Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27. Комментирует - Евангелие с отцом Павлом Великановым
Москва - 100,9 FM
* Поделиться

Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27

23 И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?

24 Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю;

25 крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему?

26 а если сказать: от человеков,- боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка.

27 И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю.

Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов.

В таком коротком евангельском отрывке слово «власть» встречается почти на каждой строчке. Неужели главная линия напряжения между религиозными властями Иудеи и Иисусом лежит именно здесь, в области власти? О чём на самом деле хотят спросить Иисуса старейшины — но духа не хватает, и речь они заводят об источнике власти?

Что вообще такое — власть? Если взять наиболее распространённый смысл, то власть — это возможность навязывать свою волю другим, даже вопреки их желанию. Другим словами, власть всегда связана с принуждением. Тот, кто облечён властью, — имеет законное право принуждать других.

Но по отношению к Иисусу проблема власти так не может стоять: когда и кого Он принуждал? Использовал Свою власть именно как инструмент насилия? Более того: Он всякий раз уклонялся, когда Ему эту власть уже готовы были отдать, когда Его силой стремились принудить возглавить народ!

Мы подошли к очень тонкому вопросу. Почему Иисуса так опасаются первосвященники и старейшины? С одной стороны, они видят, что Он обладает исключительными способностями врачевать человеческие болезни, изгонять демонов, повелевать стихиями и даже материальным миром. С такой властью над мирозданием они ещё не сталкивались! С другой — эту же власть почему-то Он вообще не использует по прямому назначению — для управления людьми? Но — и вот здесь главная проблема! — где гарантии того, что в один момент Иисус действительно не «актуализирует» Свою безграничную власть над людьми — и вот тут-то уже будет поздно противодействовать!

Перед нами — столкновение двух принципиально отличных пониманий власти. Для иудейских лидеров власть — это кем-то делигированное право насилия для достижения своих целей. Для Иисуса — Сына Божия — власть тождественна самопожертвованию. И поэтому Распятие — парадоксальное торжество Божественной власти над мирозданием: Бог становится смертным человеком, чтобы быть убитым — и через это вернуть Себе полную власть над человечеством! Но власть не как насилие, а как возможность ответной любви — это та сама родительская власть, которая «не ищет своего», но домогается высшего и лучшего для любимого ребёнка!

Надеюсь, теперь становится понятным, и почему Иисус отказался отвечать на вопрос об источнике Своей власти — когда речь идёт на разных языках, и только звуки слова похожи — бессмысленно устраивать диспут!

Очень хочется сегодня пожелать, чтобы всякий раз, когда в наших руках оказывается любая власть — хоть малая, хоть великая — мы почаще вспоминали о том, что чем выше власть — тем большего самопожертвования она требует!

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!