Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 1-6
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии мы можем найти как частные, так и общие повеления Христа, иногда они настолько перемешены между собой, что их бывает довольно непросто отделить друг от друга, и есть риск частные повеления воспринять как общие и обязательные для всех, а общие, напротив, отнести к частным и потому необязательным для исполнения. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 9-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, что в этом отрывке имеет отношение ко всем людям, а что — лишь к тем, к кому непосредственно были обращены слова Христа.
Мы знаем, что Христос возложил на Своих апостолов уникальную миссию: они должны были стать проводниками Его слова и Его силы. Евангелист Лука особенно подчеркнул, что Спаситель дал им удивительные возможности: апостолы стали способны повелевать бесами и врачевать больных. Из других мест Евангелия нам известно об успехе возложенной Христом на апостолов миссии: действительно, больные получали исцеление, а бесы повиновались апостолам.
Когда мы читаем или слышим эти евангельские слова, то есть определённый соблазн отнести их ко всем христианам, именно так иной раз поступают находящиеся вне Церкви люди: они полагают, что упомянутые Евангелием дарования должны присутствовать в каждом христианине, а если это не так, то такие люди спешат обвинить нас в недостатке веры или же сделать вывод о недостоверности евангельских сведений.
Этим требования к современным христианам не ограничиваются, людям зачастую кажется, что и дальнейшие слова Христа тоже должны быть обязательными для исполнения всеми: Спаситель дал повеление апостолам ничего с собой не брать, идти налегке и быть готовыми в любую секунду перейти в другое место. В этих Христовых словах можно увидеть призыв к нищете, который мало кто из христиан стремится исполнить.
Конечно же, Церковь смотрит на только что прозвучавшие евангельские слова иначе. Церковь видит в них лишь частные указания конкретным людям в конкретной ситуации, и она отнюдь не стремится применить их ко всем верующим во Христа людям.
Вместе с этим есть в услышанном нами сегодня отрывке Евангелия от Луки и то, что можно отнести ко всем. В первую очередь, это всецелая надежда на Христа и Его слово, такая надежда должна быть постоянным спутником христиан. Кроме того, нам стоит обратить внимание на то, что скрывается за евангельским повелением не брать с собой в дорогу ничего лишнего: эти слова говорят не о нищете, а о том, что проповедник Благой вести не должен думать о внешних эффектах, которые могли бы усилить проповедь, ведь те, кто пришёл в селение после долгого пути под солнцем Святой земли без сменной одежды и возможности помыться, вряд ли хорошо смотрелись, но Христос повелел им проповедовать Царствие Божие именно в таком непрезентабельном виде, только так апостолы могли явить не собственную силу, красоту и мудрость, а силу Христову.
Здесь невозможно не заметить, что Христовы повеления апостолам требуют, чтобы Его ученики избегали всякого лицемерия, чтобы они были такими, какие они есть, не хуже и не лучше, чтобы они не пытались действовать человеческой силой, и чтобы в своей простоте они всё упование возлагали на Бога.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов