Евангелие дня - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27

Выбор комментатора
Читает и комментирует
священник Антоний Борисов
Выбор комментатора
Читает и комментирует
епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Выбор комментатора
Читает и комментирует
протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Матфея, Глава 21
Читать далее
Читает и комментирует священник Антоний Борисов

Классик отечественной истории Василий Осипович Ключевский славился непростым и местами едким характером. Что выражалось, в частности, в том, как Ключевский общался с некоторыми людьми. Историк полагал, что если человек ему хамит, то и самому ему (Ключевскому) не стоит быть слишком дипломатичным. О чем-то подобном говорит отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.

Глава 21.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Описанная евангелистом Матфеем беседа Господа Иисуса с иудейскими законниками произошла незадолго до взятия Спасителя под стражу. Торжественный вход Христа в Иерусалим состоялся, и иудейская столица замерла в ожидании — что же Сын Божий теперь предпримет? И каким же было изумление фарисеев и прочих законников, когда они увидели, что Спаситель не осуществляет каких-то решительных действий. Он не провозгласил Себя царем, не стал свергать Пилата, не сделал ничего, что могло бы выглядеть как претензия на обладание земной властью. Христос действовал ровно так же, как поступал обычно, посещая Иерусалим. Он ночевал в доме друга Лазаря — в Вифании, пригородном селении. В столицу же Господь приходил в начале дня и проповедовал в так называемом притворе Соломона — части крытой галереи, обрамлявшей внутренний двор Иерусалимского храма. Вот там Христа и нашли первосвященники и старейшины, оправившиеся от первичного шока (который они испытали во время входа Спасителя в Иерусалим) и теперь снова устремившиеся в хитрую атаку на Сына Божьего.

Фарисеи и прочие законники начинают задавать Христу искусительные вопросы. Один из них мы только что слышали. Представители религиозной элиты древнего Израиля спрашивают Спасителя — какой властью Он совершает чудеса? Чего же хотели добиться этим вопрошанием лукавые оппоненты Христа? Ответ прост. Добиться того, чтобы не народ провозгласил Иисуса Мессией, а Он Сам объявил о Своем статусе. И тем самым записал бы Себя в число множества шарлатанов, живших в те времена и утверждавших, что они и есть посланные Богом цари иудейские. Все эти обманщики так или иначе потерпели неудачу. И фарисеям важно было включить Христа в число лжехристов на основании Его свидетельства о Себе самом. Не важно, что Спаситель говорил бы правду. Её можно было подать таким образом, что жители Иерусалима начали бы считать Христа обманщиком. В общем-то, вскоре этот план удастся...

Но пока никакая, даже самая изощрённая хитрость, не могла превзойти смирение и достоинство Спасителя. Христос не пытается понравиться фарисеям. Тем более, что это было, в принципе, невозможно. А еще Господь Иисус видит и понимает, что спрашивающие правды не ищут, в ней не нуждаются. И поэтому Христос ставит лукавых вопрошателей на место, задав им простой и одновременно принципиальный вопрос — «крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Логика Спасителя проста. Он как бы говорит — «Я уже много дней свидетельствую о Себе. Вы прекрасно знаете — Кто я. Но не хотите Меня принять. Теперь настал черед поговорить про вас. Первосвященники и знатоки закона, претендующие на всезнание, скажите — кто такой Иоанн Креститель? В чем состоял смысл его служения?» Фарисеи попадают в яму, выкопанную ими для Христа. Отвечая — «не знаем», эти люди, тем самым демонстрируют окружающим, что если и нужно искать носителей ложного благочестия, то исключительно в их, законников, лице.

Проявленная Спасителем педагогическая мера, конечно же, является не правилом, а чем-то экстраординарным. Ведь для Христа более характерным было утешать и миловать, а не ставить человека жестко на место. Но полезное лекарство иногда бывает горьким. Вот и Спаситель, выступая в качестве Божественного врача, пытается вылечить оппонентов от их духовного недуга. Да, те пациенты оказались безнадежно больны. Но мы, глядя на их пример, можем сделать правильный вывод. А именно — не нужно в отношениях с Богом и окружающими людьми лукавить или, что хуже, хамить. Ведь Господь обязательно поставит на место тех, кто уподобится древним фарисеям.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Читать далее
епископ Феоктист ИгумновЧитает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Даже в рамках одной и той же исторической народной общности существуют разные версии христианства. Самый яркий пример такого рода — это различие в понимании христианства учёными богословами, которые закончили духовные академии и защитили соответствующие квалификационные работы, и самыми простыми людьми, которые неплохо знают церковные традиции и правила, но совершенно не интересуются богословием как таковым. И про первых, и про вторых есть немало забавных историй, которые показывают, что эти две группы людей находятся если не в состоянии острого конфликта, то, как минимум, в состоянии некоторого противостояния. Условным «богословам» кажутся непонятными и чуждыми ожидания условных «простецов», а «простецам» непонятны речи «богословов». Есть люди, которые видят такое положение дел не совсем нормальным: действительно, в апостольских посланиях мы неоднократно встречаем призывы знать свою веру, но ни разу не встречаем призывов знать обряды и традиции веры. В качестве одного из примеров такого апостольского призыва можно вспомнить слова апостола Петра из его Первого соборного послания: «Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15). Очевидно, что для «ответа с кротостью и благоговением» надо быть хорошо знакомым с предметом нашего упования, то есть с предметом нашей веры, следовательно, веру надо не только практиковать, но и систематически изучать. Здесь мы сталкиваемся с проблемой: две тысячи лет христианства показали, что люди, знающие свою веру, всегда будут в меньшинстве, а абсолютное большинство будет довольствоваться знанием обрядов и традиций. Так было, так есть и так, судя по всему, будет. Можно попытаться проанализировать причины этого явления, но рано или поздно мы придём к мысли о том, что за нежеланием знать веру стоит ничто иное как интеллектуальная лень. Конечно, у неё могут быть вполне пристойные причины: тяжёлая жизнь, семейная и рабочая загруженность, отсутствие привычки к интеллектуальному труду и так далее, и, конечно же, за это нельзя никого осуждать, потому что вообще никого осуждать нельзя. Но, как бы то ни было, факт остаётся фактом: большинству людей необходимы простые внятные ответы на тревожащие их вопросы, они не готовы сделать элементарные логические шаги, чтобы продвинуться чуть дальше к пониманию сути нашей веры и научиться самим искать ответы.

Увы, но такая позиция роднит этих людей с теми самыми первосвященниками и старейшинами народа, о которых мы только что услышали. Первосвященники и старейшины пытались уловить Христа в слове. Они адресовали Ему вопрос, на который Он, как им казалось, не сможет дать такой ответ, который был бы безопасен для Него Самого: если бы Господь ответил, что Он действует властью Бога, то Его обвинили бы в богохульстве, если бы Он сказал, что за Его действиями стоит Его собственная воля, то Он не избежал бы обвинения в превышении полномочий. На первый взгляд кажется, что через Свой встречный вопрос Христос уходит от ответа. И это действительно так, но только для тех людей, которые не хотят сделать следующий довольно простой логический шаг: упоминание не принятого и не понятого первосвященниками и старейшинами Иоанна Предтечи указывает внимательному человеку на то, что власть Христа имеет один и тот же с крещением Иоанновым источник — Самого Бога. Правда, увидеть и понять это способны лишь те, кто держит своё сердце и ум способными выйти за рамки привычных форм и традиций.

Очень хочется надеяться, что мы с вами будем именно такими людьми, и что Бог, Который продолжает говорить с каждым из нас, не застанет нас в состоянии интеллектуальной лени и неспособности слышать Его спасительное слово!

Читать далее
Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В таком коротком евангельском отрывке слово «власть» встречается почти на каждой строчке. Неужели главная линия напряжения между религиозными властями Иудеи и Иисусом лежит именно здесь, в области власти? О чём на самом деле хотят спросить Иисуса старейшины — но духа не хватает, и речь они заводят об источнике власти?

Что вообще такое — власть? Если взять наиболее распространённый смысл, то власть — это возможность навязывать свою волю другим, даже вопреки их желанию. Другим словами, власть всегда связана с принуждением. Тот, кто облечён властью, — имеет законное право принуждать других.

Но по отношению к Иисусу проблема власти так не может стоять: когда и кого Он принуждал? Использовал Свою власть именно как инструмент насилия? Более того: Он всякий раз уклонялся, когда Ему эту власть уже готовы были отдать, когда Его силой стремились принудить возглавить народ!

Мы подошли к очень тонкому вопросу. Почему Иисуса так опасаются первосвященники и старейшины? С одной стороны, они видят, что Он обладает исключительными способностями врачевать человеческие болезни, изгонять демонов, повелевать стихиями и даже материальным миром. С такой властью над мирозданием они ещё не сталкивались! С другой — эту же власть почему-то Он вообще не использует по прямому назначению — для управления людьми? Но — и вот здесь главная проблема! — где гарантии того, что в один момент Иисус действительно не «актуализирует» Свою безграничную власть над людьми — и вот тут-то уже будет поздно противодействовать!

Перед нами — столкновение двух принципиально отличных пониманий власти. Для иудейских лидеров власть — это кем-то делигированное право насилия для достижения своих целей. Для Иисуса — Сына Божия — власть тождественна самопожертвованию. И поэтому Распятие — парадоксальное торжество Божественной власти над мирозданием: Бог становится смертным человеком, чтобы быть убитым — и через это вернуть Себе полную власть над человечеством! Но власть не как насилие, а как возможность ответной любви — это та сама родительская власть, которая «не ищет своего», но домогается высшего и лучшего для любимого ребёнка!

Надеюсь, теперь становится понятным, и почему Иисус отказался отвечать на вопрос об источнике Своей власти — когда речь идёт на разных языках, и только звуки слова похожи — бессмысленно устраивать диспут!

Очень хочется сегодня пожелать, чтобы всякий раз, когда в наших руках оказывается любая власть — хоть малая, хоть великая — мы почаще вспоминали о том, что чем выше власть — тем большего самопожертвования она требует!

Читать далее
Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!
27.08.2024вторник
Слушать на мобильном

Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.

Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.

Мы в соцсетях
****