Евангелие от Матфея, Глава 24, стихи 13-28
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Первые христиане не собирались надолго задерживаться в этом мире — они ждали Второго Христова Пришествия буквально с минуты на минуту. Если же Второе Пришествие будет очень скоро, то нет никакой необходимости в обустройстве Церкви на земле, по этой причине мы не найдём информации о строительстве храмов первыми христианами и вообще о той деятельности, которой занимается современная нам Церковь: первые христиане не только ничего не строили, они не организовывали и никаких церковных институтов, все это пришло позже, тогда, когда стало понятным, что Второе Христово Пришествие произойдёт в тот момент, который сочтёт уместным Бог, а не в тот, который кажется подходящим и логичным человеку. Но тем не менее, ожидание Второго Пришествия никуда не ушло, мы по-прежнему его ждём, правда, интенсивность этого ожидания существенным образом снизилась. Более того, многие наши современники в своих ожиданиях делают акцент не Христовом Пришествии, а на его предвестнике — антихристе. И это довольно странно, потому как Сам Христос в Своих речах о Втором Пришествии большее внимание обращал на Себя Самого, а не кого бы то ни было другого. В качестве примера можно вспомнить 24-ю главу Евангелия от Матфея, отрывок из которой сегодня звучит в храмах за богослужением. Давайте послушаем его.
Глава 24.
13 претерпевший же до конца спасется.
14 И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.
15 Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте,- читающий да разумеет,-
16 тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы;
17 и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего;
18 и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои.
19 Горе же беременным и питающим сосцами в те дни!
20 Моли́тесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу,
21 ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.
22 И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.
23 Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,- не верьте.
24 Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных.
25 Вот, Я наперед сказал вам.
26 Итак, если скажут вам: "вот, Он в пустыне",- не выходи́те; "вот, Он в потаенных комнатах",- не верьте;
27 ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого;
28 ибо, где будет труп, там соберутся орлы.
Апостол Матфей сгруппировал пророческие речи Христа в единый блок вне зависимости от того, по какому поводу была произнесена та или иная речь. По этой причине складывается ощущение, что Спаситель перескакивает с одной темы на другую, чего, конечно же, не было. Так и с этим евангельским отрывом, в нем смешано то, что Христос говорил относительно конечной судьбы мира, и то, что относится исключительно к Иерусалиму. Иерусалимские пророчества давно исполнились — город был разрушен в первом веке по Рождестве Христовом, а вот словам о конце мира ещё предстоит осуществиться.
В этих словах обращают на себя внимание два момента: во-первых, то, что «проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной», а во-вторых, — «лжехристы и лжепророки», которые «дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных». По всей видимости первое означает то, что возможность услышать Евангелие и обратиться ко Христу будет предоставлена Богом всем народам, так, чтобы никто не мог сослаться на недостаточную информированность. Это, как мы понимаем, пока что не произошло, и есть масса людей даже в традиционно христианских странах, которые ничего не слышали о Евангелии, а если и слышали, то лишь фрагменты и не могли уловить суть евангельского благовестия, следовательно, не могли и выразить своё к нему отношение.
Со вторым дело обстоит несколько сложнее. Если в первохристианские времена «лжехристами и лжепророками» были вполне обычные, но чрезвычайно харизматичные люди, то в наше время никакой человек не способен поразить окружающих своими дарованиями настолько, что они станут его безоговорочно воспринимать как Сына Божия или хотя бы как пророка. Тем более, что мы знаем, сколько подобных людей появлялось за две тысячи лет христианства. Поэтому и остерегаться нам стоит не людей, а чего-то иного, предположить, чего именно, увы, не представляется возможным, можно сказать лишь о том эффекте, который будет оказывать это иное: многие предпочтут отказаться от Христа и пойти не за Ним, а за тем, что будет предложено в качестве альтернативы, причём процесс этот будет носить настолько массовый характер, что не заметить его будет невозможно.
Впрочем, нет никакого смысла сосредотачиваться на размышлении о будущем, нам, как и христианам всех предшествующих поколений, стоит думать лишь о том, как исполнить Христовы заповеди, и если получится это сделать, то никакое зло, способное погубить душу, нас не коснётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов