Евангелие от Матфея, Глава 21, стихи 23-27
В таком коротком евангельском отрывке слово «власть» встречается почти на каждой строчке. Неужели главная линия напряжения между религиозными властями Иудеи и Иисусом лежит именно здесь, в области власти? О чём на самом деле хотят спросить Иисуса старейшины — но духа не хватает, и речь они заводят об источнике власти?
Что вообще такое — власть? Если взять наиболее распространённый смысл, то власть — это возможность навязывать свою волю другим, даже вопреки их желанию. Другим словами, власть всегда связана с принуждением. Тот, кто облечён властью, — имеет законное право принуждать других.
Но по отношению к Иисусу проблема власти так не может стоять: когда и кого Он принуждал? Использовал Свою власть именно как инструмент насилия? Более того: Он всякий раз уклонялся, когда Ему эту власть уже готовы были отдать, когда Его силой стремились принудить возглавить народ!
Мы подошли к очень тонкому вопросу. Почему Иисуса так опасаются первосвященники и старейшины? С одной стороны, они видят, что Он обладает исключительными способностями врачевать человеческие болезни, изгонять демонов, повелевать стихиями и даже материальным миром. С такой властью над мирозданием они ещё не сталкивались! С другой — эту же власть почему-то Он вообще не использует по прямому назначению — для управления людьми? Но — и вот здесь главная проблема! — где гарантии того, что в один момент Иисус действительно не «актуализирует» Свою безграничную власть над людьми — и вот тут-то уже будет поздно противодействовать!
Перед нами — столкновение двух принципиально отличных пониманий власти. Для иудейских лидеров власть — это кем-то делигированное право насилия для достижения своих целей. Для Иисуса — Сына Божия — власть тождественна самопожертвованию. И поэтому Распятие — парадоксальное торжество Божественной власти над мирозданием: Бог становится смертным человеком, чтобы быть убитым — и через это вернуть Себе полную власть над человечеством! Но власть не как насилие, а как возможность ответной любви — это та сама родительская власть, которая «не ищет своего», но домогается высшего и лучшего для любимого ребёнка!
Надеюсь, теперь становится понятным, и почему Иисус отказался отвечать на вопрос об источнике Своей власти — когда речь идёт на разных языках, и только звуки слова похожи — бессмысленно устраивать диспут!
Очень хочется сегодня пожелать, чтобы всякий раз, когда в наших руках оказывается любая власть — хоть малая, хоть великая — мы почаще вспоминали о том, что чем выше власть — тем большего самопожертвования она требует!