Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25

Выбор комментатора
протоиерей Павел Великанов
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
епископ Феоктист Игумнов
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Луки, Глава 8
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам приходилось слышать такое слово — «епитимья» — особое упражнение, или «наказание», которое налагает священник на согрешившего тяжким грехом.

А может ли «епитимья» быть наложена на... стихию? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.

Глава 8.

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Если посмотреть в греческий перевод прозвучавшего сейчас отрывка, то да, действительно, евангелист Лука использует именно глагол ἐπετίμησεν — для описания действия Иисуса по отношению к разгулявшейся буре. Это слово происходит от ἐπί + τιμάω («оценивать, чтить») — в форме глагола получаем «строго упрекать/обрывать; запрещать, властно пресекать; строго приказывать, предупреждая». Евангельская история с «пресечением» Спасителем бури помогает нам лучше понять сам термин «епитимья», который чаще всего ассоциируется с «наказанием». Давайте разбираться!

Можно ли сказать, что Христос Своей властью «наказывает» бурю? Конечно же, нет! Он властно её останавливает — причём силой Своего слова. Что такое буря? Разбушевавшаяся стихия, которая представляет собой реальную, смертельную опасность для тех, кто в глубине озера. Учитывая, что перепад температур воздуха и воды именно там очень высок, подобные катаклизмы были нередки в Галилейском море.

Как же работает «епитимья» в случае с согрешившим человеком? Ведь любой значимый грех как преступление — та же самая «буря», только не в воде, а в душе — при которой прежде всего исчезает сама надежда на спасение. И вот тогда из глубины сердца рождается крик: «Господи! Спаси! Погибаю!» Нам действительно кажется, что наш «кормчий» заснул, и корабль души оказался на краю гибели.

В этой ситуации мы торопимся на исповедь к духовнику — и его задача — вовсе не в том, чтобы нас пожалеть, посочувствовать нашей неприятности, или убедить нас в том, что всё же мы — вовсе не такие уж и плохие люди. Всё это замечательно, важно, иногда нужно — но в ситуации острого греха — вообще не то. Задача священника — ровно такая же, как и у разбуженного на корме корабля Христа: своим словом остановить стихию, чтобы «воцарилась тишина» — внутренняя тишина, только при которой и можно увидеть в подлинном свете, что же происходит.

Вот мы и подошли к понятию «епитимья». Это не «наказание» как «отмщение», или «причинение ущерба», или «духовный штраф». Это прежде всего слово с силой и властью — быть может, жёсткое, категоричное, пронзительное — направленное против той разрушительной силы, которую всегда несёт в себе грех. После исповеди человек должен обновиться, ощутить ту самую «γαλήνη» — полную тишину, безветрие — при которой пугающий грех утрачивает свою власть и силу. А будет ли эта «епитимья» оформлена в виде того или иного духовного упражнения, или дополнительного усилия в добродетели — уже и не столь важно.

Так что, дорогие друзья, не будем пугаться слова «епитимья» — главное, чтобы оно также действовало на наши души, как слово Спасителя — на стихии.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие сегодня знают, что депрессия — болезнь 21 века. Одна из самых опасных из-за своей недооценённости на бытовом уровне, она встречается всё чаще и чаще, так что многие врачи говорят о настоящей пандемии, захватившей все континенты и социальные страты. Нисколько не противопоставляя себя медицине и признавая депрессию заболеванием, которое необходимо лечить, Церковь, в то же время, утверждает, что источники депрессии носят не только биологический, но и духовный характер. В чём же суть её духовных причин? Прикровенно об этом говорится в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 8.

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Как рождается в человеке вера? Бывает по-разному. Иногда она рождается из-за обретения человеком некоторого духовного опыта, который он уже не может игнорировать. Иногда же человек верит ради достижения определённых целей и выгод. Ведь если духовный мир существует, лучше учитывать его законы, а, может быть, даже и гарантировать себе что-нибудь за счёт их исполнения. Например, люди хотят получить здоровье, семейное благополучие, а иногда даже богатство и успех. Заканчивается это обычно печально, потому что ничего подобного Бог на самом деле не гарантировал. И если мы посмотрим на жизнь даже ветхозаветных праведников, и особенно пророков, мы поймём, что она была трудна и редко заканчивалась благополучно при всей их праведности. В их жизни Бог активно присутствовал, Он помогал им и поддерживал их на жизненном пути, но цель их была в другом. Вера была для них не рациональным убеждением, не списком условий для достижения цели, но живым ощущением связи с Богом и убеждённостью в том, что последнее слово в истории будет за Господом. Обстоятельства жизни могли быть самыми разными, иногда радостными, иногда терпимыми, порой многое в этих обстоятельствах было связано с болью и несправедливостью. И всё же твёрдая уверенность в том, что помимо всего этого существует Бог, который в самом глубоком смысле не оставит и не предаст, позволяла праведным людям всё преодолеть. Думаю, у каждого из нас есть опыт трудного возвращения домой. Бывает так, что нам приходится преодолевать большие расстояния, сталкиваться с разными людьми и терпеть неудобства, но при этом мы не останавливаемся, не остаёмся на улице, но, наоборот, с ещё большей уверенностью стремимся к дому. Ведь если дома всё хорошо, а у Бога именно так, значит путь стоит того, чтобы пройти по нему, несмотря на все неудобства.

В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим историю апостолов, которые переплывая Генисаретское озеро в шторм, очень испугались. Интересно, что они были профессиональными рыбаками, но стали искать помощи у Того, кто не был известен им как профессиональный мореплаватель. Видимо, шторм действительно был серьёзный, раз на собственные силы надеяться они перестали. «Наставник! Погибаем», — закричали они. Со своей стороны Спаситель, помогая им в их беде, не обличает их, но только спрашивает: где ваша вера?

Что же подразумевает этот вопрос? В чём оказалась проблема апостолов? В том ли, что они решили обратиться за помощью? Думаю, нет. Дело не в помощи, ведь Христос многим помогал и никогда не отказывал. Дело в том, что они допустили мысль: мы можем погибнуть, несмотря на то что Сам Учитель рядом. Они могли страшиться, могли переживать, всё это бывает естественно и для верующих людей, но страх не должен захватывать человека полностью. Тревога как естественная реакция возникает в нашем сознании, но мы призваны научиться предавать всё происходящее в руки Божии и помнить: что бы ни происходило, если мы будем стремиться к Богу, Он никогда нас не оставит и всегда поможет добраться в Отчий дом.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии есть масса историй о том, как Христос спасает людей: спасает от смерти, от болезней, от голода, от одержимости злыми духами. При этом в Евангелии нет рассказов иного рода, таких, в которых Христос не мог бы помочь людям. Единственное исключение: это Он Сам, Он не стал ничего делать тогда, когда Его взяли под стражу, судили и казнили. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то увидим там нечто иное: Христос далеко не всегда помогал Своим апостолам избегать неприятностей, и в конечном итоге Он не спас их от насильственной смерти. Получается, что в рамках Нового Завета мы видим две различные парадигмы отношения Христа к людям: одна имела место во время Его земного служения, вторая пришла ей на смену после Его Смерти и Воскресения. Сегодня в православных храмах во время богослужения читается отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом рассказанная в нём история соотносится с дальнейшим служением Христовых апостолов.

Глава 8.

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Фабула этой евангельской истории довольно проста: Христос со Своими учениками переплывал озеро на лодке, во время плавания Господь заснул, началась буря, апостолы испугались, разбудили Учителя, и Он одним Своим словом усмирил стихию. Вывод из случившегося очевиден: Христос — Бог, Творец всего видимого и невидимого, а потому Он способен повелевать стихиями. Следовательно, тем, кто находится рядом с Ним и верит в Него, ничего не может угрожать, таким людям не страшны ни бури, ни ветры, ни штормы, ни землетрясения, ни зной, ни холод. Именно так прокомментировал эту евангельскую историю блаженный Феофилакт: «Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними».

И, в самом деле, так и было на протяжении всего земного служения Христа. Но после Его Вознесения всё меняется, и буквально через несколько месяцев после Вознесения Церковь обретает первого мученика — архидиакона Стефана, он побит камнями за проповедь Христа в Иерусалиме. Позже появились и другие мученики, в число которых вошли и почти все апостолы. Получается, что Христос им не помог. Впрочем, у нас нет свидетельств, чтобы кто-то из апостолов погиб как-то иначе, например, из-за шторма или же из-за камнепада в горах. Из этого факта можно сделать вывод, что Христос в отношении апостолов продолжил ограничивать стихии, но не стал ограничивать проявления злой человеческой воли, как не стал Он это делать и в отношении Себя Самого.

Но как быть с другими поколениями христиан? Многие христиане погибали, погибают и будут погибать от воздействия разыгравшейся стихии. Можно, конечно, сказать, что всему виной слабая вера. А ещё можно вспомнить, что Христос позволил Своим апостолам умереть насильственной смертью, и сделать из этого вывод, что Спаситель перестал спасать от гибели после Вознесения, из этого вывода следует ещё один, очень жёсткий и неприятный: Христос был с нами, но теперь Его с нами нет. Последний вывод с христианской точки зрения кощунственен, и мы ни при каких условиях не можем с ним согласиться, а это означает, что нам необходимо каким-то иным образом посмотреть на саму идею спасения Христом физической жизни Своих учеников.

Проблема состоит в том, что мы зачастую склонны смотреть на евангельские истории в отрыве от их общего контекста, из чего вытекает ошибочное восприятие того или иного евангельского эпизода. Когда мы читаем Евангелие, нам стоит помнить, что мы имеем дело, в первую очередь, с рассказом о земной жизни Спасителя, а Его земная жизнь была подчинена определённой цели, которая состояла в том, чтобы люди увидели в Иисусе из Назарета Воплощённого Бога, чтобы поверили в Него, поверили и в возвещённое Им Небесное Царство. Это Царство неотмирно, оно, с одной стороны, за пределами физического мира, с другой, войти в него можно и не дожидаясь физической кончины. В перспективе Царства Небесного сама человеческая жизнь, несмотря на её несомненную важность и значимость, перестаёт быть абсолютной ценностью, потому как таковой ценностью становится Небесное Царство. Многочисленные евангельские чудеса — это один из элементов Христовой проповеди, ну а направленность евангельских чудес на сохранение жизни и здоровья людей связана с тем, что для ветхого человека его жизнь и здоровье важнее всего прочего. Когда же Христовы ученики обрели крепость и полноту веры, они перестали нуждаться в чудесах такого рода, для них Царство Небесное стало несоизмеримо важнее, чем их собственная жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
22.10.2025среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях