Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25

Лк., 37 зач., VIII, 22-25 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Наверное, вам приходилось слышать такое слово — «епитимья» — особое упражнение, или «наказание», которое налагает священник на согрешившего тяжким грехом.

А может ли «епитимья» быть наложена на... стихию? Ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в православных храмах во время литургии.

Глава 8.

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Если посмотреть в греческий перевод прозвучавшего сейчас отрывка, то да, действительно, евангелист Лука использует именно глагол ἐπετίμησεν — для описания действия Иисуса по отношению к разгулявшейся буре. Это слово происходит от ἐπί + τιμάω («оценивать, чтить») — в форме глагола получаем «строго упрекать/обрывать; запрещать, властно пресекать; строго приказывать, предупреждая». Евангельская история с «пресечением» Спасителем бури помогает нам лучше понять сам термин «епитимья», который чаще всего ассоциируется с «наказанием». Давайте разбираться!

Можно ли сказать, что Христос Своей властью «наказывает» бурю? Конечно же, нет! Он властно её останавливает — причём силой Своего слова. Что такое буря? Разбушевавшаяся стихия, которая представляет собой реальную, смертельную опасность для тех, кто в глубине озера. Учитывая, что перепад температур воздуха и воды именно там очень высок, подобные катаклизмы были нередки в Галилейском море.

Как же работает «епитимья» в случае с согрешившим человеком? Ведь любой значимый грех как преступление — та же самая «буря», только не в воде, а в душе — при которой прежде всего исчезает сама надежда на спасение. И вот тогда из глубины сердца рождается крик: «Господи! Спаси! Погибаю!» Нам действительно кажется, что наш «кормчий» заснул, и корабль души оказался на краю гибели.

В этой ситуации мы торопимся на исповедь к духовнику — и его задача — вовсе не в том, чтобы нас пожалеть, посочувствовать нашей неприятности, или убедить нас в том, что всё же мы — вовсе не такие уж и плохие люди. Всё это замечательно, важно, иногда нужно — но в ситуации острого греха — вообще не то. Задача священника — ровно такая же, как и у разбуженного на корме корабля Христа: своим словом остановить стихию, чтобы «воцарилась тишина» — внутренняя тишина, только при которой и можно увидеть в подлинном свете, что же происходит.

Вот мы и подошли к понятию «епитимья». Это не «наказание» как «отмщение», или «причинение ущерба», или «духовный штраф». Это прежде всего слово с силой и властью — быть может, жёсткое, категоричное, пронзительное — направленное против той разрушительной силы, которую всегда несёт в себе грех. После исповеди человек должен обновиться, ощутить ту самую «γαλήνη» — полную тишину, безветрие — при которой пугающий грех утрачивает свою власть и силу. А будет ли эта «епитимья» оформлена в виде того или иного духовного упражнения, или дополнительного усилия в добродетели — уже и не столь важно.

Так что, дорогие друзья, не будем пугаться слова «епитимья» — главное, чтобы оно также действовало на наши души, как слово Спасителя — на стихии.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!