Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11, 13-20, 25-28, 30-35. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Иоанна, Глава 19, стихи 6-11,13-20,25-28,30-35

Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мы веруем в Христово Воскресение. Собственно, именно вера в Воскресение Христа и делает нас христианами. Казалось бы, если Христос воскрес, если весь ужас Его Страданий и Смерти позади, то почему Церковь неустанно напоминает нам о тех страшных событиях, которыми закончилась земная жизнь нашего Спасителя? Пожалуй, справедливым будет предположение, что тем самым Церковь хочет нас оградить от того пути, которым прошли люди, распявшие Господа и Спасителя Иисуса Христа. Сегодня Церковь вспоминает Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня, и потому в православных храмах мы вновь слышим рассказ о Распятом на Кресте Спасителе мира. Этот рассказ взят из 19-й главы Евангелия от Иоанна. Давайте его послушаем.

Глава 19.

06 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: || распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

07 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

08 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

09 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.

Невозможно посчитать, сколько человек было упомянуто в только что прозвучавшем отрывке. Кого-то из них мы знаем по именам, но большинство здесь выступают как статисты, как те, кто являл собой страшный голос толпы — «распни, распни Его!». Большинство тех, кого так или иначе упомянул в своём рассказе апостол и евангелист Иоанн Богослов, были из числа тех, кто распинал Спасителя. Да, технически это сделали римские воины, но они были лишь инструментом, и их нельзя напрямую винить в смерти Христа.

А кого можно?

Пилата? Ведь именно он отдал приказ распять Спасителя. Но понимал ли он, что делал? Этот человек был далёк от особенностей религиозной жизни Иудеи, и он, по сути дела, был вынужден поступить так, как он поступил.

Вроде бы всё ведёт нас к тому, чтобы указать в качестве истинных виновников на тех самых первосвященников и членов синедриона, которые хотели погубить Христа, и которые на Него клеветали перед Пилатом. Чаще всего именно их мы и обвиняем. Однако Сам Спаситель молился о Своих мучителях такими словами: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Эти слова многие толкователи Евангелия относят не только к римским наёмникам, стоявшим у Креста и делившим одежду Спасителя, но, в первую очередь, к иудеям, которые были инициаторами казни Воплощённого Бога. Получается, что Сам Христос никого не обвинял, Он ни на кого не указал как на виновников Своих мучений.

Но как так? Если никто не виноват, то почему вообще произошло то, что произошло?

Ответ известен любому христианину: виноват грех, носителем которого является каждый человек. А потому Церковь с первых дней своего бытия свидетельствует, что мы сами распинаем Христа тогда, когда перестаём бороться с живущим в нас грехом, когда позволяем ему обладать нами. Сегодня Церковь вновь напоминает нам о нашей общечеловеческой греховной поражённости, вместе с этим Церковь указывает и на того единственного Врача, Который способен нас исцелить, — на Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!