Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 5, стихи 27-32

Лк., 20 зач., V, 27-32 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Человек грешный, человек праведный — в чём разница? Как определить, кто я? Как понять, кто рядом со мной? Ответ на эти вопросы находим в отрывке из 5-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 5.

27 После сего Иисус вышел и увидел мытаря, именем Левия, сидящего у сбора пошлин, и говорит ему: следуй за Мною.

28 И он, оставив всё, встал и последовал за Ним.

29 И сделал для Него Левий в доме своем большое угощение; и там было множество мытарей и других, которые возлежали с ними.

30 Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

31 Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные;

32 Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию.

«Я пришёл призвать не праведников, а грешников к покаянию». Весьма странные слова. Если, как говорится в книге Иова, Бог даже «в ангелах Своих усматривает недостатки», то что говорить о нас, простых смертных. Согрешаем не в деле, так в слове, не в слове, так в помыслах. В этом смысле абсолютно чистых и безгрешных людей попросту не бывает. А потому и слова Спасителя, адресованные религиозным лидерам иудеев, следует понимать как иронию. Господь словно посмеивается над чванливыми книжниками и фарисеями, которые уверены в том, что есть они, праведные и безупречные, друзья Божии, а есть другие, грешники, отверженные Творцом.

Христос посмеивается над этой идеей, потому что всякий из нас уже рождается во грехе. Ещё царь Давид в своём псалме сказал: «Во грехе родила меня мать». Всякого из нас с момента рождения изнутри разъедает общая болезнь. Христианские богословы определяют её симптомы чётко — тленность, страстность, смертность. Иными словами, наше тело болеет и постепенно разрушается, наша душа подвержена воздействию греховных страстей, и, наконец, все мы в итоге умираем. У кого-то эта болезненность проявляет себя ярко. Например, человек рождается с явным физическим дефектом, или в нём особо сильно действует разрушительное пагубное пристрастие, та или иная эмоциональная одержимость. А у кого-то болезнь принимает социально приемлемые формы. Не выходит за границы условной культурной нормы. Но болеют все без исключения.

Всякий из нас поражён тленностью, страстностью и смертностью. И в этом смысле нет никакой разницы между злодеем, который отсиживает в тюрьме пожизненный срок, и добропорядочным судьёй, который отправил его за решётку. Опыт жизни подсказывает нам, что и судьи оказываются на месте осуждённых. И те, кого мы считали вчера столпами нашего общества, могут оказаться теневыми злодеями. Да и каждый из нас чувствует, что порой лишь обстоятельства и Божья милость удерживают его от того, чтобы перейти грань. Неслучайно народная мудрость гласит: «от сумы, да от тюрьмы не зарекайся», потому что «и на старуху бывает проруха». Поэтому праведность фарисеев и книжников — это что-то вроде правил поведения участников элитного клуба. Если ты хочешь быть рукопожатым внутри клуба, необходимо соблюдать определённый кодекс. Но эти правила не имеют прямого отношения к реальности. А потому распространять их на всех людей смешно и глупо.

Господь предлагает посмотреть на ситуацию под другим углом. Есть люди, которые увидели свою болезнь, а есть те, кто её не видит. Вот и вся разница. И парадокс в том, что по-настоящему ближе к Богу именно те, кто осознал свою греховность. Нет, речь не о том, что мы вдруг поняли, что переходили дорогу на красный свет или не платили по счетам и лучше так больше не делать. Осознание своей греховности — это понимание того, что всю жизнь я живу так, как хочу я. Все мои чувства, мысли и действия направлены на то, чтобы исполнить свою волю. Что из-за этого страдаю как я сам, так и мои близкие, любимые люди. Что это своеволие как-то связано с тем, что я болею физически и душевно и, в итоге, умираю. И что я сам это состояние преодолеть не могу. Я словно не принадлежу сам себе. Как говорил апостол Павел: «доброе, которое хочу делать, не делаю, а злое, которое не хочу делать, делаю». А потому мне нужен Врач. Мне нужен Спаситель. Мне нужен Бог.

Поэтому и говорит Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные». Ведь пока человек не увидел свою болезнь, он не будет искать лекаря. Хотя болезнь может разъедать его изнутри. Но он побежит к врачу, когда увидит свой недуг. И получит помощь. А если не увидит и будет отмахиваться со словами: «да у меня ещё всё нормально, это вот другим лечится надо» — он скорее всего погибнет. Поэтому дай нам, Господи, увидеть свои болезни. Чтобы мы обратились к Тебе и начали свой путь выздоровления. Чтобы мы перестали делить людей на хороших и плохих, праведных и грешных, но увидели в каждом ещё одного страдальца, к кому мы можем ради Христа проявить милость, любовь и понимание.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!