Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27. Комментирует - Феоктист Игумнов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27

Мф., 85 зач., XXI, 23-27 (еп. Феоктист (Игумнов)
Поделиться Поделиться
епископ Феоктист Игумнов Читает и комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист

Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.

Мы люди, а потому мы неизбежно ошибаемся, что само по себе, конечно же, не беда. Бедой наши ошибки становятся тогда, когда мы отказываемся их признать и не хотим ничего в себе исправить. Проблема здесь не в том, что при таком отношении к собственным ошибкам мы становимся весьма неприятными людьми, всё значительно хуже — не умея видеть свои огрехи, мы лишаем себя возможности общения с Богом. Да, такое утверждение может показаться странным и даже спорным, но давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 21-й главы Евангелия от Матфея. Он повествует о той преграде, которую люди выстраивают между собой и Богом тогда, когда отказываются признавать свои ошибки.

Глава 21.

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

У только что прозвучавшего отрывка есть своя предыстория: «первосвященники и старейшины народа» подошли ко Христу не просто так, они были под впечатлением от изгнания Спасителем из храма торговцев. Иерусалимский храм эти люди воспринимали как свою территорию, как место, где они вправе устанавливать порядок и решать, что допустимо, а что нет. Так продолжалось очень долго, но вот пришёл Христос и Своими действиями заставил первосвященников и старейшин задуматься, как минимум, о природе власти Спасителя.

Господь не отказался от диалога с этими людьми, Он готов был им ответить, однако для Его ответа они должны были выполнить совсем небольшое условие: сказать о происхождении Иоаннова крещения, было ли оно выдумкой самого Иоанна или же Иоанн крестил по благословению Божию? Мы только что услышали ответ первосвященников и старейшин: они, посовещавшись, решили, что самым безопасным шагом будет признание собственного неведения. После такого ответа Христос отказался продолжать диалог с ними.

Получается, что у них была возможность услышать слова Самого Бога, но их лукавство не позволило им этого сделать.

А могло быть всё иначе. К примеру, они могли признать, что поверить Иоанну они не сумели из-за страха или же из-за косности. Могли признать, что они не всё понимают, и потому нуждаются в научении. Но нет, они поступили иначе, они решили «сохранить лицо», сказав, что у них нет ответа на вопрос Христа.

Конечно, интересно было бы предположить, как бы сложился диалог, если бы первосвященники и старейшины нашли в себе силы и мужество признать собственную слабость, если бы они увидели свои грехи и говорили бы со Христом не с позиции скепсиса всезнаек, а как люди, нуждающиеся в помощи Бога.

Наверняка история пошла бы в таком случае совсем иным путём, и израильтяне не оказались бы отверженными от Бога, ведь личная история любого человека тоже резко меняется тогда, когда человек осознаёт свою неправоту, свою слабость и своё неведение, исповедуя их пред Богом и прося помощи, покровительства и научения.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!