Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM
Понтий Пилат умывает руки. Дуччо ди Буонинсенья.

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Стефан Домусчи
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Евангелие от Иоанна, Глава 19
Читать далее
Читает и комментирует священник Стефан Домусчи

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами священник Стефан Домусчи. Всем известно, что в жизни христиан крест занимает особое место. Но вряд ли все из нас понимают, почему это так, и что особенное внимание ко кресту должно означать на практике? Прикровенно ответы на эти вопросы звучат в составном чтении из 19-й главы Евангелия от Иоанна, которое читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Глава 19.

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

В богослужебном году церковь несколько раз нарочито обращает наше внимание на крест. Однако в разные дни предлагает смотреть на него несколько по-разному. Например, очевидно, в последние дни Страстной седмицы, вспоминая события осуждения, распятия и погребения Спасителя, мы мысленно, пусть даже в самой малой мере, входим в реальность тех дней. Сегодня же, в праздник Воздвижение Креста Господня, напротив, мы смотрим на крест не как на орудие казни, но как на орудие победы. Ясно, что оба эти взгляда нераздельно присутствуют и в одном, и в другом случае, но всё же акценты расставлены явно по-разному.

Чтобы лучше понять цель сегодняшнего евангельского чтения, стоит обратить внимание на слова апостола Иоанна, который говорит, что свидетельствует о произошедшем для того, чтобы мы поверили. Сразу возникает вопрос: во что или в кого? И ответ, конечно же, должен быть соотнесён с началом его же Евангелия, в котором говорится, что Бог Слово стал для нас плотью и разделил с нами человеческую жизнь.

Если мы посмотрим под этим углом, мы увидим, что всё сегодняшнее чтение пронизано одной мыслью. Вначале иудеи и Пилат пытаются передать ответственность за жизнь Иисуса друг другу. Распни Его, — кричат они, распинайте сами, — говорит прокуратор. Но вслед за этим, уже в претории Пилат обращается к самому Христу, будто бы приглашая Его быть участником процесса. Однако судя по ответу, который обращает к нему Спаситель, — главное действующее лицо суда — Бог. Именно Он в Иисусе и через Него совершает подвиг спасения людей. Пилату же, как и прочим, лишь позволено совершать то, что они совершают.

Далее, когда Иоанн описывает, как Иисус несёт свой крест, он прямо указывает, что Иисус Сам принёс крест на место казни. И даже умирая на нём, вёл себя как активный участник происходящего, так что не пассивно умер, но, сказав: «Свершилось», Сам преклонил голову и предал дух. Когда к нам приходит смерть, мы переживаем её пассивно, но со Христом всё было иначе, ведь смерть встречала человека, но встретила Бога.

Наконец, если мы поверили в реальность того, что произошло со Христом, нам стоит поверить и в то, что относится в этой истории к нам самим. Речь, конечно же, об усыновлении Иоанна Богородицей, в котором можно видеть не только заботу Сына о Матери, но и образ усыновления ей всякого ученика, который, став её сыном, призван взойти на собственный крест. Таким образом, из орудия казни крест становится средством победы. Не только победы Христа над смертью, но и победы христианина, взявшего крест, над грехом. Потому что Господь не просто прошёл этот путь первым, Он готов проходить его вместе с нами, готов даровать нам победу, если мы последуем за Ним.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мы веруем в Христово Воскресение. Собственно, именно вера в Воскресение Христа и делает нас христианами. Казалось бы, если Христос воскрес, если весь ужас Его Страданий и Смерти позади, то почему Церковь неустанно напоминает нам о тех страшных событиях, которыми закончилась земная жизнь нашего Спасителя? Пожалуй, справедливым будет предположение, что тем самым Церковь хочет нас оградить от того пути, которым прошли люди, распявшие Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сегодня Церковь вспоминает Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, и потому в православных храмах мы вновь слышим рассказ о Распятом на Кресте Спасителе мира. Этот рассказ взят из 19-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.

Глава 19.

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Невозможно посчитать, сколько человек было упомянуто в только что прозвучавшем отрывке. Кого-то из них мы знаем по именам, но большинство здесь выступают как статисты, как те, кто являл собой страшный голос толпы — «распни, распни Его!». Большинство тех, кого так или иначе упомянул в своём рассказе апостол и евангелист Иоанн Богослов, были из числа тех, кто распинал Спасителя. Да, технически это сделали римские воины, но они были лишь инструментом, и их нельзя напрямую винить в смерти Христа.

А кого можно?

Пилата? Ведь именно он отдал приказ распять Спасителя. Но понимал ли он, что делал? Этот человек был далёк от особенностей религиозной жизни Иудеи, и он, по сути дела, был вынужден поступить так, как он поступил.

Вроде бы всё ведёт нас к тому, чтобы указать в качестве истинных виновников на тех самых первосвященников и членов синедриона, которые хотели погубить Христа, и которые на Него клеветали перед Пилатом. Чаще всего именно их мы и обвиняем. Однако Сам Спаситель молился о Своих мучителях такими словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Эти слова многие толкователи Евангелия относят не только к римским наёмникам, стоявшим у Креста и делившим одежду Спасителя, но, в первую очередь, к иудеям, которые были инициаторами казни Воплощённого Бога. Получается, что Сам Христос никого не обвинял, Он ни на кого не указал как на виновников Своих мучений.

Но как так? Если никто не виноват, то почему вообще произошло то, что произошло?

Ответ известен любому христианину: виноват грех, носителем которого является каждый человек. А потому Церковь с первых дней своего бытия свидетельствует, что мы сами распинаем Христа тогда, когда перестаём бороться с живущим в нас грехом, когда позволяем ему обладать нами. Сегодня Церковь вновь напоминает нам о нашей общечеловеческой греховной поражённости, вместе с этим Церковь указывает и на того единственного Врача, Который способен нас исцелить, — на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

С самой ранней истории своего существования человечество жаждало покорить небо. Однако все эксперименты древности, а также научно-технические успехи нового времени продемонстрировали — можно подняться в атмосферу или даже в космос. И всё же невозможно достичь Божественного неба исключительно с помощью ограниченных земных инструментов. Но что не под силу человеку, возможно Богу. О том и повествует составной отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна, что читается сегодня, в день праздника Крестовоздвижения, во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 19.

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Неужели человечество обречено быть прикованным к земле? Вовсе нет. Благодаря искупительному подвигу Иисуса Христа путь в небо — Божественное, а не физическое — открыт для каждого человека. И добраться до небесных высот благодати мы оказываемся способны не с помощью ракет или самолётов. Средством дарованного людям спасения стал крест Христов.

Через искупительную смерть и последовавшее за ней воскресение и вознесение Господь Иисус вернул людям Царство Небесное. И мы вот уже две тысячи лет удивляемся тайне креста Христова. В распятии мы ощущаем как бы две стороны. Голгофская жертва — это и таинство скорби, и таинство радости, таинство позора и, безусловно, славы.

До конца непонятно, почему именно через унизительную смерть на Голгофе должно было произойти таинство искупления человечества. Исчерпывающего ответа — почему Богу нужно было умереть и умереть именно так? — мы дать не в состоянии, но можем предположить, почему образ креста имеет жизненно важное значение для каждого из нас. В кресте как бы соединяются две линии реальности. Есть вертикаль, соединяющая землю и небо. Сын Божий сначала пришёл через Рождение от Девы Марии к нам, а затем, выполнив возложенную на Него миссию, воскрес и вознёсся на Небо.

Но учение Спасителя не ограничивается исключительно условно вертикальными отношениями между Богом и отдельно взятым человеком. Православное христианство никогда не проповедовало индивидуальное освящение, а говорит о важности соборного (коллективного) единства народа Божия — Церкви. Освящённые заповедями межчеловеческие связи и есть та горизонталь, которая, соединившись с упомянутой уже вертикалью, и образует вместе с ней крест.

Мы не можем продвигаться к небу без того, чтобы не взаимодействовать с окружающими нас людьми. Крест является знаком, иллюстрацией слов Христовых: «Возлюби Господа Бога твоего и ближнего твоего, как самого себя». Крест для христианина — самый настоящий образ ежедневной жизни. И мы должны понимать одну вещь. Духовная жизнь есть не только вертикальное воспарение. Так или иначе, но я пребываю здесь — на земле. А потому я просто призван взаимодействовать с окружающими людьми.

Устремление вверх всегда сложно. Но не менее сложно балансировать на горизонтали, потому что я несовершенен. Меня перекашивает то в одну, то в другую сторону. И люди, с которыми я взаимодействую, которых я стараюсь любить, иногда ведут себя так, что кажется, что они не заслуживают моей любви. Поэтому и вверх тяжело идти и в горизонтали взаимоотношений бывает очень и очень тяжело. Но от этого никуда не деться. Потому путь в Царство Небесное неизбежно идёт через Голгофу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня один из тех дней церковного года, в который мы концентрируем своё молитвенное внимание на Страданиях Господа Иисуса Христа и на орудии Его Страданий — Кресте Господнем. Связано такое внимание к самому трагическому эпизоду мировой истории с древним византийским летним обычаем Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня на улицы Константинополя, обычай постепенно превратился в церковное торжество, и уже в виде церковного праздника он пришёл на Русь. Звучащий сегодня в храмах отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна также посвящён Страданиям Спасителя. Давайте послушаем эти трагические евангельские строки.

Глава 19.

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Языческое сознание лучше всего понимает язык силы, и потому и все боги языческого пантеона — это сильные в той или иной области мифические существа. Люди обращались, да и обращаются до сих пор, к этим продуктам собственного воображения ради обретения хотя бы толики силы, могущества и власти. Это понятно, ведь любой здравомыслящий человек, неважно, христианин или же язычник, прекрасно осознаёт собственную слабость и незначительность, и такое осознание заставляет пускаться на поиски поддержки в духовной мир.

Но вот Бог воплотился, Бог перестал быть далёким, таинственным и непонятным, Он перестал являть Себя через поражающие человеческое воображение образы, Он стал одним из нас, Он стал человеком, причём не человеком знатного происхождения, а самым обычным средним человеком, не самым бедным и далеко не самым богатым. Оказалось, что мечты о Боге как об источники силы не то, чтобы неверные, они, скорее, не вполне корректные, потому как сила Бога оказалась заключённой в Его добровольной слабости.

Увы, но человеку очень непросто понять и принять силу Божию, явленную в слабости, а потому в мире немало христианских храмов, на стенах которых Христос изображён в виде некоего мускулистого супермена, с помощью собственной физической силы вырывающего гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту. Над такими изображениями можно насмехаться, указывать на их вопиющую несуразность и несоответствие православному иконописному канону, но дело, конечно же, не в этих невежественных картинках, а в том, что именно таким — атлетичным и мощным, решающим все проблемы с помощью грубой силы — мы хотим видеть Бога. Такой Бог нам понятен, ведь именно о силе мы мечтаем с той поры, как оказались лишёнными райского богообщения.

Но вот в чём загвоздка: рая человек лишился тогда, когда захотел обрести силу. Следовательно, путь возвращения лежит в противоположном действии — в отказе от силы, в той добровольной слабости, которую явил Христос на Кресте. Рай невозможно завоевать, в него нас может ввести лишь Христос тогда, когда мы позволим Ему это сделать, то есть тогда, когда уподобимся Ему в Его совершенном смирении и послушании Богу-Отцу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
27.09.2025суббота
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ