Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56. Комментирует - Дмитрий Барицкий
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

Лк., 39 зач., VIII, 41-56 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться
Читает и комментирует священник Дмитрий Барицкий

Молитва — это основа духовной жизни человека. Но как сделать свою молитву к Богу более эффективной и сосредоточенной? Важный совет находим в отрывке из 8-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 8.

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

Случаи, описанные в только что прозвучавшем отрывке, на первый взгляд очень друг от друга отличаются. Однако несмотря на всю разницу, в этих ситуациях есть много общего. Если женщина 12 лет страдает от своей болезни, то девочка в 12 лет умирает. И в случае с женщиной, и в случае с девочкой евангелист подчёркивает, что ситуация была крайне безнадёжной. Люди на грани отчаяния и, кроме как на Христа, им надеяться не на кого. Поэтому они совершают предосудительные поступки в глазах окружающих. Иаир ставит под угрозу свою репутацию, так как обращается к Человеку, Которого его коллеги, религиозные вожди иудеев, считали богохульником. А кровоточивая нарушает строгие ритуальные правила и оскверняет своим прикосновением не только людей в толпе, но и всеми уважаемого учителя. Ведь с точки зрения иудейского закона она нечистая. Нечистой считалась и девочка, которая на момент прихода Христа к ней в дом, уже умерла. Однако и её Господь возвращает к жизни именно через прикосновение.

Видимо, не случайно апостол Лука рассказывает об этих двух случаях именно таким способом, вплетая их в рамку одной истории. Он хочет показать нам, что разные обстоятельства скрывают одну и ту же важную истину. На эту истину прямо указывает святитель Феофан Затворник. По его словам, и у Иаира, и у кровоточивой была молитва веры. Выражалась она по-разному. Однако сердечное расположение обоих было общим. И кровоточивая, и Иаир душой вопили к Богу, обращались к Нему как к последней надежде. И в итоге получили просимое.

Это прекрасная иллюстрация того, какой должна быть наша молитва к Творцу. Нам важно помнить, что молитвенные правила, которые церковный устав предлагает читать утром, вечером, перед едой и после еды, — это, безусловно, вещь необходимая. Правила помогают нам приучить себя к дисциплине. Они напоминают, что наша молитва должна быть регулярной, как беседа с родным человеком. Они указывают, в каком примерно направлении должна развиваться наша беседа с Творцом. Однако при этом важно помнить, что даже самое древнее и авторитетное правило, это ещё не сама молитва. Это лишь прелюдия к ней. Как говорит тот же самый святитель Феофан, молитва — это особое расположение нашего духа. Это сосредоточенность нашего внимания на Боге. Чем выше эта сосредоточенность, тем глубже молитва.

Как же такой сосредоточенности добиться? Бывает, что правила мы вычитываем, но молитвы нет, так как наше внимание занято посторонними вещами. Вспомним тогда Иаира и кровоточивую. У них на сердце была такая боль, что окружающий мир им был совсем неинтересен. Боль сосредоточила их на Христе. Вот и для нас это может стать способом войти в молитву. Ведь своя боль есть у каждого из нас. В сердце сидит заноза и зудит. Как правило это может быть тяжёлое воспоминание о человеке или о ситуации. И мы не можем избавиться от этого воспоминания. Боремся с ним, а оно не отпускает. Поэтому не лучше ли вместо того, чтобы бегать от этого чувства, принять его и побыть в нём? Только тогда мы сможем отчётливо увидеть, что это страдает наша душа. И она нуждается в утешении и исцелении. Лишь тогда мы сможем взять её на руки и отдать Богу. И тогда то, что доставляло нам нестерпимые мучения, удивительным образом станет для нас источником радости, мира и покоя.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!