Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Что для современного человека является особенным, стопроцентным поводом для скорби? Думаю, более-менее очевидно, что речь может идти о болезни и смерти. Именно поэтому войны и эпидемии мы воспринимаем как самые трагичные моменты нашей истории. Но как же на это смотрит Библия? Какой момент оказывается самым трагичным с точки зрения Христа? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 24-й главы Евангелия от Матфея, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
В сегодняшнем евангельском чтении мы слышим, как Христос предупреждает учеников о последних временах. Конец истории оказывается связан с тем, что по всему миру будет проповедано Евангелие Царствия. Думаю, что под этой проповедью стоит понимать не столько распространение евангельских текстов. Сами тексты не сложно напечатать и развезти по всему миру. Речь, конечно же, о проповеди Христовой победы над смертью и шире о том, что мир для Бога не безразличен, что Бог пришёл в мир, для того чтобы его спасти.
Окончание проповеди Евангелия будет означать и конец истории, потому что она не самоценна. Её смысл в том, чтобы дать Богу и человеку возможность встретиться, быть пространством их диалога. К сожалению, по словам Спасителя, этот диалог закончится мерзостью запустения, стоящей на святом месте. Учитывая же, что в библейском смысле святой — это Божий, можно сказать, что при конце времён самой идеей принадлежности Богу будут пренебрегать. Пусть не все, но подавляющее большинство.
Именно это состояние мира Спаситель связывает с самой великой скорбью, с самой большой бедой, которой не было от создания мира. Поразительным образом Он не вспоминает события, которые сегодня мы назвали бы самыми страшными. Он не говорит о потопе или чём-то подобном, потому что для Него, как для Бога, спасающего людей, не может быть большей скорби, чем их отказ от спасения, отказ от того, чтобы быть с Ним. Он знает, что после крестной смерти сойдёт в преисподнюю, чтобы проповедовать утонувшим в водах потопа... Знает, что все умершие люди воскреснут, взрослые и дети, убитые и скончавшиеся своей смертью. Болезни и смерть в конце времён будут окончательно Богом побеждены и их больше не будет. Но как победить человеческий выбор, если не можешь нарушить его свободы?
Может показаться, что проповедь о последних временах к нам пока не имеет отношения, хотя обольщаться не стоит. И дело не только в том, что ни дня, ни часа конца не знает никто, кроме Бога, но в том, что всё, предсказанное Спасителем, мы можем привнести в свою жизнь уже сегодня. Впрочем, можем этого и избежать, если предадим своё сердце Богу и останемся верными Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееЗдравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Первые христиане не собирались надолго задерживаться в этом мире — они ждали Второго Христова Пришествия буквально с минуты на минуту. Если же Второе Пришествие будет очень скоро, то нет никакой необходимости в обустройстве Церкви на земле, по этой причине мы не найдём информации о строительстве храмов первыми христианами и вообще о той деятельности, которой занимается современная нам Церковь: первые христиане не только ничего не строили, они не организовывали и никаких церковных институтов, все это пришло позже, тогда, когда стало понятным, что Второе Христово Пришествие произойдёт в тот момент, который сочтёт уместным Бог, а не в тот, который кажется подходящим и логичным человеку. Но тем не менее, ожидание Второго Пришествия никуда не ушло, мы по-прежнему его ждём, правда, интенсивность этого ожидания существенным образом снизилась. Более того, многие наши современники в своих ожиданиях делают акцент не Христовом Пришествии, а на его предвестнике — антихристе. И это довольно странно, потому как Сам Христос в Своих речах о Втором Пришествии большее внимание обращал на Себя Самого, а не кого бы то ни было другого. В качестве примера можно вспомнить 24-ю главу Евангелия от Матфея, отрывок из которой сегодня звучит в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 24.
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Апостол Матфей сгруппировал пророческие речи Христа в единый блок вне зависимости от того, по какому поводу была произнесена та или иная речь. По этой причине складывается ощущение, что Спаситель перескакивает с одной темы на другую, чего, конечно же, не было. Так и с этим евангельским отрывом, в нем смешано то, что Христос говорил относительно конечной судьбы мира, и то, что относится исключительно к Иерусалиму. Иерусалимские пророчества давно исполнились — город был разрушен в первом веке по Рождестве Христовом, а вот словам о конце мира ещё предстоит осуществиться.
В этих словах обращают на себя внимание два момента: во-первых, то, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной», а во-вторых, — «лжехристы и лжепророки», которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». По всей видимости первое означает то, что возможность услышать Евангелие и обратиться ко Христу будет предоставлена Богом всем народам, так, чтобы никто не мог сослаться на недостаточную информированность. Это, как мы понимаем, пока что не произошло, и есть масса людей даже в традиционно христианских странах, которые ничего не слышали о Евангелии, а если и слышали, то лишь фрагменты и не могли уловить суть евангельского благовестия, следовательно, не могли и выразить своё к нему отношение.
Со вторым дело обстоит несколько сложнее. Если в первохристианские времена «лжехристами и лжепророками» были вполне обычные, но чрезвычайно харизматичные люди, то в наше время никакой человек не способен поразить окружающих своими дарованиями настолько, что они станут его безоговорочно воспринимать как Сына Божия или хотя бы как пророка. Тем более, что мы знаем, сколько подобных людей появлялось за две тысячи лет христианства. Поэтому и остерегаться нам стоит не людей, а чего-то иного, предположить, чего именно, увы, не представляется возможным, можно сказать лишь о том эффекте, который будет оказывать это иное: многие предпочтут отказаться от Христа и пойти не за Ним, а за тем, что будет предложено в качестве альтернативы, причём процесс этот будет носить настолько массовый характер, что не заметить его будет невозможно.
Впрочем, нет никакого смысла сосредотачиваться на размышлении о будущем, нам, как и христианам всех предшествующих поколений, стоит думать лишь о том, как исполнить Христовы заповеди, и если получится это сделать, то никакое зло, способное погубить душу, нас не коснётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Читать далееВ сегодняшнем чтении мы слышим, как Спаситель предупреждает учеников о тяготах последних времён. В наше время о конечности мира говорят как верующие, так и неверующие люди. Конечно, их подходы разнятся во многом, но самая существенная разница для обычного человека в том, что учёный говорит о прекращении существования земли с улыбкой, потому что, по его мнению, это произойдёт через миллиарды лет, и никому из его слушателей не грозит. Когда же христианин говорит о конце мира, он утверждает, что тот может произойти в любой момент и значит к нему необходимо быть готовым всегда.
Иногда можно услышать, что христиане должны относиться к концу света не так, как все остальные люди, ведь конец будет означать близкую встречу со Христом. По сути это, конечно, верно, но многих пугает не сам конец мира, сколько страдания, которые будут ему предшествовать. Жизнь людей и так тяжела, а к моменту конца всё ещё больше усугубится... Сострадая тем, кто будет жить в те дни, Христос в сегодняшнем чтении указывает на некоторые признаки конца, которые позволят людям подготовиться к испытаниям. Более того, Он советует молиться о том, чтобы обстоятельства, при которых всё начнётся, были для учеников наиболее удачными. При этом один совет обращает на себя особое внимание, и у современного читателя он может вызвать недоумение. Предупреждая учеников о грядущих страданиях, Иисус среди прочего говорит: «Молитесь, чтобы бегство ваше не было в субботу». Для большинства людей, даже вполне верующих, суббота мало чем отличается от прочих дней. То есть очевидно, что для кого-то этот день связан с богослужением, для кого-то это просто выходной, но в любом случае сам день не отличается от всех остальных настолько принципиально. Однако для современников Христа суббота была совершенно особенным днём, потому что в этот день надо было находиться в покое. Сегодня большинство христиан субботу так не воспринимают, но пророчество Иисуса одинаково относилось и к грядущему концу мира и к гонениям, которые предстояло пережить Его ближайшим ученикам. Имея в виду в первую очередь их, то есть тех, кто будет гоним вскоре после Его Вознесения и ещё будет соблюдать закон Моисеев во всей полноте, Спаситель понимает, что они, соблюдая субботу, не смогут уйти дальше положенного субботнего пути и будут настигнуты гонителями. И вот что интересно, в Его словах нет даже намёка на то, что они нарушат заповедь, что ради спасения жизни все средства хороши. Он не говорит: если придётся бежать в субботу — не обращайте на неё внимания, так как жизнь важнее. Ничего подобного. Молитесь, чтобы Вам не оказаться в такой тяжёлой ситуации. И это удивительно глубокий совет, который означает очень простую вещь: перед лицом смерти, гонений или любых возможных испытаний ученик не должен думать, что все средства для спасения хороши. Ведь настоящее спасение достигается только одним путём: исполнением воли Божией.
Читать далее
священник Стефан Домусчи