Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 22-25

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

В Евангелии есть масса историй о том, как Христос спасает людей: спасает от смерти, от болезней, от голода, от одержимости злыми духами. При этом в Евангелии нет рассказов иного рода, таких, в которых Христос не мог бы помочь людям. Единственное исключение: это Он Сам, Он не стал ничего делать тогда, когда Его взяли под стражу, судили и казнили. Если же мы обратим внимание на апостольские послания, то увидим там нечто иное: Христос далеко не всегда помогал Своим апостолам избегать неприятностей, и в конечном итоге Он не спас их от насильственной смерти. Получается, что в рамках Нового Завета мы видим две различные парадигмы отношения Христа к людям: одна имела место во время Его земного служения, вторая пришла ей на смену после Его Смерти и Воскресения. Сегодня в православных храмах во время богослужения читается отрывок из 8-й главы Евангелия от Луки. Давайте послушаем его и попытаемся понять, каким образом рассказанная в нём история соотносится с дальнейшим служением Христовых апостолов.

Глава 8.

22 В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23 Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24 И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25 Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Фабула этой евангельской истории довольно проста: Христос со Своими учениками переплывал озеро на лодке, во время плавания Господь заснул, началась буря, апостолы испугались, разбудили Учителя, и Он одним Своим словом усмирил стихию. Вывод из случившегося очевиден: Христос — Бог, Творец всего видимого и невидимого, а потому Он способен повелевать стихиями. Следовательно, тем, кто находится рядом с Ним и верит в Него, ничего не может угрожать, таким людям не страшны ни бури, ни ветры, ни штормы, ни землетрясения, ни зной, ни холод. Именно так прокомментировал эту евангельскую историю блаженный Феофилакт: «Им не должно было бояться, когда Господь плыл с ними».

И, в самом деле, так и было на протяжении всего земного служения Христа. Но после Его Вознесения всё меняется, и буквально через несколько месяцев после Вознесения Церковь обретает первого мученика — архидиакона Стефана, он побит камнями за проповедь Христа в Иерусалиме. Позже появились и другие мученики, в число которых вошли и почти все апостолы. Получается, что Христос им не помог. Впрочем, у нас нет свидетельств, чтобы кто-то из апостолов погиб как-то иначе, например, из-за шторма или же из-за камнепада в горах. Из этого факта можно сделать вывод, что Христос в отношении апостолов продолжил ограничивать стихии, но не стал ограничивать проявления злой человеческой воли, как не стал Он это делать и в отношении Себя Самого.

Но как быть с другими поколениями христиан? Многие христиане погибали, погибают и будут погибать от воздействия разыгравшейся стихии. Можно, конечно, сказать, что всему виной слабая вера. А ещё можно вспомнить, что Христос позволил Своим апостолам умереть насильственной смертью, и сделать из этого вывод, что Спаситель перестал спасать от гибели после Вознесения, из этого вывода следует ещё один, очень жёсткий и неприятный: Христос был с нами, но теперь Его с нами нет. Последний вывод с христианской точки зрения кощунственен, и мы ни при каких условиях не можем с ним согласиться, а это означает, что нам необходимо каким-то иным образом посмотреть на саму идею спасения Христом физической жизни Своих учеников.

Проблема состоит в том, что мы зачастую склонны смотреть на евангельские истории в отрыве от их общего контекста, из чего вытекает ошибочное восприятие того или иного евангельского эпизода. Когда мы читаем Евангелие, нам стоит помнить, что мы имеем дело, в первую очередь, с рассказом о земной жизни Спасителя, а Его земная жизнь была подчинена определённой цели, которая состояла в том, чтобы люди увидели в Иисусе из Назарета Воплощённого Бога, чтобы поверили в Него, поверили и в возвещённое Им Небесное Царство. Это Царство неотмирно, оно, с одной стороны, за пределами физического мира, с другой, войти в него можно и не дожидаясь физической кончины. В перспективе Царства Небесного сама человеческая жизнь, несмотря на её несомненную важность и значимость, перестаёт быть абсолютной ценностью, потому как таковой ценностью становится Небесное Царство. Многочисленные евангельские чудеса — это один из элементов Христовой проповеди, ну а направленность евангельских чудес на сохранение жизни и здоровья людей связана с тем, что для ветхого человека его жизнь и здоровье важнее всего прочего. Когда же Христовы ученики обрели крепость и полноту веры, они перестали нуждаться в чудесах такого рода, для них Царство Небесное стало несоизмеримо важнее, чем их собственная жизнь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!