Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42; Глава 11, стихи 27-28

Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Дмитрий Барицкий
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Евангелие от Луки, Глава 10
Евангелие от Луки, Глава 11
Читать далее
протоиерей Павел ВеликановЧитает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Иногда для понимания смысла текста Евангелия очень важно сравнивать разные переводы — особенно на древних языках — и совсем кажущаяся незначительной деталь — например, частица — может оказаться крайне важной. Сегодня, в день празднования Введения во храм Пресвятой Богородицы, — именно такое чтение, а это отрывок из Евангелия от Луки, 10-я и 11-я главы. Давайте послушаем.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Прозвучавший сейчас евангельский отрывок всегда читается на праздники Богородицы, и, казалось бы, смысл его предельно прозрачен. Марфа и Мария принимают у себя Иисуса, Мария предпочитает не тратить драгоценное время общения с Учителем на житейские хлопоты — за что и получает определённый укор со стороны своей сестры, Марфы. Но Иисус оправдывает Марию — и Марфу не осуждает: каждый выбирает ту форму служения, которая ему ближе. Завершается чтение другим фрагментом, где некая женщина приветствует Иисуса традиционным для иудеев благословением матери. Однако в ответ она слышит, как Иисус несколько корректирует столь эмоционально зарЯженный восторг: вот здесь-то и скрыта особенность — в потерявшейся при переводе на русский язык частице.

Что же это за такая «ускользнувшая» частица — давайте разбираться. Смотрим сначала в греческий текст: Μενοῦν μακάριοι οἱ ἀκούοντες τὸν λόγον τοῦ θεοῦ καὶ φυλάσσοντες. Вот она — «Μενοῦν». В церковнославянском она никуда не пропала — «темже убо блажени слышащии слово Божие и хранящии е». В переводе Сергея Сергеевича Аверинцева она тоже есть: «Ещё блаженнее те, кто слышит слово Божие и соблюдает его». В некоторых иных переводах тоже сохраняется — «ещё более блаженны те, которые слушают слова Божьи и поступают согласно им» или, как вариант, «коль же». И самое интересное — на сербском — Ваистину, блажени.

То есть ответ Христа Спасителя именно благодаря этой «потерянной» в Синодальном переводе частице становится очень простым и конкретным. Потому что «μενοῦν» — «темже убо», или «поистине» — составная частица, которая может или служить подтверждением сказанного, или вводить некое дополнение к сказанному. Другими словами, наиболее точно перевод звучал бы так: «Он сказал: поистине так, но подлинно блаженны те, кто слышат слово Божие и исполняют его».

Почему мы так въедливо разбирали всего лишь маленькую частицу? Потому, что смысл этой реплики начинает играть новыми, неожиданными оттенками. Без всякого сомнения, блаженна и преблагословенна Пречистая Дева, удостоившаяся стать Матерью воплотившегося Слова Божия. Это — безусловная истина. Но также верно и то, что всякий, кто добрым намерением воспринимает Божественное Слово, хранит и взращивает его в своём сердце, и действует в жизни согласно ему — тоже уподобляется Пресвятой Богородице, пусть и не в буквальном, а переносном смысле.

Вот какая у каждого из нас есть уникальная возможность: тоже стать «сосудом воплощения» в жизнь Слова Божия, и тем самым ввести живительный и очищающий ток Божественной силы и правды в нашу запутанную и не самую светлую жизнь!...


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Я потерял себя — эта фраза нередко звучит из уст современного человека. Как же не потерять себя и, если вдруг потерял, то где искать? Ответ на этот вопрос звучит в том отрывке из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Вы никогда не задумывались об источнике собственной способности смотреть на себя со стороны? Если нет, предлагаю немного поразмыслить на эту тему.

Представьте ситуацию. В нашей голове появляется какая-то мысль. Например, мысль о любимом человеке. Мы думаем о том, где он сейчас, чем занимается или можем думать о том, чем закончился наш последний с ним разговор. Если мы думаем о человеке много, то обыкновенно мысль тянет за собой какое-то чувство. Например, если наш разговор закончился ссорой, то мысль о близком доставляет мне неприятное чувство. Досаду, раздражение, недовольство, обиду. Или, наоборот. Если вчера он признался мне в любви, за мыслями следуют тепло, лёгкость, эйфория.

Бывает мы уделяем этим мыслям и чувствам столько внимания, что словно сливаемся с ними. Погружаемся в них без остатка. В таком состоянии мы даже можем перестать отдавать себе отчёт в том, что мы делаем. Такие состояния называют одержимостью. Пример одержимости мыслью — это герои романов Достоевского. Например, Раскольников настолько слился со своей идеей, что совершил убийство. Пример одержимости чувством — это герои Шекспира. Ромео и Джульетта так погружаются в мир своих эмоций, что заканчивают жизнь самоубийством.

Если понаблюдаем за собой, то увидим, что оказываемся в такой ситуации по сто раз на дню. Конечно, обстоятельства не такие трагические. Они бытовые. Но раз за разом я словно сливаюсь со своими мыслями и чувствами. В этом состоянии я очень легко могу нанести ущерб себе и окружающим. Я с лёгкостью могу поверить мысли, что человек, который сел рядом со мной в маршрутке или электричке, — это не хороший человек. Он задумал что-то нехорошее против меня. Я могу сидеть, вертеть эту мысль и раздражаться на него. А потом ещё и сказать ему резкое слово. И всё потому, что он попросил меня немного подвинуться. Причина в том, что в этот момент я просто не вижу себя со стороны. Я не вижу, как погружаюсь в подозрительность, мнительность, раздражение и недовольство.

И вот весь вопрос в том, что же эта за точка такая, откуда я на себя смотрю со стороны? Откуда я вижу, как работает мой ум, какие мысли о мне он подкидывает и как эти мысли тянут за собой чувства? Ну, или наоборот. На языке христианской аскетики это точка называется сердце. Это такое место внутри меня, которое находится намного глубже моих чувств, эмоций и мыслей. Святитель Феофан Затворник пишет о сердце так: «оно лежит глубже деятельных сил и составляет для них как бы подкладку или основу». Так вот, если я нащупал эту опору в себе, внутри меня словно появляется объём, пространство. Это великолепная площадка для обзора. С неё, как с возвышенности, я могу заранее отслеживать отрицательные мысли и эмоции. У меня появляется возможность привлекать в эту сердечную глубину мысли о Боге. Наполнять Им свою внутреннюю сферу.

Вот на что намекает Христос Марфе в сегодняшнем евангельском чтении. Плохо не то, что она суетится по хозяйству, а не сидит, как Мария, рядом с Господом. Плохо то, что она полностью растворилась в своих мыслях и чувствах. Она перестала видеть себя со стороны. Можно сказать, что в тот момент Марфа потеряла сердце, потеряла себя. И в итоге начала раздражаться на сестру и даже упрекнула Спасителя. Она совершенно забыла, для Кого трудится.

Так Евангелие напоминает нам о том, что если мы не прилагаем усилия к тому, чтобы найти в себе ту точку опоры, которая позволяет нам смотреть на всё происходящее словно со стороны, то даже внешне богоугодное дело может нанести ущерб. И, по сути, вся духовная жизнь — это непрестанный поиск этой сердечной глубины и усилие укоренить в ней мысли о Боге. Именно для этого нам и даны евангельские заповеди и таинства Церкви. Это то, что нас насыщает и делает Царство Небесное ощутимой реальностью нашей души.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Сегодня Церковь совершает празднование в честь Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. О событии, которое послужило причиной установления этого праздника, мы ничего не сможем прочитать в Священном Писании, ведь оно произошло в середине Х века в Константинополе. Именно там и тогда Божия Матерь явным образом оказала Свою помощь христианам, символом же помощи стал распростёртый над молящимися в храме людьми головной убор Пресвятой Богородицы — Её Покров. Совершая празднование в честь Пречистой Девы, мы слышим сегодня во время литургии в православных храмах посвящённый Ей отрывок из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

История краткого пребывания Господа Иисуса Христа в доме Марфы и Марии, с одной стороны, прекрасно известна всем христианам, она одна из тех евангельских историй, на которые мы привыкли не обращать особого внимания во время их чтения в храме, ведь мы уже прекрасно знаем, о чём в них пойдёт речь. С другой же стороны, в Церкви нет ничего случайного, и сам факт, что Церковь с такой удивительной настойчивостью предлагает нам в дни памяти Божией Матери задуматься именно об этом отрывке, должен привлечь к нему наше внимание.

Весь только что прозвучавший евангельский отрывок нас подводит к его последним словам, которые стоит рассматривать как кульминационные и наиболее важные: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). Эти Христовы слова стали ответом на восторженный возглас, относящийся к Его Пречистой Матери: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27). Мы видим, что здесь Спаситель перевёл разговор с Его Пречистой Матери на Бога-Отца и Его слово. Он поступал подобным образом неоднократно, для примера мы можем вспомнить историю, описанную в 12-й главе Евангелия от Матфея. Мать и братья Спасителя хотели Его видеть, когда же Господь узнал об их желании, Он сказал: «Кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф. 12:50). Эта слова практически дословно воспроизводят финал только что прозвучавшего евангельского чтения.

Может сложиться впечатление, что Спаситель, во-первых, избегал какого-либо разговора о Своей Матери, а во-вторых, что Он как будто бы принижал Её достоинство, напрямую не соглашаясь с восхваляющими Её утверждениями окружающих. Действительно, о Своей Матери Спаситель не говорил, Он не ставил Её никому в пример, не рассказывал поучительных историй из Её жизни и Своего детства, и нам сложно ответить на вопрос о причинах этого молчания. Мы можем лишь предположить, что говорить о Ней Ему мешала предельная сосредоточенность на возвещении воли Бога-Отца, а потому Спаситель если и о говорил о людях, то только о праведниках прошлого.

Прямо не соглашаясь с хвалебными словами, адресованными Божией Матери, Спаситель никогда не принижал Её достоинства, напротив, Он, реагируя на эти слова, указывал, что любой человек может уподобиться Пресвятой Богородице в том случае, если станет исполнять слово Божие. А это означает, что всякий раз, когда мы торжественно чествуем Божию Матерь, мы должны помнить, что все Её чудеса, всё Её заступничество имеет своей целью напоминание нам о слове Божием, том слове, в котором заключено высшее благо для человека и жизнь вечная.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Совсем недавно было начало нового церковного года, а сегодня Церковь празднует Рождество Пресвятой Богородицы — первый двунадесятый праздник наступившего нового года. В таком положении дел нет ничего удивительного: непосредственная история нашего спасения началась с Рождества Божией Матери, и для христиан вполне естественно в самом устроении годичных богослужебных кругов видеть возможность для христианского назидания, естественно и видеть в нём один из образов присутствия Господа Иисуса Христа в нашем мире. В день празднования Рождества Пресвятой Богородицы в православных храмах во время литургии звучит хорошо знакомый любому воцерковлённому человеку отрывок из 10-й и 11-й глав Евангелия от Луки. Давайте его послушаем.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

У нас крайне мало достоверных исторический сведений о Божией Матери. Всё, что мы знаем о Её Рождестве, — мы знаем из не вошедших в Новый Завет книг. Да, мы доверяем церковному осмыслению этого события, но при этом у нас нет возможности выйти за установленные канонами и традицией рамки: скажем, мы не можем во время литургии в храмах прочитать тот отрывок из апокрифического Протоевангелия Иакова, который повествует о празднуем ныне событии Священной Истории. Безусловно, что любой верующий человек видит в таком положении дел не какую-то нелепую случайность, требующую немедленного и радикального исправления, а волю Божию и Самой Пречистой Девы. Когда мы практически во все посвящённые Божией Матери праздники слышим в храмах во время литургии одно и то же евангельское чтение, которое ни слова не говорит о Самой Богородице, то мы не можем не поражаться величию смирения Пречистой Заступницы рода человеческого.

Церковь верует, что Божия Матерь сознательно уклонялась от какой бы то ни было славы и известности, Она всегда была в тени других людей — Своего Сына и Его учеников, Она сумела сделать так, что абсолютное большинство информации о Ней носит косвенный характер, и у критически настроенных людей эти сведения вызывают сомнения. Однако в таком положении дел нет ничего нового и удивительного: ведь и Христово Воскресение точно так же вызывает сомнение и недоверие. Поверить и сердцем принять церковное учение и о Воскресении Христовом, и о Божией Матери может лишь тот, кто хотя бы попытается в смирении уподобиться Господу и Пречистой Богородице, именно об этом нам сегодня говорит отрывок из Евангелия от Луки: блаженны те, кто слышит Христово слово и исполняет Его.

Вообще, всё Священное Писание говорит нам, что в конечном итоге Бог благосклонен к смиренным и кротким, к тем, кто не думает о себе, но думает об исполнении заповедей. Писание обильно наполнено примерами жизни таких людей, много подобных примеров мы находим и в житиях святых. Но есть и тот пример, который выше всех прочих: пример Пречистой Девы.

Дай Бог, чтобы он нас вдохновил, и чтобы наступивший церковный год стал для нас годом радости, подобной той, которую испытали святые праведные Иоаким и Анна тогда, когда на свет появилась их долгожданное Чадо — Пресвятая и Пречистая Дева Богородица Мария!


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Как ни крути, но больше всего люди боятся смерти. И мечтают о том, чтобы жизнь победила. Для человека верующего данная мечта уже стала реальностью. Не только в лице воскресшего Христа, но на и примере жизни и служения Богородицы и Девы Марии. Сегодня, в день праздника Успения Богородицы, в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 10й и 11й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Последние годы Своей жизни Богородица провела в городе Эфесе — там Она жила в доме апостола Иоанна, который заботился о Ней как о собственной матери. Предчувствуя окончание дней земной жизни, Дева Мария решила в последний раз посетить Иерусалим, чтобы посмотреть на места смерти и воскресения Своего Сына. В Иерусалиме Богородица мирно, без страданий умерла. Попрощаться с Девой Марией поспешили все апостолы. Все они прибыли ко дню похорон. Опоздал только апостол Фома.

Бездыханное тело Богородицы положили в особой пещере — на территории Гефсиманского сада. В Гефсимании любил бывать Её Сын. Здесь же Христа когда-то схватили недруги. Вход в погребальную пещеру Девы Марии закрыли камнем. Апостол Фома очень переживал, что не успел попрощаться с Богородицей. По его просьбе камень откатили. И тогда все увидели чудо — Христос забрал Божию Матерь на Небо не только душой, но и телом. Апостолы с радостью воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Эта молитва до сих пор произносится христианами, просящими Деву Марию о помощи.

Так выглядит в кратком пересказе православное предание о событии Успения Богородицы. Почему предание? А потому что событие это осталось за пределами библейского текста. Ни в какой книге Нового Завета мы с вами не найдем рассказа об Успении. Да и об остальных деталях, связанных с личностью и служением Богоматери, там написано не так уж и много. Даже в дни Богородичных торжеств, чаще всего, читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором нет ни одного слова, относящегося напрямую к Богородице.

Почему же так сложилось? Причиной послужила просьба Самой Девы Марии. Она попросила апостолов, решивших описать жизнь и служение Христа, чтобы они Её (Богоматерь) как можно меньше упоминали в Своих текстах. В корне такого желания находилась не только скромность, но и четкое понимание Своего места в мире. Это место рядом со Христом, сбоку от Христа, но не вместо Него. Богородица прекрасно понимала, что никто и ничто не может заслонять собой Спасителя, претендовать на Его славу, разделять с Ним Его искупительный подвиг. Потому Богоматерь и при жизни, и после Своего славного Успения смиренно стоит на втором плане, если и выступает, то только как просительница и ходатаица. Но уж точно не как какая-то богиня, могущественная вершительница человеческих судеб.

Пример Богородицы, Которую мы сегодня прославляем и Которую считаем эталоном святости, учит нас, прежде всего, смирению. Не просто скоромности или самоограничению, а глубинному пониманию двух вещей. Во-первых — что без Бога мы мало на что способны. А во-вторых — что с помощью Божией мы способны на по-настоящему великие и нужные вещи. Дева Мария, бедная сирота и хрупкая девушка, смогла благодаря смирению в корне изменить историю мира. А затем взошла на удивительные высоты святости и совершенства. На нечто подобное окажемся способны и мы, когда не в теории, а на практике поймем, как сила Божия проявляет себя в доброй немощи смирения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

С точки зрения статистики, один человек — совершеннейшая мелочь, погрешность в масштабных вычислениях. Но с точки зрения христианства, человек есть самая настоящая мини-вселенная, способная полностью поменять мир вокруг себя. Об этом, в том числе, говорит нам история праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. А также отрывок из десятой главы Евангелия от Луки, звучащий сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.

Глава 10.

38 В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

39 у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

40 Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

41 Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

42 а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

Глава 11.

27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!

28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.

Прозвучавший евангельский отрывок прославляет Марию. С точки зрения буквального понимания услышанного нами текста речь идёт о Марии — сестре праведного Лазаря, воскрешённого Спасителем на четвёртый день после смерти. Мария вместе с другой сестрой по имени Марфа оказались свидетельницами того великого чуда. Запечатлели в своей памяти они и иные славные дела Господа.

Но вернёмся к сегодняшнему чтению. Мария, благодаря одобрению Христа, становится примером послушания Богу. И вот причина, почему сестра Лазаря вспоминается сегодня. Она становится символом иной Марии — Пресвятой Богородицы. Именно Ей посвящён сегодняшний день, когда наша Церковь прославляет Введение во храм Девы Марии. Данное событие осталось за границами евангельского повествования, но память о нём была сохранена в устном предании.

Введение в Иерусалимский храм трёхлетней Богородицы стало предысторией удивительных событий, которые начали в скором времени происходить в древнем Израиле. Появление Девы Марии в храме Соломона стало пророчеством о том, что этой Девочке, неожиданно родившейся от бедных и старых родителей, уготована удивительная судьба.

Родители Девы Марии — Иоаким и Анна — вели праведную жизнь, но долгое время оставались бездетны. Когда же, наконец, у них появилась долгожданная Дочь, они поняли, что старость не позволит им достойно заботиться о Наследнице их рода. Потому они дали обещание Богу отдать Ребёнка на воспитание в главное святилище Израиля — Иерусалимский храм. При нём существовал особый приют для девочек, где о них хорошо заботились, а также учили всему необходимому для самостоятельной жизни.

Когда Богородице исполнилось три года, Иоаким и Анна привели Её в храм. Там Марию встретил священник Захария вместе с другими воспитанницами. По вдохновению свыше Захария ввёл Богородицу в храм и открыл для Неё завесу Святое святых — главной части храма. Это был очень смелый поступок. Ведь в Святое святых мог заходить только первосвященник и только раз в год.

Мария оказалась в самом сердце храма, конечно же, не случайно. Святое святых к тому времени пустовало, поскольку лишилось своей главной составляющей — ковчега завета, важнейшей святыни Израиля. Ковчег, в котором лежали каменные скрижали Моисея, жезл Аарона и иные реликвии, исчез во время вторжения вавилонских войск. Ковчег был, конечно, важен сам по себе. Но в то же время являлся символом — совершенной святости. Воплощением таковой святости и стала Дева Мария. Новый ковчег завета. Уже не только Израиля, но всего мира.

Праздник Введения — праздник надежды, искреннего упования на Бога. На примере святых Иоакима и Анны мы учимся не опускать рук, но верить и доверять Богу. Доверять Ему даже тогда, когда, казалось бы, не осталось сил. Древний Израиль, утратив свою великую святыню, верил и надеялся, что вместо ковчега завета Господь пошлёт ему нечто иное. И миру была явлена Дева Мария. Подобным образом призваны поступать и мы. Не диктовать Богу список своих желаний, а прислушиваться к Его промыслу, следуя которому мы получим то, что действительно необходимо именно нам, то, на что и надеяться ранее не смели.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
04.12.2024среда
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ