Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Всякий христианин вынужден непрестанно балансировать между строгостью религиозных предписаний и дарованной нам Богом свободой. С одной стороны у нас есть сложившиеся формы почитания Бога, с другой — мы из Евангелия знаем, что Сам Христос далеко не всегда с буквальной точностью следовал предписаниям Ветхого Завета и традиционным толкованиям этих предписаний. Мы знаем, что Спаситель регулярно делал то, что было не принято делать в субботу, и тем самым Он показывал, что никакие ограничения не могут иметь абсолютный характер, и надо уметь видеть те случаи, в которых можно поступиться строгими правилами. Одну из таких историй сохранила 6-я глава Евангелия от Луки, отрывок из которой сегодня звучит во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
1 В субботу, первую по втором дне Пасхи, случилось Ему проходить засеянными полями, и ученики Его срывали колосья и ели, растирая руками.
2 Некоторые же из фарисеев сказали им: зачем вы делаете то, чего не должно делать в субботы?
3 Иисус сказал им в ответ: разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним?
4 Как он вошел в дом Божий, взял хлебы предложения, которых не должно было есть никому, кроме одних священников, и ел, и дал бывшим с ним?
5 И сказал им: Сын Человеческий есть господин и субботы.
6 Случилось же и в другую субботу войти Ему в синагогу и учить. Там был человек, у которого правая рука была сухая.
7 Книжники же и фарисеи наблюдали за Ним, не исцелит ли в субботу, чтобы найти обвинение против Него.
8 Но Он, зная помышления их, сказал человеку, имеющему сухую руку: встань и выступи на средину. И он встал и выступил.
9 Тогда сказал им Иисус: спрошу Я вас: что должно делать в субботу? добро, или зло? спасти душу, или погубить? Они молчали.
10 И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала рука его здорова, как другая.
В этом отрывке приведены сразу два эпизода, которые могут быть восприняты как нарушение заповеди о субботнем покое: сначала евангелист Лука рассказал о срывании колосьев с их последующим измельчением, а затем следует рассказ об исцелении Христом человека во время субботнего собрания в синагоге.
По мнению авторитетных раввинов, общий смысл заповеди о субботе состоял в том, что в этот день нельзя было производить каких бы то ни было действий, в том числе и созидательных. Правда, не существовало единого и всеми принимаемого перечня тех действий, которые подпадают под субботний запрет. Если со срыванием и измельчением колосьев всё ясно, ведь в 34-й главе книги Исход содержится прямой запрет на жатву в субботу, то с исцелением больного человека не всё так однозначно.
Впрочем, про эту неоднозначность можно забыть, потому как Христос не произвёл никакого физического действия, Он лишь сказал больному человеку, чтобы тот «протянул руку свою», из чего следует, что негодование иудеев в этом случае не имело под собой никаких оснований. Иначе обстоит дело со срыванием колосьев, здесь налицо нарушение прямого библейского запрета. Христос, как мы услышали, сослался на Давида, который тоже нарушил заповедь, но никто не собирался обвинять царя в этом нарушении, считалось, что Давид поступил правильно, и жизнь человека несравненно выше заповеди. А это означает, что существуют ситуации, в которых заповедями можно пренебречь, и нужно уметь видеть такие ситуации. Однако научиться такому видению отнюдь не так просто, как может показаться на первый взгляд.
Уже в первом веке по Рождестве Христовом некоторые христиане слишком широко трактовали данную им Богом свободу, что послужило причиной написания апостолом Павлом таких слов: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13). Из этих апостольских слов можно сделать вывод, что уже тогда находились люди, которые, ссылаясь на свободу и пример Христа, нарушали библейские заповеди не по любви к ближним, а исключительно по причине любви к собственной плоти. В этом, пожалуй, и кроется отличие действий некоторых христиан от действий Спасителя: Христос никогда ничего не нарушал ради Себя Самого, все нарушения традиционного понимания закона были связаны со стремлением помочь другим, то есть Он делал это по любви к людям. Иными словами, Христос предельно строго относился к Самому Себе, и с не менее предельным снисхождением Он относился к другим. В этом и кроется умение определять ситуации, в которых допустимо пренебречь сложившейся религиозной традицией.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов