Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 1-6. Комментирует - Стефан Домусчи
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 9, стихи 1-6

01 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,

02 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

03 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;

04 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.

05 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

06 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Лк., 40 зач., IX, 1-6

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Люди довольно часто разрывают отношения на почве обид или противоположных взглядов, становятся врагами и прекращают всякое общение. Но могут ли так поступать христиане? Ответ на этот вопрос, как кажется, содержится в отрывке из 9-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Чтобы понять, так ли это, давайте послушаем этот отрывок.

Глава 9.

01 Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней,

02 и послал их проповедовать Царствие Божие и исцелять больных.

03 И сказал им: ничего не берите на дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра, и не имейте по две одежды;

04 и в какой дом войдете, там оставайтесь и оттуда отправляйтесь в путь.

05 А если где не примут вас, то, выходя из того города, отрясите и прах от ног ваших во свидетельство на них.

06 Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

В русской деревне в дореволюционную пору был обычай принимать решение сообща. Староста подходил к каждому общиннику и протягивал ему руку. Если крестьянин её пожимал, это означало, что он с предложением старосты согласен, а если отказывался пожать — был против. И хотя подобная практика давно ушла в прошлое, в разговорном языке сохраняются слова «рукопожатный» и «нерукопожатный», которые означают, что люди могут быть солидарны или, напротив, принципиально отказываться от общения.

Нечто подобное, как кажется, можно расслышать в сегодняшнем чтении. Миссионерское поручение, которое мы слышим сегодня, не стоит путать с тем, которое Господь обращает к ученикам перед Своим Вознесением. Проповедь, о которой в сегодняшнем чтении идёт речь, по своему предназначению была локальной и кратковременной. Ученики должны были обойти окрестные селения, чтобы благовествовать пришествие Мессии и откровение Царствия Божьего. Речи не шло о том, чтобы они уходили далеко или задерживались в пути, именно поэтому они практически ничего с собой не брали. Там, где их были готовы принять, апостолы оставались и проповедовали. Однако из тех мест, в которых им отказывали, они должны были выйти и отрясти пыль со своей обуви. Как понимать этот жест? По всей видимости, как жест отречения. Отряхивая прах со своей обуви, человек говорит, что он не имеет ничего общего с местом, в котором от его проповеди отказались. И многие восприняли бы этот жест именно так — одни для других стали «нерукопожатными». Конечно, сегодня люди не отряхивают ног, когда выходят из места, в котором больше не желают присутствовать, но говоря: «Ноги моей больше здесь не будет», мы подразумеваем именно это. Зачастую такое поведение связано с обидой, в которой звучит: «Я такой хороший, я прав, а меня не поняли, со мной не разделили моего мнения». И если это так, неужели Господь приучает учеников к обидчивости?

Конечно, нет. Мы знаем, что Сам Спаситель, когда с Ним спорили, скорее сокрушался о людях, которые выбрали путь погибели. Он желал бы собрать детей Иерусалима, как птица собирает птенцов, но они не захотели.

Почему же Христос поручает ученикам отряхивать прах с обуви? Он объясняет это так: во свидетельство на них. О чём же свидетельство? О свободе этих людей. Дело не в том, что отказ обижает учеников. Дело в том, что проповедь не может быть насильной и людям надо оставить их выбор и даже продемонстрировать, что каждому остаётся своё. Речь здесь не об обиде или злости, но об уважении к чужому выбору.

Как христиане мы призваны жить по заповедям. Иногда наш выбор, наш настрой оказывается очевиден для других, и мы получаем возможность говорить о своей вере. Каким должен быть этот разговор? Во-первых, он должен быть искренним и доброжелательным. О Боге, Который есть любовь, говорить надо с любовью. Во-вторых, мы вполне можем спорить и отстаивать свою позицию, как это делал тот же апостол Павел. И в-третьих, вспоминая сегодняшние Слова Спасителя, нам следует уважать свободу того, кто перед нами, ведь её уважает Сам Бог.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!