Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56

41 И вот, пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом,

42 потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти. Когда же Он шел, народ теснил Его.

43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена,

44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.

45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Петр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит,- и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.

47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась.

48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.

49 Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорит ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.

50 Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет.

51 Придя же в дом, не позволил войти никому, кроме Петра, Иоанна и Иакова, и отца девицы, и матери.

52 Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит.

53 И смеялись над Ним, зная, что она умерла.

54 Он же, выслав всех вон и взяв ее за руку, возгласил: девица! встань.

55 И возвратился дух ее; она тотчас встала, и Он велел дать ей есть.

56 И удивились родители ее. Он же повелел им не сказывать никому о происшедшем.

епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Две совершенно разных печальных жизненных ситуации — смерть дочери и продолжительная женская болезнь, в обоих случаях Господь Иисус Христос приходит на помощь страдающим людям, и в обоих случаях мы слышим слова Христа о вере как о том, что помогло людям познать глубину милосердия Божия.

Оказывается, что милость Божия может прийти к человеку разными путями: можно поступать так, как поступил начальник синагоги Иаир, то есть обратиться ко Христу с мольбой о помощи, а можно сделать так, как сделала больная женщина — ничего не говорить и даже не взаимодействовать с Самим Спасителем, а лишь коснуться края Его одежды и получить то, во что она верила и чего желала всем своим естеством. Две эти евангельские история по сути дела свидетельствуют нам о двух видах молитвы: о всем известной молитве словами, и о молитве иного рода — так называемой умной молитве. Если о первом виде молитвы знают даже те, кто и вовсе никогда не молился, то о втором виде имеет смысл сказать подробнее.

Так сложилось, что об умной молитве написано довольно много, но написано это, как правило, монахами, а потому многие христиане полагают, что и сама умная молитва — это что-то специфически монашеское, то, что никак не соответствует образу жизни обычных христиан. Конечно, такие воззрения являются ошибочными, на их ошибочность указывает сам евангельский рассказ об исцелении кровоточивой женщины: она не была монахиней, она была самым обычным человеком, из Евангелия нельзя сделать вывод о каком-то особенном благочестии этой женщины, но можно сделать вывод о её вере, тем более, что и Сам Христос похвалил её веру, следовательно, практика умной молитвы имеет отношение не к монашескому образу жизни, а к вере во Христа.

Замечательное и полное определение умной молитве дал святитель Феофан Затворник: «Умная, или внутренняя, молитва — это, когда молящийся, собрав ум внутрь сердца, оттуда не гласно, безмолвным словом воссылает к Богу молитву свою, славословя Его и благодаря, сокрушённо исповедуя пред Ним грехи свои и испрашивая у Него потребных себе благ духовных и телесных». Мы видим, что именно так и поступила больная женщина — она безмолвным словом воссылала к Богу свою молитву.

Но вместе с этим достойный образ молитвы показал и Иаир, в его мольбе ко Христу не было рассеяния, в Его мыслях и сердце было то же, что в его устах — отцовское переживание за свою дочь, Иаира в тот момент не занимало ничто другое, он ни на что не отвлекался и никак не рассеивал своё внимание. Само молитвенное настроение героев нынешнего евангельского отрывка — прекрасный пример того, какова молитва, доходящая до Бога, святителю Феофану Затворнику удалось прекрасно выразить в кратких словах опыт этих людей: «Итак, брате мой, желаешь ли, чтоб молитва твоя была благоплодна — никогда не ограничивайся в молитве своей одним молитвословием, но молись вместе и умом, и сердцем: умом — разумея и сознавая всё молитвословимое, сердцем — всё то чувствуя. Наипаче же молись сердцем. Молитва, из сердца исторгающаяся, как стрела молнийная, мгновенно проходит небеса и является пред престолом всемилостивого Бога. И Бог ей наипаче внемлет и на неё преклоняется».

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!