рукопожатный» и «нерукопожатный», которые означают, что люди могут быть солидарны или, напротив, принципиально отказываться от общения.
Нечто подобное, как кажется, можно расслышать в сегодняшнем чтении. Миссионерское поручение, которое мы слышим сегодня, не стоит путать с тем, которое Господь обращает к ученикам перед Своим Вознесением. Проповедь, о которой в сегодняшнем чтении идёт речь, по своему предназначению была локальной и кратковременной. Ученики должны были обойти окрестные селения, чтобы благовествовать пришествие Мессии и откровение Царствия Божьего. Речи не шло о том, чтобы они уходили далеко или задерживались в пути, именно поэтому они практически ничего с собой не брали. Там, где их были готовы принять, апостолы оставались и проповедовали. Однако из тех мест, в которых им отказывали, они должны были выйти и отрясти пыль со своей обуви. Как понимать этот жест? По всей видимости, как жест отречения. Отряхивая прах со своей обуви, человек говорит, что он не имеет ничего общего с местом, в котором от его проповеди отказались. И многие восприняли бы этот жест именно так — одни для других стали «нерукопожатными». Конечно, сегодня люди не отряхивают ног, когда выходят из места, в котором больше не желают присутствовать, но говоря: «Ноги моей больше здесь не будет», мы подразумеваем именно это. Зачастую такое поведение связано с обидой, в которой звучит: «Я такой хороший, я прав, а меня не поняли, со мной не разделили моего мнения». И если это так, неужели Господь приучает учеников к обидчивости?
Конечно, нет. Мы знаем, что Сам Спаситель, когда с Ним спорили, скорее сокрушался о людях, которые выбрали путь погибели. Он желал бы собрать детей Иерусалима, как птица собирает птенцов, но они не захотели.
Почему же Христос поручает ученикам отряхивать прах с обуви? Он объясняет это так: во свидетельство на них. О чём же свидетельство? О свободе этих людей. Дело не в том, что отказ обижает учеников. Дело в том, что проповедь не может быть насильной и людям надо оставить их выбор и даже продемонстрировать, что каждому остаётся своё. Речь здесь не об обиде или злости, но об уважении к чужому выбору.
Как христиане мы призваны жить по заповедям. Иногда наш выбор, наш настрой оказывается очевиден для других, и мы получаем возможность говорить о своей вере. Каким должен быть этот разговор? Во-первых, он должен быть искренним и доброжелательным. О Боге, Который есть любовь, говорить надо с любовью. Во-вторых, мы вполне можем спорить и отстаивать свою позицию, как это делал тот же апостол Павел. И в-третьих, вспоминая сегодняшние Слова Спасителя, нам следует уважать свободу того, кто перед нами, ведь её уважает Сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ только что прозвучавшем отрывке рассказывается о том, как Господь посылает апостолов на проповедь. Он даёт им силу и власть изгонять бесов, исцелять недуги, уверенно проповедовать Евангелие. При этом Он даёт им ряд наставлений. Их суть сводится к тому, чтобы ученики были полностью сосредоточены на выполнении своей миссии и не заботились даже о тех вещах, которые вроде бы являются для человека предметом первой необходимости. Они не должны думать о пропитании, о вознаграждении и о ночлеге. С одной стороны, это подчёркивает важность той задачи, которая перед ними стоит. Они как можно скорее должны рассказать всем, кого встретят, что пришёл долгожданный Мессия. Времени на это не так много, а потому всё должно происходить с поспешностью. С другой стороны, это свидетельство важной истины о том, что, если человек полностью вовлечён в служение Христу, посвятил свою жизнь исполнению и проповеди Евангелия, Бог Сам позаботится о том, как устроить его судьбу. Он Сам берёт на Себя обязательства в нужный момент дать Своему служителю всё, что ему необходимо для жизни.
Какие важные слова для каждого из нас. Мы так много энергии тратим на то, чтобы сделать свою жизнь более комфортной и удобной, но никогда не достигаем поставленной цели. Какие бы благоприятные условия для существования не создал для себя человек, какой бы приятной обстановкой он себя не окружил, ему всегда будет чего-то не хватать. Всегда будет мало того, что есть. Христос предлагает сегодня великолепное решение этой проблемы. Не важно, в каких условиях ты находишься. Не важно, каков твой материальный достаток. Не важно, какие трудности встретились тебе на пути. Бог даст тебе душевный мир и покой в любой ситуации, если ты видишь главную цель своей жизни в том, чтобы на каждодневной основе, в любой момент дня исполнять Его Евангелие и свидетельствовать о нём своей жизнью. Даже в самых тяжких условиях мы будем чувствовать себя спокойно и уверенно, даже в самых скорбных обстоятельствах в нашей душе и сердце будет жить полнота божественной благодати, если все свои силы, все чувства, мысли, слова и поступки мы посвятим жертвенному служению Христу Спасителю и тем людям, которые нас окружают.
Читать далее
епископ Переславский и Угличский Феоктист