Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 38-42
Евангелие от Луки, Глава 11, стихи 27-28
Как ни крути, но больше всего люди боятся смерти. И мечтают о том, чтобы жизнь победила. Для человека верующего данная мечта уже стала реальностью. Не только в лице воскресшего Христа, но на и примере жизни и служения Богородицы и Девы Марии. Сегодня, в день праздника Успения Богородицы, в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 10й и 11й глав Евангелия от Луки. Давайте послушаем.
27 Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!
28 А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его.
Последние годы Своей жизни Богородица провела в городе Эфесе — там Она жила в доме апостола Иоанна, который заботился о Ней как о собственной матери. Предчувствуя окончание дней земной жизни, Дева Мария решила в последний раз посетить Иерусалим, чтобы посмотреть на места смерти и воскресения Своего Сына. В Иерусалиме Богородица мирно, без страданий умерла. Попрощаться с Девой Марией поспешили все апостолы. Все они прибыли ко дню похорон. Опоздал только апостол Фома.
Бездыханное тело Богородицы положили в особой пещере — на территории Гефсиманского сада. В Гефсимании любил бывать Её Сын. Здесь же Христа когда-то схватили недруги. Вход в погребальную пещеру Девы Марии закрыли камнем. Апостол Фома очень переживал, что не успел попрощаться с Богородицей. По его просьбе камень откатили. И тогда все увидели чудо — Христос забрал Божию Матерь на Небо не только душой, но и телом. Апостолы с радостью воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!» Эта молитва до сих пор произносится христианами, просящими Деву Марию о помощи.
Так выглядит в кратком пересказе православное предание о событии Успения Богородицы. Почему предание? А потому что событие это осталось за пределами библейского текста. Ни в какой книге Нового Завета мы с вами не найдем рассказа об Успении. Да и об остальных деталях, связанных с личностью и служением Богоматери, там написано не так уж и много. Даже в дни Богородичных торжеств, чаще всего, читается отрывок из Евангелия от Луки, в котором нет ни одного слова, относящегося напрямую к Богородице.
Почему же так сложилось? Причиной послужила просьба Самой Девы Марии. Она попросила апостолов, решивших описать жизнь и служение Христа, чтобы они Её (Богоматерь) как можно меньше упоминали в Своих текстах. В корне такого желания находилась не только скромность, но и четкое понимание Своего места в мире. Это место рядом со Христом, сбоку от Христа, но не вместо Него. Богородица прекрасно понимала, что никто и ничто не может заслонять собой Спасителя, претендовать на Его славу, разделять с Ним Его искупительный подвиг. Потому Богоматерь и при жизни, и после Своего славного Успения смиренно стоит на втором плане, если и выступает, то только как просительница и ходатаица. Но уж точно не как какая-то богиня, могущественная вершительница человеческих судеб.
Пример Богородицы, Которую мы сегодня прославляем и Которую считаем эталоном святости, учит нас, прежде всего, смирению. Не просто скоромности или самоограничению, а глубинному пониманию двух вещей. Во-первых — что без Бога мы мало на что способны. А во-вторых — что с помощью Божией мы способны на по-настоящему великие и нужные вещи. Дева Мария, бедная сирота и хрупкая девушка, смогла благодаря смирению в корне изменить историю мира. А затем взошла на удивительные высоты святости и совершенства. На нечто подобное окажемся способны и мы, когда не в теории, а на практике поймем, как сила Божия проявляет себя в доброй немощи смирения.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов