Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27
Классик отечественной истории Василий Осипович Ключевский славился непростым и местами едким характером. Что выражалось, в частности, в том, как Ключевский общался с некоторыми людьми. Историк полагал, что если человек ему хамит, то и самому ему (Ключевскому) не стоит быть слишком дипломатичным. О чем-то подобном говорит отрывок из 21 главы Евангелия от Матфея. Он читается сегодня утром во время богослужения. Давайте послушаем.
Описанная евангелистом Матфеем беседа Господа Иисуса с иудейскими законниками произошла незадолго до взятия Спасителя под стражу. Торжественный вход Христа в Иерусалим состоялся, и иудейская столица замерла в ожидании — что же Сын Божий теперь предпримет? И каким же было изумление фарисеев и прочих законников, когда они увидели, что Спаситель не осуществляет каких-то решительных действий. Он не провозгласил Себя царем, не стал свергать Пилата, не сделал ничего, что могло бы выглядеть как претензия на обладание земной властью. Христос действовал ровно так же, как поступал обычно, посещая Иерусалим. Он ночевал в доме друга Лазаря — в Вифании, пригородном селении. В столицу же Господь приходил в начале дня и проповедовал в так называемом притворе Соломона — части крытой галереи, обрамлявшей внутренний двор Иерусалимского храма. Вот там Христа и нашли первосвященники и старейшины, оправившиеся от первичного шока (который они испытали во время входа Спасителя в Иерусалим) и теперь снова устремившиеся в хитрую атаку на Сына Божьего.
Фарисеи и прочие законники начинают задавать Христу искусительные вопросы. Один из них мы только что слышали. Представители религиозной элиты древнего Израиля спрашивают Спасителя — какой властью Он совершает чудеса? Чего же хотели добиться этим вопрошанием лукавые оппоненты Христа? Ответ прост. Добиться того, чтобы не народ провозгласил Иисуса Мессией, а Он Сам объявил о Своем статусе. И тем самым записал бы Себя в число множества шарлатанов, живших в те времена и утверждавших, что они и есть посланные Богом цари иудейские. Все эти обманщики так или иначе потерпели неудачу. И фарисеям важно было включить Христа в число лжехристов на основании Его свидетельства о Себе самом. Не важно, что Спаситель говорил бы правду. Её можно было подать таким образом, что жители Иерусалима начали бы считать Христа обманщиком. В общем-то, вскоре этот план удастся...
Но пока никакая, даже самая изощрённая хитрость, не могла превзойти смирение и достоинство Спасителя. Христос не пытается понравиться фарисеям. Тем более, что это было, в принципе, невозможно. А еще Господь Иисус видит и понимает, что спрашивающие правды не ищут, в ней не нуждаются. И поэтому Христос ставит лукавых вопрошателей на место, задав им простой и одновременно принципиальный вопрос — «крещение Иоанново с небес было, или от человеков?» Логика Спасителя проста. Он как бы говорит — «Я уже много дней свидетельствую о Себе. Вы прекрасно знаете — Кто я. Но не хотите Меня принять. Теперь настал черед поговорить про вас. Первосвященники и знатоки закона, претендующие на всезнание, скажите — кто такой Иоанн Креститель? В чем состоял смысл его служения?» Фарисеи попадают в яму, выкопанную ими для Христа. Отвечая — «не знаем», эти люди, тем самым демонстрируют окружающим, что если и нужно искать носителей ложного благочестия, то исключительно в их, законников, лице.
Проявленная Спасителем педагогическая мера, конечно же, является не правилом, а чем-то экстраординарным. Ведь для Христа более характерным было утешать и миловать, а не ставить человека жестко на место. Но полезное лекарство иногда бывает горьким. Вот и Спаситель, выступая в качестве Божественного врача, пытается вылечить оппонентов от их духовного недуга. Да, те пациенты оказались безнадежно больны. Но мы, глядя на их пример, можем сделать правильный вывод. А именно — не нужно в отношениях с Богом и окружающими людьми лукавить или, что хуже, хамить. Ведь Господь обязательно поставит на место тех, кто уподобится древним фарисеям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов