Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Наша жизнь представляет собой постоянное взаимодействие с материальным миром и людьми, которые нас окружают. Если же человек верит в Бога, он также стремится взаимодействовать с миром духовным. При этом у него может возникнуть резонный вопрос, чем взаимодействие с миром духовным отличается от взаимодействия с миром материальным? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Пандемия, с которой недавно столкнулось человечество, спровоцировала ряд богословских споров, суть которых сводилась к тому, как взаимодействует духовное и материальное. Скажем, может ли материальное повредить духовное или, напротив, может ли духовное быть проявлено в материальном. При этом в большинстве дискуссий, связанных с подобными вопросами, многие совершали одну и ту же ошибку, воспринимая мир духовный через призму современного научного взгляда, зародившегося ещё в эпоху Просвещения. В такой перспективе духовный мир воспринимается практически так же, как материальный, только невидимый и более тонкий. Но он точно так же детерминирован и так же подчиняется своим обязательным законам. А что здесь не так, спросит кто-нибудь? Разве это неправильно? Однако ответ однозначный: неправильно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим две истории, одна из которой вписана в другую. Начальник синагоги Иаир просит Христа спасти его умирающую дочь. Согласившись, Иисус идёт по городу, жители которого живут своей жизнью. Они спешат туда-сюда по делам, толпятся у торговых лавочек или на перекрёстках. Проходя между ними, Спаситель их касался, как и они касались Его... Но только один человек получил в этот момент от Него исцеление. Это была женщина — больная кровотечением. Все остальные просто соприкасались со Христом, и это касание к Самому воплощённому Богу никак их не освящало... Они шли себе дальше по своим делам, потому что никак во Христа не верили и к Нему не стремились. Вера болеющей женщины могла быть несовершенной, потому что она побоялась довериться Христу и сначала скрывалась, но в любом случае вера была — и Господь, установив с ней личные отношения, раскрыл полноту её веры. В материальном мире предметы и вещества влияют друг на друга автоматически, просто в силу работы физических законов, но в духовном мире не так, ведь отношения с Богом всегда предполагают личную веру и устремлённость к Нему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЛк., 39 зач., VIII, 41-56
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В критической ситуации всем нам свойственно совершать абсолютно непредсказуемые действия, а потому и невозможно заранее предположить, как мы поведём себя при наступлении такой ситуации. Тяжёлая болезнь и смерть детей — это то, страшнее чего, пожалуй, сложно что-либо представить, это то, что человек в добром здравии рассудка не станет желать даже самым своим заклятым врагам. Но как бы ни было сложно и больно об этом говорить и думать, мы все так или иначе вынуждены сталкиваться с детскими болезнями и смертями. И нет ничего удивительного в том, что и на страницах Евангелия мы находим описание этих трагедий, находим мы там и описания действий родителей, оказавшихся в критической ситуации. Одна из таких историй содержится в 8-й главе Евангелия от Луки, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
К тому времени, к которому относится эта евангельская история, конфликт между Христом и официальным иудаизмом уже успел принять чёткие и оформившиеся черты. Этот конфликт ещё был далёк от своей кульминации, но тем не менее отношение ко Христу сделалось довольно прохладным, а потому общение с Ним и обращение к Нему за помощью, мягко говоря, не особо приветствовалось со стороны благочестивых книжников и фарисеев. Судя по всему, к тому времени возможность для проповеди в синагогах уже была закрыта для Христа. Глава синагоги Иаир об этом прекрасно знал, он был в курсе актуальной повестки дня, но вот его постигло самое большое из всех возможных несчастий — его дочь смертельно больна, в такой ситуации любой человек оставит свои предрассудки и постарается сделать всё возможное для исцеления ребёнка. Так поступил и Иаир, он забыл о всех нарушениях Христом субботы, о Его нарочитом общении с грешниками, о негативном к Нему отношении со стороны благочестивых иудеев и обратился за помощью к Спасителю, причём сделал он это в самой радикальной форме: он не послал кого-то за Христом, а пришёл к Нему сам, более того, придя, он упал перед Ним на колени и молил о помощи, то есть Иаир фактически воздал Христу те почести, которые подобало воздавать лишь Богу. Из действий Иаира можно сделать вывод, что для него Христос был последней надеждой, и, как мы знаем из Евангелия, надежда Иаира в конечном итоге оправдалась, он получил то, что просил, его дочь вернулась к жизни.
Но вот что удивительно: после этого Иаир вместе со своей семьёй исчез со страниц Евангелия. Он исчез так же, как исчезли почти все получившие у Христа помощь люди, о которых мы можем прочитать в Евангелии. Вроде бы все они проявили веру, они обратились за помощью, помощь пришла, но после этого с ними произошло то, что зачастую происходит и с нами: они, успокоившись, переосмыслили произошедшее в удобном для себя ключе, так, чтобы не было никакой внутренней мотивации что-либо менять в своей жизни. К примеру, воскрешение дочери можно было интерпретировать как неправильный диагноз, тем более что и Сам Христос сказал, что «она не умерла, но спит». За эти слова вполне можно было бы «зацепиться» и понять их в буквальном ключе, ведь такое их понимание устраняет любые вопросы: если она спала, то и её воскрешение — не воскрешение вовсе, а стечение обстоятельств.
Евангелие совершенно неслучайно сохранило в себе эту и подобные ей истории. С одной стороны, они описывают божественную власть Христа над жизнью и смертью, с другой — они показывают, что никакие чудеса, даже такие, как воскрешение человека, не способны кого-то по-настоящему в чём-то убедить, а потому вслед за потрясением от чуда приходит успокоение и какая-то иная трактовка случившегося, такая, которая поможет продолжить жить привычной жизнью.
Именно поэтому Церковь предостерегает своих чад от того, чтобы искать чудес ради укрепления в вере. Чудеса не способны в этом помочь, потому как вера — это дар, она не зависит от обилия увиденных чудес и знамений, она рождается в человеке как отклик Бога на искренние, и никакой трагедией не обусловленное, стремление человека к своему Создателю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееДве совершенно разных печальных жизненных ситуации — смерть дочери и продолжительная женская болезнь, в обоих случаях Господь Иисус Христос приходит на помощь страдающим людям, и в обоих случаях мы слышим слова Христа о вере как о том, что помогло людям познать глубину милосердия Божия.
Оказывается, что милость Божия может прийти к человеку разными путями: можно поступать так, как поступил начальник синагоги Иаир, то есть обратиться ко Христу с мольбой о помощи, а можно сделать так, как сделала больная женщина — ничего не говорить и даже не взаимодействовать с Самим Спасителем, а лишь коснуться края Его одежды и получить то, во что она верила и чего желала всем своим естеством. Две эти евангельские история по сути дела свидетельствуют нам о двух видах молитвы: о всем известной молитве словами, и о молитве иного рода — так называемой умной молитве. Если о первом виде молитвы знают даже те, кто и вовсе никогда не молился, то о втором виде имеет смысл сказать подробнее.
Так сложилось, что об умной молитве написано довольно много, но написано это, как правило, монахами, а потому многие христиане полагают, что и сама умная молитва — это что-то специфически монашеское, то, что никак не соответствует образу жизни обычных христиан. Конечно, такие воззрения являются ошибочными, на их ошибочность указывает сам евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины: она не была монахиней, она была самым обычным человеком, из Евангелия нельзя сделать вывод о каком-то особенном благочестии этой женщины, но можно сделать вывод о её вере, тем более, что и Сам Христос похвалил её веру, следовательно, практика умной молитвы имеет отношение не к монашескому образу жизни, а к вере во Христа.
Замечательное и полное определение умной молитве дал святитель Феофан Затворник: «Умная, или внутренняя, молитва — это, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласно, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушённо исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных». Мы видим, что именно так и поступила больная женщина — она безмолвным словом воссылала к Богу свою молитву.
Но вместе с этим достойный образ молитвы показал и Иаир, в его мольбе ко Христу не было рассеяния, в Его мыслях и сердце было то же, что в его устах — отцовское переживание за свою дочь, Иаира в тот момент не занимало ничто другое, он ни на что не отвлекался и никак не рассеивал своё внимание. Само молитвенное настроение героев нынешнего евангельского отрывка — прекрасный пример того, какова молитва, доходящая до Бога, святителю Феофану Затворнику удалось прекрасно выразить в кратких словах опыт этих людей: «Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна — никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом — разумея и сознавая всё молитвословимое, сердцем — всё то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на неё преклоняется».
Читать далее
священник Стефан Домусчи