Евангелие от Луки, Глава 6, стихи 1-10
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Задумывались ли вы, как изменило нас появление большого количества техники? Конечно, представители самых разных наук могут рассказывать о чём-то своём, но как техника повлияла на нашу духовную жизнь? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 6-й главы Евангелия от Луки, который звучит сегодня в храмах во время богослужения.
Задумываясь о влиянии техники на нашу духовную жизнь, многие, наверное, вспомнили о прослушивании молитв, утренних, вечерних и любых других. Порой эта практика бывает оправданна, когда человек плохо видит или болеет и не может молиться самостоятельно... Порой не оправданна совсем, когда он едет утром на работу и мысли о молитве перемежаются у него с пешеходами, светофорами и перестроением из одного ряда в другой. Что-то услышал, во время чего-то отвлёкся... но ощущение, что помолился, есть, хотя была ли сама молитва — большой вопрос. На самом же деле влияние техники гораздо глубже и заключается оно в технологичном, чётком, буквально автоматизированном устройстве нашей жизни. Мы привыкли к тому, что при нажиме кнопки механизм отреагирует незамедлительно. Он не выбирает и не оценивает, он просто работает или не работает, учитывая те или иные условия. Он не снисходит, не прощает ошибок, не радуется исправлению. Эти механистичные подходы проникают не только в наш быт, они проникают в наши отношения. Ничего личного, только бизнес. Какие у тебя проблемы? Какие условия? Всё это мало кому интересно.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим две короткие истории о том, как Иисус дважды нарушает заповедь о субботе. Он делает это не прячась, открыто, так, чтобы все увидели и, увидев, возмутились. Ведь для людей того времени подобное поведение действительно было возмутительно.
Заповедь о субботе среди прочего предполагала запрет на изготовление пищи и лечение больных. При этом животных кормили, да и срочную помощь пострадавшему, наверное, оказали бы... Но не больше. Закон в центре — человек ему служит, потому что в своих отношениях с законом видит отражение своих отношений с Богом, Который этот закон дал.
Однако первоначальный смысл закона был иным. Он заключался в воспитании человеческого сердца. И это было воспитание не робота, не механизма, но мыслящего, свободного существа, созданного по образу Божию, призванного любить Его и ближнего.
Христос идёт с голодными учениками засеянными полями и позволяет им собирать колосья и есть их. Заповедь о субботе подобное поведение запрещает, но милость её превосходит. Подобным образом дело обстоит с излечением больного. И здесь уже Христос прямо ставит вопрос: что должно делать: добро или зло? Душу спасти или погубить? Заметим, что добро или зло считаются не по отношению к закону, но по отношению к ближнему.
По примеру Христа давайте и мы сделаем близких людей центром своего внимания, потому что живя в мире, мы проявляем любовь к Богу через служение им.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов