Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 1-6
Лк., 40 зач., IX, 1-6
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди довольно часто разрывают отношения на почве обид или противоположных взглядов, становятся врагами и прекращают всякое общение. Но могут ли так поступать христиане? Ответ на этот вопрос, как кажется, содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Чтобы понять, так ли это, давайте послушаем этот отрывок.
В русской деревне в дореволюционную пору был обычай принимать решение сообща. Староста подходил к каждому общиннику и протягивал ему руку. Если крестьянин её пожимал, это означало, что он с предложением старосты согласен, а если отказывался пожать — был против. И хотя подобная практика давно ушла в прошлое, в разговорном языке сохраняются слова «рукопожатный» и «нерукопожатный», которые означают, что люди могут быть солидарны или, напротив, принципиально отказываться от общения.
Нечто подобное, как кажется, можно расслышать в сегодняшнем чтении. Миссионерское поручение, которое мы слышим сегодня, не стоит путать с тем, которое Господь обращает к ученикам перед Своим Вознесением. Проповедь, о которой в сегодняшнем чтении идёт речь, по своему предназначению была локальной и кратковременной. Ученики должны были обойти окрестные селения, чтобы благовествовать пришествие Мессии и откровение Царствия Божьего. Речи не шло о том, чтобы они уходили далеко или задерживались в пути, именно поэтому они практически ничего с собой не брали. Там, где их были готовы принять, апостолы оставались и проповедовали. Однако из тех мест, в которых им отказывали, они должны были выйти и отрясти пыль со своей обуви. Как понимать этот жест? По всей видимости, как жест отречения. Отряхивая прах со своей обуви, человек говорит, что он не имеет ничего общего с местом, в котором от его проповеди отказались. И многие восприняли бы этот жест именно так — одни для других стали «нерукопожатными». Конечно, сегодня люди не отряхивают ног, когда выходят из места, в котором больше не желают присутствовать, но говоря: «Ноги моей больше здесь не будет», мы подразумеваем именно это. Зачастую такое поведение связано с обидой, в которой звучит: «Я такой хороший, я прав, а меня не поняли, со мной не разделили моего мнения». И если это так, неужели Господь приучает учеников к обидчивости?
Конечно, нет. Мы знаем, что Сам Спаситель, когда с Ним спорили, скорее сокрушался о людях, которые выбрали путь погибели. Он желал бы собрать детей Иерусалима, как птица собирает птенцов, но они не захотели.
Почему же Христос поручает ученикам отряхивать прах с обуви? Он объясняет это так: во свидетельство на них. О чём же свидетельство? О свободе этих людей. Дело не в том, что отказ обижает учеников. Дело в том, что проповедь не может быть насильной и людям надо оставить их выбор и даже продемонстрировать, что каждому остаётся своё. Речь здесь не об обиде или злости, но об уважении к чужому выбору.
Как христиане мы призваны жить по заповедям. Иногда наш выбор, наш настрой оказывается очевиден для других, и мы получаем возможность говорить о своей вере. Каким должен быть этот разговор? Во-первых, он должен быть искренним и доброжелательным. О Боге, Который есть любовь, говорить надо с любовью. Во-вторых, мы вполне можем спорить и отстаивать свою позицию, как это делал тот же апостол Павел. И в-третьих, вспоминая сегодняшние Слова Спасителя, нам следует уважать свободу того, кто перед нами, ведь её уважает Сам Бог.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов