Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10. Комментирует - протоиерей Павел Великанов
Москва - 100,9 FM

Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10

Лк., 22 зач., VI, 1-10 (прот. Павел Великанов)
Поделиться Поделиться
протоиерей Павел Великанов Читает и комментирует протоиерей Павел Великанов

Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. А знаете ли вы, что в грузинском языке для обозначения дней недели есть только пятница (p’arask’evi — пА‑ра‑скЕ‑ви) и воскресенье (k’vira), а все остальные дни — субботы? Понедельник — это «ОР‑шабати» «два-шаббат», вторник — «САМ‑шабати» «три-шаббат» — и так далее.

Неспроста я вспомнил про эту особенность грузинского языка: сегодня в храмах за богослужением читается отрывок из 6-й главы Евангелия от Луки, напрямую связанный с темой субботы.

Глава 6.

01 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.

02 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?

03 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?

04 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?

05 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.

06 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.

07 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.

08 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.

09 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.

10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.

Как мы видим из грузинского языка, место субботы — или «шаббата» — в древнем мире было очень важным. И касалось не только собственно иудейской традиции, но было ассимилировано и другими народами. Евангельский отрывок про возмущение фарисеев действиями голодных учеников, и тут же следом — исцеление имевшего сухую руку в субботу — ставит вопрос субботы предельно остро: в чём смысл «субботствования» — которое настолько значимо, что от него выстраивается весь недельный календарь?

В ветхозаветном иудаизме суббота — шаббат — совмещала в себе сразу несколько очень важных смысловых пластов. Первый — космологический: Бог «почил» в день субботний и тем «освятил» его. Этот «покой» — своего рода «печать» совершенства творения: похоже на то, как художник, завершив свою картину, отходит подальше и любуется своим произведением.

Второй аспект — символический как завет между Богом и Израилем: именно соблюдение субботы — важнейший пункт соблюдения завета — договора между двумя сторонами.

Третий аспект — социально-этический: в субботу все отдыхают — и рабы, и даже скот. Это своего рода «глубокий выдох», передышка, дарованная всем без исключения.

И, наконец, четвёртый смысл — предвкушение «вечной субботы» — будущего века и пришествия Мессии.

Поэтому нарушение Иисусом и Его учениками субботы, столь «плотно насыщенной» смыслами, было мощным вызовом самой иудейской идентичности, потрясением самих основ. Но что тем самым хотел донести до фарисеев и других спутников Спаситель?

Заметим: Его поступки саму идею субботы вовсе не разрушали! Напротив: не формальное соблюдение ритуальных предписаний, выродившихся до обрядоверия и буквализма, а именно следование духу субботы как — продолжу эту аналогию — внимательного взгляда Творца на Своё творение со стороны. Отошёл подальше художник, смотрит внимательно, вдумчиво — и тут вдруг замечает: непорядок! В какой-то части картины осталась незавершённая деталь. Или краска сползла. Или выступило что-то из-под неё. Что сделает настоящий художник? Тотчас пойдёт — и исправит. Что, собственно говоря, и делает Иисус — исправляя, исцеляя, возвращая к первозданному здоровью имевшего сухую руку.

Этому навыку хорошо бы и всем нам поучиться: в дни покоя — а у нас это прежде всего воскресный день — уметь несколько отдалиться, дистанцироваться от дел и попечений — чтобы с большего расстояния внимательно всмотреться в жизнь и понять, не пора ли что-то в ней хотя бы немного поправить?..


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Друзья! Поддержите выпуски новых программ Радио ВЕРА!
Вы можете стать попечителем радио, установив ежемесячный платеж. Будем вместе свидетельствовать миру о Христе, Его любви и милосердии!