Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумывались ли вы, как изменило нас появление большого количества техники? Конечно, представители самых разных наук могут рассказывать о чём-то своём, но как техника повлияла на нашу духовную жизнь? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Задумываясь о влиянии техники на нашу духовную жизнь, многие, наверное, вспомнили о прослушивании молитв, утренних, вечерних и любых других. Порой эта практика бывает оправданна, когда человек плохо видит или болеет и не может молиться самостоятельно... Порой не оправданна совсем, когда он едет утром на работу и мысли о молитве перемежаются у него с пешеходами, светофорами и перестроением из одного ряда в другой. Что-то услышал, во время чего-то отвлёкся... но ощущение, что помолился, есть, хотя была ли сама молитва — большой вопрос. На самом же деле влияние техники гораздо глубже и заключается оно в технологичном, чётком, буквально автоматизированном устройстве нашей жизни. Мы привыкли к тому, что при нажиме кнопки механизм отреагирует незамедлительно. Он не выбирает и не оценивает, он просто работает или не работает, учитывая те или иные условия. Он не снисходит, не прощает ошибок, не радуется исправлению. Эти механистичные подходы проникают не только в наш быт, они проникают в наши отношения. Ничего личного, только бизнес. Какие у тебя проблемы? Какие условия? Всё это мало кому интересно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим две короткие истории о том, как Иисус дважды нарушает заповедь о субботе. Он делает это не прячась, открыто, так, чтобы все увидели и, увидев, возмутились. Ведь для людей того времени подобное поведение действительно было возмутительно.
Заповедь о субботе среди прочего предполагала запрет на изготовление пищи и лечение больных. При этом животных кормили, да и срочную помощь пострадавшему, наверное, оказали бы... Но не больше. Закон в центре — человек ему служит, потому что в своих отношениях с законом видит отражение своих отношений с Богом, Который этот закон дал.
Однако первоначальный смысл закона был иным. Он заключался в воспитании человеческого сердца. И это было воспитание не робота, не механизма, но мыслящего, свободного существа, созданного по образу Божию, призванного любить Его и ближнего.
Христос идёт с голодными учениками засеянными полями и позволяет им собирать колосья и есть их. Заповедь о субботе подобное поведение запрещает, но милость её превосходит. Подобным образом дело обстоит с излечением больного. И здесь уже Христос прямо ставит вопрос: что должно делать: добро или зло? Душу спасти или погубить? Заметим, что добро или зло считаются не по отношению к закону, но по отношению к ближнему.
По примеру Христа давайте и мы сделаем близких людей центром своего внимания, потому что живя в мире, мы проявляем любовь к Богу через служение им.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всякий христианин вынужден непрестанно балансировать между строгостью религиозных предписаний и дарованной нам Богом свободой. С одной стороны у нас есть сложившиеся формы почитания Бога, с другой — мы из Евангелия знаем, что Сам Христос далеко не всегда с буквальной точностью следовал предписаниям Ветхого Завета и традиционным толкованиям этих предписаний. Мы знаем, что Спаситель регулярно делал то, что было не принято делать в субботу, и тем самым Он показывал, что никакие ограничения не могут иметь абсолютный характер, и надо уметь видеть те случаи, в которых можно поступиться строгими правилами. Одну из таких историй сохранила 6-я глава Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
В этом отрывке приведены сразу два эпизода, которые могут быть восприняты как нарушение заповеди о субботнем покое: сначала евангелист Лука рассказал о срывании колосьев с их последующим измельчением, а затем следует рассказ об исцелении Христом человека во время субботнего собрания в синагоге.
По мнению авторитетных раввинов, общий смысл заповеди о субботе состоял в том, что в этот день нельзя было производить каких бы то ни было действий, в том числе и созидательных. Правда, не существовало единого и всеми принимаемого перечня тех действий, которые подпадают под субботний запрет. Если со срыванием и измельчением колосьев всё ясно, ведь в 34-й главе книги Исход содержится прямой запрет на жатву в субботу, то с исцелением больного человека не всё так однозначно.
Впрочем, про эту неоднозначность можно забыть, потому как Христос не произвёл никакого физического действия, Он лишь сказал больному человеку, чтобы тот «протянул руку свою», из чего следует, что негодование иудеев в этом случае не имело под собой никаких оснований. Иначе обстоит дело со срыванием колосьев, здесь налицо нарушение прямого библейского запрета. Христос, как мы услышали, сослался на Давида, который тоже нарушил заповедь, но никто не собирался обвинять царя в этом нарушении, считалось, что Давид поступил правильно, и жизнь человека несравненно выше заповеди. А это означает, что существуют ситуации, в которых заповедями можно пренебречь, и нужно уметь видеть такие ситуации. Однако научиться такому видению отнюдь не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Уже в первом веке по Рождестве Христовом некоторые христиане слишком широко трактовали данную им Богом свободу, что послужило причиной написания апостолом Павлом таких слов: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Из этих апостольских слов можно сделать вывод, что уже тогда находились люди, которые, ссылаясь на свободу и пример Христа, нарушали библейские заповеди не по любви к ближним, а исключительно по причине любви к собственной плоти. В этом, пожалуй, и кроется отличие действий некоторых христиан от действий Спасителя: Христос никогда ничего не нарушал ради Себя Самого, все нарушения традиционного понимания закона были связаны со стремлением помочь другим, то есть Он делал это по любви к людям. Иными словами, Христос предельно строго относился к Самому Себе, и с не менее предельным снисхождением Он относился к другим. В этом и кроется умение определять ситуации, в которых допустимо пренебречь сложившейся религиозной традицией.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далее
священник Стефан Домусчи