Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Евангелие от Луки, Глава 5
Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Человек грешный, человек праведный — в чём разница? Как определить, кто я? Как понять, кто рядом со мной? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

«Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию». Весьма странные слова. Если, как говорится в книге Иова, Бог даже «в ангелах Своих усматривает недостатки», то что говорить о нас, простых смертных. Согрешаем не в деле, так в слове, не в слове, так в помыслах. В этом смысле абсолютно чистых и безгрешных людей попросту не бывает. А потому и слова Спасителя, адресованные религиозным лидерам иудеев, следует понимать как иронию. Господь словно посмеивается над чванливыми книжниками и фарисеями, которые уверены в том, что есть они, праведные и безупречные, друзья Божии, а есть другие, грешники, отверженные Творцом.

Христос посмеивается над этой идеей, потому что всякий из нас уже рождается во грехе. Ещё царь Давид в своём псалме сказал: «Во грехе родила меня мать». Всякого из нас с момента рождения изнутри разъедает общая болезнь. Христианские богословы определяют её симптомы чётко — тленность, страстность, смертность. Иными словами, наше тело болеет и постепенно разрушается, наша душа подвержена воздействию греховных страстей, и, наконец, все мы в итоге умираем. У кого-то эта болезненность проявляет себя ярко. Например, человек рождается с явным физическим дефектом, или в нём особо сильно действует разрушительное пагубное пристрастие, та или иная эмоциональная одержимость. А у кого-то болезнь принимает социально приемлемые формы. Не выходит за границы условной культурной нормы. Но болеют все без исключения.

Всякий из нас поражён тленностью, страстностью и смертностью. И в этом смысле нет никакой разницы между злодеем, который отсиживает в тюрьме пожизненный срок, и добропорядочным судьёй, который отправил его за решётку. Опыт жизни подсказывает нам, что и судьи оказываются на месте осуждённых. И те, кого мы считали вчера столпами нашего общества, могут оказаться теневыми злодеями. Да и каждый из нас чувствует, что порой лишь обстоятельства и Божья милость удерживают его от того, чтобы перейти грань. Неслучайно народная мудрость гласит: «от сумы, да от тюрьмы не зарекайся», потому что «и на старуху бывает проруха». Поэтому праведность фарисеев и книжников — это что-то вроде правил поведения участников элитного клуба. Если ты хочешь быть рукопожатым внутри клуба, необходимо соблюдать определённый кодекс. Но эти правила не имеют прямого отношения к реальности. А потому распространять их на всех людей смешно и глупо.

Господь предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом. Есть люди, которые увидели свою болезнь, а есть те, кто её не видит. Вот и вся разница. И парадокс в том, что по-настоящему ближе к Богу именно те, кто осознал свою греховность. Нет, речь не о том, что мы вдруг поняли, что переходили дорогу на красный свет или не платили по счетам и лучше так больше не делать. Осознание своей греховности — это понимание того, что всю жизнь я живу так, как хочу я. Все мои чувства, мысли и действия направлены на то, чтобы исполнить свою волю. Что из-за этого страдаю как я сам, так и мои близкие, любимые люди. Что это своеволие как-то связано с тем, что я болею физически и душевно и, в итоге, умираю. И что я сам это состояние преодолеть не могу. Я словно не принадлежу сам себе. Как говорил апостол Павел: «доброе, которое хочу делать, не делаю, а злое, которое не хочу делать, делаю». А потому мне нужен Врач. Мне нужен Спаситель. Мне нужен Бог.

Поэтому и говорит Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Ведь пока человек не увидел свою болезнь, он не будет искать лекаря. Хотя болезнь может разъедать его изнутри. Но он побежит к врачу, когда увидит свой недуг. И получит помощь. А если не увидит и будет отмахиваться со словами: «да у меня ещё всё нормально, это вот другим лечится надо» — он скорее всего погибнет. Поэтому дай нам, Господи, увидеть свои болезни. Чтобы мы обратились к Тебе и начали свой путь выздоровления. Чтобы мы перестали делить людей на хороших и плохих, праведных и грешных, но увидели в каждом ещё одного страдальца, к кому мы можем ради Христа проявить милость, любовь и понимание.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

У каждого человека есть своё уникальное представление о тех людях, с которыми ни при каких условиях нельзя входить в близкое общение, о тех, кто своими грехами исключил себя из числа «рукопожатных» людей. К примеру, вряд ли кому-то из нас придёт в голову дружески сближаться и приглашать к себе в гости серийного убийцу, каким-то чудом освободившегося после долгой отсидки. Во время земной жизни Христа были в израильском обществе те люди, дружеское общение с которыми было совершенно недопустимо для приличных евреев: такими людьми были сборщики налогов, известные нам из Евангелия как мытари. Однако Христос общался и с ними. Об одном из случаев такого общения рассказывает 5-я глава Евангелия от Луки, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.

Глава 5.

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Мытари были для израильтян чем-то значительно более неприятным, чем убийцы и прочие криминальные личности: мытари сотрудничали с оккупационной римской властью и, пользуясь покровительством этой власти, нещадно обирали своих соплеменников. Они были теми предателями интересов родного народа, с которыми не хотел общаться никакой уважающий себя израильтянин. Как чувствовали себя при этом сами мытари, как жили в обществе их жёны и дети, на что надеялись эти люди и к чему в конечном итоге стремились — сказать довольно непросто. Однако некоторые евангельские эпизоды свидетельствуют, что у этих людей всё же была совесть, и иногда она давала о себе знать.

Одним из тех мытарей, совесть которого не молчала, был Левий. Если следовать только что услышанному нами отрывку Евангелия от Луки, Левий не стремился навстречу Христу, он не пытался вступить в беседу со Спасителем, Левий занимался своим обычным делом: он собирал налоги. Христос первым обратился к нему. Конечно же, реакция Левия на такое обращение могла быть как положительной, так и отрицательной, могла она быть и нейтральной. Как мы знаем, Левий деятельно откликнулся на слова Христа, его реакция поразительно похожа на реакцию апостолов из числа двенадцати: Левий без размышлений всё оставил, встал и последовал за Христом. Так поступить способен лишь тот человек, который, несмотря на все свои грехи, сумел не заглушить в себе голос совести. Для него Спаситель стал Спасителем не только в высшем смысле этого слова, Господь его спас и от того позорного ремесла, которым Левий вынужден был заниматься в силу неизвестных нам причин, спас его Господь и от мучений совести.

С одной стороны, эта евангельская история напоминает нам о хорошо известной истине: среди живых нет того человека, который не мог бы в перспективе прийти ко Христу, и нам не дано знать, не окажется ли кто-то из нами презираемых людей в конечном итоге ближе к Богу, чем мы сами.

Но есть у этой истории и ещё одна, как кажется, не менее важная сторона: никто не должен отчаиваться от обилия своих грехов и глубины падений. Господь каждого человека зовёт оставить грех и последовать за Собой, точно так же, как Он позвал Левия, и дай Бог, чтобы у нас была решимость, подобная решимости бывшего мытаря Левия, ставшего святым апостолом и евангелистом Матфеем.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Давно ли мы задумывались о том, как Бог относится к тем, кто нам не нравится? Любит ли он тех, кто нам противен? Ответ на эти вопросы мы можем найти в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 5.

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

Став христианами некоторые люди со временем начинают внутренне против собственной веры возмущаться. Звучит это странно, ведь человек приходит к богу, видит собственную немощь, собственные грехи... И обретает в Нём Того, Кто помогает ему измениться и стать лучше. Что же может пойти не так?

Я не мог справиться с ленью, но вот у меня появилась новая мотивация... Не мог справиться со злобой и вот услышал замечательные слова Христа, которые тронули моё сердце... дошли до такой глубины, что я простил давнего обидчика... У меня не было смысла жизни, но вот Бог дал мне его. Он дал мне новые силы, и я наконец почувствовал под ногами твёрдую почву. Я осознал, что уверенно стою на ногах, что мне есть, на что опереться... Наконец, я почувствовал, что в каком-то смысле самое важное, что должно было произойти со мной в жизни, — произошло. Я обратился и теперь на правильном пути, за что бесконечно благодарен Богу. Но вот я замечаю, что люди вокруг меня изменились. По своей глупости и лени они не верят в Бога, не любят Его и даже не хотят задуматься о более глубоких вещах, чем простое потребление. По своей развращённости и злобе они живут, как хотят, погрязнув в отвратительных вещах. Как хорошо, что я вовремя всё понял и сделал правильный выбор. Со временем мне вообще становится не понятно, почему Бог всё это терпит, сколько это может продолжаться? И я начинаю возмущаться. Я читаю Евангелие и стараюсь не замечать всего этого снисхождения к плохим людям, потому что они сами виноваты, сами выбрали не тот путь и теперь должны получить по заслугам.

В сегодняшнем чтении мы слышим историю призвания мытаря Матфея. И зачастую в большей степени обращаем внимание на него. На самом деле текст, конечно, не только о грешнике Матфее, он о трагедии праведников, которые не смогли разделить с Богом Его любви. Когда я опаздываю на электричку — я умоляю: «Господи, пусть машинист подождёт хотя бы полминуты, и я успею!» Когда я уже сижу в электричке и поезд не едет целых тридцать секунд, я возмущаюсь: «Кого же ждёт машинист, уже давно пора ехать!»

Многим из нас хватило совсем немного времени, чтобы освоиться в христианстве. Мы пообвыкли, почувствовали себя уверенно в отношениях в Богом, со святыми, с Церковью... и по сути сказали в своём сердце: «меня ещё можно было простить, но этих уже нельзя».

Но Бог готов снизойти к каждому, где бы он ни находился, потому что, став человеком и умерев на кресте, Он сошёл за нами на дно ада. И пока вместе с Богом я не готов ждать покаяния последнего грешника, я чего-то в Его религии не понял. Если же готов ждать — ожидание для меня не будет мучительным, если я готов снисходить — снисхождение не будет унижением и слабостью, потому что в первую очередь ждёт и снисходит к нам Сам Господь.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
18.10.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях