Евангелие от Луки, Глава 8, стихи 41-56
Лк., 39 зач., VIII, 41-56
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В критической ситуации всем нам свойственно совершать абсолютно непредсказуемые действия, а потому и невозможно заранее предположить, как мы поведём себя при наступлении такой ситуации. Тяжёлая болезнь и смерть детей — это то, страшнее чего, пожалуй, сложно что-либо представить, это то, что человек в добром здравии рассудка не станет желать даже самым своим заклятым врагам. Но как бы ни было сложно и больно об этом говорить и думать, мы все так или иначе вынуждены сталкиваться с детскими болезнями и смертями. И нет ничего удивительного в том, что и на страницах Евангелия мы находим описание этих трагедий, находим мы там и описания действий родителей, оказавшихся в критической ситуации. Одна из таких историй содержится в 8-й главе Евангелия от Луки, отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
К тому времени, к которому относится эта евангельская история, конфликт между Христом и официальным иудаизмом уже успел принять чёткие и оформившиеся черты. Этот конфликт ещё был далёк от своей кульминации, но тем не менее отношение ко Христу сделалось довольно прохладным, а потому общение с Ним и обращение к Нему за помощью, мягко говоря, не особо приветствовалось со стороны благочестивых книжников и фарисеев. Судя по всему, к тому времени возможность для проповеди в синагогах уже была закрыта для Христа. Глава синагоги Иаир об этом прекрасно знал, он был в курсе актуальной повестки дня, но вот его постигло самое большое из всех возможных несчастий — его дочь смертельно больна, в такой ситуации любой человек оставит свои предрассудки и постарается сделать всё возможное для исцеления ребёнка. Так поступил и Иаир, он забыл о всех нарушениях Христом субботы, о Его нарочитом общении с грешниками, о негативном к Нему отношении со стороны благочестивых иудеев и обратился за помощью к Спасителю, причём сделал он это в самой радикальной форме: он не послал кого-то за Христом, а пришёл к Нему сам, более того, придя, он упал перед Ним на колени и молил о помощи, то есть Иаир фактически воздал Христу те почести, которые подобало воздавать лишь Богу. Из действий Иаира можно сделать вывод, что для него Христос был последней надеждой, и, как мы знаем из Евангелия, надежда Иаира в конечном итоге оправдалась, он получил то, что просил, его дочь вернулась к жизни.
Но вот что удивительно: после этого Иаир вместе со своей семьёй исчез со страниц Евангелия. Он исчез так же, как исчезли почти все получившие у Христа помощь люди, о которых мы можем прочитать в Евангелии. Вроде бы все они проявили веру, они обратились за помощью, помощь пришла, но после этого с ними произошло то, что зачастую происходит и с нами: они, успокоившись, переосмыслили произошедшее в удобном для себя ключе, так, чтобы не было никакой внутренней мотивации что-либо менять в своей жизни. К примеру, воскрешение дочери можно было интерпретировать как неправильный диагноз, тем более что и Сам Христос сказал, что «она не умерла, но спит». За эти слова вполне можно было бы «зацепиться» и понять их в буквальном ключе, ведь такое их понимание устраняет любые вопросы: если она спала, то и её воскрешение — не воскрешение вовсе, а стечение обстоятельств.
Евангелие совершенно неслучайно сохранило в себе эту и подобные ей истории. С одной стороны, они описывают божественную власть Христа над жизнью и смертью, с другой — они показывают, что никакие чудеса, даже такие, как воскрешение человека, не способны кого-то по-настоящему в чём-то убедить, а потому вслед за потрясением от чуда приходит успокоение и какая-то иная трактовка случившегося, такая, которая поможет продолжить жить привычной жизнью.
Именно поэтому Церковь предостерегает своих чад от того, чтобы искать чудес ради укрепления в вере. Чудеса не способны в этом помочь, потому как вера — это дар, она не зависит от обилия увиденных чудес и знамений, она рождается в человеке как отклик Бога на искренние, и никакой трагедией не обусловленное, стремление человека к своему Создателю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов