Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня один из тех дней церковного года, в который мы концентрируем своё молитвенное внимание на Страданиях Господа Иисуса Христа и на орудии Его Страданий — Кресте Господнем. Связано такое внимание к самому трагическому эпизоду мировой истории с древним византийским летним обычаем Изнесения честных древ Животворящего Креста Господня на улицы Константинополя, обычай постепенно превратился в церковное торжество, и уже в виде церковного праздника он пришёл на Русь. Звучащий сегодня в храмах отрывок из 19-й главы Евангелия от Иоанна также посвящён Страданиям Спасителя. Давайте послушаем эти трагические евангельские строки.

Глава 19.

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Языческое сознание лучше всего понимает язык силы, и потому и все боги языческого пантеона — это сильные в той или иной области мифические существа. Люди обращались, да и обращаются до сих пор, к этим продуктам собственного воображения ради обретения хотя бы толики силы, могущества и власти. Это понятно, ведь любой здравомыслящий человек, неважно, христианин или же язычник, прекрасно осознаёт собственную слабость и незначительность, и такое осознание заставляет пускаться на поиски поддержки в духовной мир.

Но вот Бог воплотился, Бог перестал быть далёким, таинственным и непонятным, Он перестал являть Себя через поражающие человеческое воображение образы, Он стал одним из нас, Он стал человеком, причём не человеком знатного происхождения, а самым обычным средним человеком, не самым бедным и далеко не самым богатым. Оказалось, что мечты о Боге как об источники силы не то, чтобы неверные, они, скорее, не вполне корректные, потому как сила Бога оказалась заключённой в Его добровольной слабости.

Увы, но человеку очень непросто понять и принять силу Божию, явленную в слабости, а потому в мире немало христианских храмов, на стенах которых Христос изображён в виде некоего мускулистого супермена, с помощью собственной физической силы вырывающего гвозди, которыми Он был прибит ко Кресту. Над такими изображениями можно насмехаться, указывать на их вопиющую несуразность и несоответствие православному иконописному канону, но дело, конечно же, не в этих невежественных картинках, а в том, что именно таким — атлетичным и мощным, решающим все проблемы с помощью грубой силы — мы хотим видеть Бога. Такой Бог нам понятен, ведь именно о силе мы мечтаем с той поры, как оказались лишёнными райского богообщения.

Но вот в чём загвоздка: рая человек лишился тогда, когда захотел обрести силу. Следовательно, путь возвращения лежит в противоположном действии — в отказе от силы, в той добровольной слабости, которую явил Христос на Кресте. Рай невозможно завоевать, в него нас может ввести лишь Христос тогда, когда мы позволим Ему это сделать, то есть тогда, когда уподобимся Ему в Его совершенном смирении и послушании Богу-Отцу.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!