Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть масса историй о том, как Христос спасает людей: спасает от смерти, от болезней, от голода, от одержимости злыми духами. При этом в Евангелии нет рассказов иного рода, таких, в которых Христос не мог бы помочь людям. Единственное исключение: это Он Сам, Он не стал ничего делать тогда, когда Его взяли под стражу, судили и казнили. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то увидим там нечто иное: Христос далеко не всегда помогал Своим апостолам избегать неприятностей, и в конечном итоге Он не спас их от насильственной смерти. Получается, что в рамках Нового Завета мы видим две различные парадигмы отношения Христа к людям: одна имела место во время Его земного служения, вторая пришла ей на смену после Его Смерти и Воскресения. Сегодня в православных храмах во время богослужения читается отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом рассказанная в нём история соотносится с дальнейшим служением Христовых апостолов.
Глава 8.
22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.
23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.
24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.
25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?
Фабула этой евангельской истории довольно проста: Христос со Своими учениками переплывал озеро на лодке, во время плавания Господь заснул, началась буря, апостолы испугались, разбудили Учителя, и Он одним Своим словом усмирил стихию. Вывод из случившегося очевиден: Христос — Бог, Творец всего видимого и невидимого, а потому Он способен повелевать стихиями. Следовательно, тем, кто находится рядом с Ним и верит в Него, ничего не может угрожать, таким людям не страшны ни бури, ни ветры, ни штормы, ни землетрясения, ни зной, ни холод. Именно так прокомментировал эту евангельскую историю блаженный Феофилакт: «Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними».
И, в самом деле, так и было на протяжении всего земного служения Христа. Но после Его Вознесения всё меняется, и буквально через несколько месяцев после Вознесения Церковь обретает первого мученика — архидиакона Стефана, он побит камнями за проповедь Христа в Иерусалиме. Позже появились и другие мученики, в число которых вошли и почти все апостолы. Получается, что Христос им не помог. Впрочем, у нас нет свидетельств, чтобы кто-то из апостолов погиб как-то иначе, например, из-за шторма или же из-за камнепада в горах. Из этого факта можно сделать вывод, что Христос в отношении апостолов продолжил ограничивать стихии, но не стал ограничивать проявления злой человеческой воли, как не стал Он это делать и в отношении Себя Самого.
Но как быть с другими поколениями христиан? Многие христиане погибали, погибают и будут погибать от воздействия разыгравшейся стихии. Можно, конечно, сказать, что всему виной слабая вера. А ещё можно вспомнить, что Христос позволил Своим апостолам умереть насильственной смертью, и сделать из этого вывод, что Спаситель перестал спасать от гибели после Вознесения, из этого вывода следует ещё один, очень жёсткий и неприятный: Христос был с нами, но теперь Его с нами нет. Последний вывод с христианской точки зрения кощунственен, и мы ни при каких условиях не можем с ним согласиться, а это означает, что нам необходимо каким-то иным образом посмотреть на саму идею спасения Христом физической жизни Своих учеников.
Проблема состоит в том, что мы зачастую склонны смотреть на евангельские истории в отрыве от их общего контекста, из чего вытекает ошибочное восприятие того или иного евангельского эпизода. Когда мы читаем Евангелие, нам стоит помнить, что мы имеем дело, в первую очередь, с рассказом о земной жизни Спасителя, а Его земная жизнь была подчинена определённой цели, которая состояла в том, чтобы люди увидели в Иисусе из Назарета Воплощённого Бога, чтобы поверили в Него, поверили и в возвещённое Им Небесное Царство. Это Царство неотмирно, оно, с одной стороны, за пределами физического мира, с другой, войти в него можно и не дожидаясь физической кончины. В перспективе Царства Небесного сама человеческая жизнь, несмотря на её несомненную важность и значимость, перестаёт быть абсолютной ценностью, потому как таковой ценностью становится Небесное Царство. Многочисленные евангельские чудеса — это один из элементов Христовой проповеди, ну а направленность евангельских чудес на сохранение жизни и здоровья людей связана с тем, что для ветхого человека его жизнь и здоровье важнее всего прочего. Когда же Христовы ученики обрели крепость и полноту веры, они перестали нуждаться в чудесах такого рода, для них Царство Небесное стало несоизмеримо важнее, чем их собственная жизнь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов